Найти в Дзене
Синефил Тарковского

«Придорожное заведение» (1948) – забытый нуар, стильный и мрачный бриллиант жанра

Нуар – душа Золотого века Голливуда. Ночное, мрачное кино, часто снимаемое за копейки буквально на коленке в максимально быстром темпе. Среди них есть громкая классика, но и среди огромного количества не столь известных фильмов можно найти жемчужины. И насколько же приятно их находить! Таково «Придорожное заведение». Малоизвестный нуар от румына Негулеско, автора чудесных «Маски Димитриоса» и «Юморески». Никакой деконструкции жанра, никаких изобретений и изысков – это меланхоличная, медленная, почти бытовая история о любовном треугольнике. Два друга держат бар в маленьком городке. Один из них нанимает певицу, роль которой исполняет Ида Люпино, и завязывается конфликт. Простая история окрашивается в психологические краски за счёт демонической игры Ричарда Уидмарка, одного из самых харизматичных исполнителей психопатов-плохишей в то время. Ида Люпино играет на фортепиано, поёт прокуренным голосом в облаках сигаретного дыма, маленький бар живёт своей жизнью, Уидмарк хихикает аки Джокер.

Нуар – душа Золотого века Голливуда. Ночное, мрачное кино, часто снимаемое за копейки буквально на коленке в максимально быстром темпе. Среди них есть громкая классика, но и среди огромного количества не столь известных фильмов можно найти жемчужины. И насколько же приятно их находить!

Таково «Придорожное заведение». Малоизвестный нуар от румына Негулеско, автора чудесных «Маски Димитриоса» и «Юморески». Никакой деконструкции жанра, никаких изобретений и изысков – это меланхоличная, медленная, почти бытовая история о любовном треугольнике. Два друга держат бар в маленьком городке. Один из них нанимает певицу, роль которой исполняет Ида Люпино, и завязывается конфликт. Простая история окрашивается в психологические краски за счёт демонической игры Ричарда Уидмарка, одного из самых харизматичных исполнителей психопатов-плохишей в то время. Ида Люпино играет на фортепиано, поёт прокуренным голосом в облаках сигаретного дыма, маленький бар живёт своей жизнью, Уидмарк хихикает аки Джокер. Что ещё нужно?

На удивление, один из самых стильных нуаров. Нежный, приглушённо-тихий и такой приятный. Операторская работа, за которую ответственен ветеран жанра и 9-кратный номинант на «Оскар» Джозеф Лашелл, деликатна и даже минималистична. Простыми ракурсами создаётся настоящее волшебство. Никакой ремесленной виртуозности во всём – но святая искренность простоты. Кинематограф, который ещё не совершил грехопадения, не сорвал яблока с древа познания Новых Волн и прочих открытий второй половины XX века. Вот что такое классический нуар.

Такие фильмы не хочется анализировать, здесь нет скрытых подтекстов и глубокого символизма. Они просты и знакомы, как детство. И пересматривать «Придорожное заведение» – всё равно что возвращаться в родной дом. Здесь всё знакомо, здесь не увидеть ничего нового. Зерно дешёвой плёнки как одеяло. Время укутываться в пыльное тепло золотых бликов чёрно-белого полотна.

Классический нуар – ему хочется петь оды. Невероятно ёмкий жанр, простой, бесхитростный обычно, породивший невероятное количество достойных фильмов за всего-то 18 лет своего существования.

-2

Ида Люпино, одна из главных звёзд жанра, играет тут чувственную и своенравную роковую женщину, сильную снаружи и потерянную внутри. Она – певица, приехавшая из Чикаго в небольшой городок недалеко от канадской границы искать хоть какой-то смысл жить, уже безо всяких надежд на счастье. Персонаж Ричарда Уидмарка, владелец придорожного бара, хочет остепениться и жениться на ней, но по ходу действия фильма его разрушительное начало начинает доминировать. Его игра как будто бы объединяет скрытую силу героев Джеймса Дина и сумасшествие Джокера. Несмотря на то, что роль для него типичная, его выходки могут удивить и хорошо знакомого с законами нуара зрителя, чего уж говорить о тех, кто видел мало лент этого жанра.

-3

А вот заглавная песня в исполнении Иды Люпино:

В картине она звучит в другой, более мрачной версии. И хотя бы ради этого исполнения «Придорожное заведение» стоит посмотреть.

Этот фильм – один из бриллиантов, что лишь после долгих поисков удаётся выкопать в стоге огромного количества дешёвых нуаров. Невероятно атмосферный фильм, без пафоса дающий полное представление о жанре. Мрачный, безнадёжный, полный меланхолии и подавленных чувств. Самое то в преддверии новогодних праздников.

Моя оценка: 7.6/10
КиноПоиск: 6.4/10
IMDb: 7.2/10
RottenTomatoes: 86%

Пост из телеграм-канала "Синефил Тарковского" - подписывайтесь и на него!