Сегодня сложно представить, чтобы фотограф мог стать мэром города. А вот более 100 лет назад такое было возможно: фотограф Шалль Рудольф Самуилович был избран главой Новониколаевска, сегодняшнего Новосибирска. Однако эту должность он занимал не более месяца. И это самый короткий срок исполнения обязанностей главы в истории нашего города.
Представитель лютеранской общины
Рудольф Самуилович Шалль приехал в Новониколаевск в 1897 году, он был молод, ему было всего 25 лет, и он зарабатывал на жизнь фотографией. Как это часто бывает – сапожник был без сапог – до нас дошел только один его портрет, и об истории этого снимка я расскажу позже.
Родился Рудольф Самуилович Шалль в Ораниенбауме, предположительно – в семье немцев-переселенцев. В этом городе было много немецких колонистов, которые перебрались сюда еще в 18 веке из германских земель. Известно, что он окончил курс городского училища, по вероисповеданию был лютеранином и прибыл в Новониколаевск в числе первых 27 лютеран. Проживал в собственном доме неподалеку от вокзала станции Обь (сейчас вокзал «Новосибирск-Главный»), рядом с Михайловским логом, там же было его фотоателье.
Свой дом он запечатлел вот на этом, самом известном своем снимке. По некоторым данным он был снесен только в 2000-х годах. Сейчас на этом месте находится дом по адресу Шамшурина, 1. К слову, Шалль оставил еще несколько фотографий дореволюционного Новониколаевска, которые вошли в отдельный альбом.
От портретиста до главы города
Рудольф Шалль был достаточно известным фотографом-портретистом, у него была своя студия, и к нему ходили за семейными и не только снимками. Вот несколько его работ.
Но в справочнике Новониколаевска за 1912 год как фотограф он уже не значится. Зато мы находим его в перечне лиц занимающих общественные должности, там он записан членом управы. Его политическая деятельность началась еще раньше – в 1909 году, когда был избран в первый состав Городской думы Новониколаевска. К тому моменту он был уже небедным человеком и имел вес в лютеранской общине. Членом городской управы Шалль работал в период с 1911-1915 года. Его сразу избрали заместителем городского головы, которым в это время был Владимир Ипполитович Жернаков. Позже он был избран заместителем другого главы – Алексея Григорьевича Беседина.
Отдельно стоит сказать о его финансовом положении. К 1909 году он владел в городе недвижимостью в размере 1000 рублей, в 1912 г. один из своих домов сдавал в аренду под местный лазарет военного ведомства — арендная плата составляла 2700 рублей в год. Как член городской управы получал в 1912 г. жалование в размере 1 980 рублей, примерно – 160 рублей в месяц. Это неплохие деньги: полкило хорошего мяса стоило не больше 20 копеек.
В 1915 году Шалль оставил общественную деятельность, в 1917 году какое-то время был заместителем директора Ново-Николаевского Общественного банка. Летом 1919 года, когда Новониколаевск находился под властью Верховного правителя России Колчака, он был избран в новый состав Городской думы. А в ноябре 1919 г. был назначен городским головой. Но уже в ночь с 13 на 14 декабря в город вошла 27-я стрелковая дивизия 5-й Красной армии, и 17 декабря вся власть перешла к Новониколаевскому ревкому. Удивительно, как Шаллю удалось уцелеть после смены власти.
Обвинен за шпионаж и диверсии
После революции для Шалля начался новый этап жизни: он вновь вернулся к занятиям фотографией. После гражданской войны продолжал работать в Новосибирске фотографом в своем фотоателье в том же самом доме. В 1922 году, в 49 лет, впервые женился – на Анне Ивановне Бутовой.
Судя по объявлению в газете, делал срочные фото на документы (тогда их называли миниатюры), увеличивал фотографии и по-прежнему снимал портреты.
Вот как об этом вспоминал старожил города Евгений Барабанов, внук Дмитрия Егоровича Барабанова, с которым Шалль вместе работал в Городской Думе:
«Впервые я услышал о Шалле в раннем детстве от родителей, решивших сделать семейную фотографию. Запомнилась мне огромная комната-павильон с большим «окном» (застекленной на два этажа стеной) и то, как седобородый человек, накрывшись черным платком, смотрел в ящик-фотоаппарат, стоявший на большой треноге».
Евгений Барабанов и стал автором единственного дошедшего до нас снимка Рудольфа Шалля. Портрет был сделан во дворе его дома, Рудольф Самуилович позировал ему с любимой собачкой на руках. Во время посещения показал ему свою лабораторию и дал советы по фотографированию.
«Перед уходом я все-таки решился его спросить, всегда ли он был фотографом или до этого занимался чем-то другим, – рассказывал Барабанов газете «Вечерний Новосибирск». – Он ответил, что занимался другим делом, но уточнять больше не стал. В те годы массовых репрессий не принято было распространяться о том, кем ты был в прошлом».
Последний раз Барабанов видел Шалля в августе 1937 года. 15 декабря Рудольф Шалль был арестован и обвинен в участии в шпионско-диверсионной террористической организации. 8 февраля 1938 года – расстрелян. Остается добавить, что как многие жертвы сталинских репрессий в 1957 он был реабилитирован.