Найти в Дзене
Книгиня Дочитаева

Анатолий Кони «Воспоминания о писателях»: "Только в творчестве есть радость - все остальное прах и суета"

Какими были великие русские писатели в своей повседневной жизни? Как их воспринимали современники: друзья и знакомые? Чем вдохновлялись гении, когда создавали свои шедевры? Обо всем этом и о многом другом рассказывает в своих коротких эссе Анатолий Кони, довольно известный юрист второй половины 19 – начала 20 века. Портреты известных писателей показаны им в сборнике «Воспоминания о писателях» не с точки зрения большого критика и невероятного знатока литературы, а скорее с точки зрения друга и современника. "Если сравнить писателя с художником-живописцем, то широкая кисть Гончарова скорее всего напоминает Рубенса, как нежные и пленительные контуры Тургенева напоминают письмо Рафаэля, а яркие образы Толстого - "светотень" Рембрандта". Всего в сборник входит 30 эссе довольно разного объема от 2 до 40 страниц. Думаете, от такого разброса содержание страдает? Да как бы не так! Это очень увлекательные, душевные рассказы. Здесь нет ни малейшего намека на свойственное многим литературоведам за

Какими были великие русские писатели в своей повседневной жизни? Как их воспринимали современники: друзья и знакомые? Чем вдохновлялись гении, когда создавали свои шедевры? Обо всем этом и о многом другом рассказывает в своих коротких эссе Анатолий Кони, довольно известный юрист второй половины 19 – начала 20 века. Портреты известных писателей показаны им в сборнике «Воспоминания о писателях» не с точки зрения большого критика и невероятного знатока литературы, а скорее с точки зрения друга и современника.

"Если сравнить писателя с художником-живописцем, то широкая кисть Гончарова скорее всего напоминает Рубенса, как нежные и пленительные контуры Тургенева напоминают письмо Рафаэля, а яркие образы Толстого - "светотень" Рембрандта".
А.Ф.Кони
А.Ф.Кони

Всего в сборник входит 30 эссе довольно разного объема от 2 до 40 страниц. Думаете, от такого разброса содержание страдает? Да как бы не так! Это очень увлекательные, душевные рассказы. Здесь нет ни малейшего намека на свойственное многим литературоведам занудство и неуместный канцеляризм. Лично у меня при чтении возникло полное ощущение того, что это вовсе не Анатолий Кони, а я сама общаюсь с нашими столпами литературы.

Отдельным авторам Кони посвящает не один, а сразу несколько очерков. И по тому, как написаны эти очерки, становится понятно – этих писателей Анатолий Федорович для себя выделял особо. Так, например, Льву Николаевичу Толстому посвящены 2 очерка, а Ивану Сергеевичу Тургеневу целых 4. Еще 2 очерка Кони посвятил Федору Михайловичу Достоевскому.

С этими тремя писателями Анатолий Федорович довольно тесно общался лично и вел активную переписку. И вот перед читателем встает самый что ни на есть живой образ литераторов. Вот вы слушаете пламенную речь Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкину в Петербурге. Затем переноситесь в скромную квартирку Достоевского. Еще страничка – и вот вы уже ведете жаркую беседу с Толстым в его имении.

А как трепетно Анатолий Кони подходит к описанию своих героев. С какой искренней любовью он относится к тому же Тургеневу. Как точно описывает всего несколькими предложениями портреты и характеры Толстого и Достоевского. Это поистине невероятно. Не каждый биограф, написавший тысячестраничный труд, сумеет так рассказать, чтобы каждый, даже совершенно далекий от творчества того или иного писателя, человек смог представить себе, кто это такой и кем он был.

«Творения Достоевского представляются мне глубокой шахтой, прорытой в самые недра человеческой души, со сложными подземными ходами, в конце которых таится золото сердечных движений и слезы умиления и сочувствия людскому несчастью. А Тургенев в своих творениях напоминает мне готический храм, глубоко заложенные в землю стены которого стремятся вверх, чаруя взор своими цветными лучистыми окнами, изящными пролетами и кружевной резьбой и, переходя в стройные башни смело поднимаются в небо, в небо возвышенных стремлений, благородства мысли и чувства, в небо нравственного идеала».
Л.Н.Толстой
Л.Н.Толстой

Здесь практически не будет никаких дат, только разве самые ключевые. В «Воспоминаниях о писателях» много личного. Читателю предлагается посмотреть на классиков глазами современника, близкого знакомца. А еще будут истории. Истории вдохновения. Вот, например, вы знаете, какой реальный случай из судебной практики послужил основой для романа Л.Н.Толстого «Воскресение»? Анатолий Кони расскажет вам об этом. Расскажет, как одним вечером сидел в гостиной у Льва Николаевича в Ясной поляне, и они обсуждали один весьма примечательный случай, а писатель его, конечно, запомнил, переработал и выдал миру «Воскресение».

Однажды к Анатолию Федоровичу, когда он еще был прокурором Петербургского окружного суда, обратился некий молодой человек. Происходил этот молодой человек из довольно старой дворянской семьи. А просьба была весьма необычная – одобрить его брак с заключенной в тюрьму проституткой Розалией Онни. Несмотря на то, что Кони был против этого, молодой человек все же добился своего. Он стал регулярно приезжать на свидания с заключенной, дарить ей различные подарки. Дело двигалось к свадьбе. Однако невеста скончалась в конце поста от сыпного тифа. Молодой человек надолго пропал из вида прокурора.

Некоторое время спустя от смотрительницы женской тюрьмы Кони узнал всю правду об этом деле. Оказалось, что Розалия была круглой сиротой, дочерью арендатора мызы в одной из финляндских губерний, который рано умер от рака желудка, успев перед этим поручить свою единственную дочь заботам собственницы мызы. Девочку приняли в дом. Но однажды к ним приехал молодой родственник хозяйки, который совратил несчастную Розалию. После этого девушку выгнали из дома, и жизнь у нее плавно покатилась по наклонной.

Как итог, совратитель случайно оказался в числе присяжных на суде над Розалией. У парня проснулась совесть, и он решил помочь девушке восстановить честное имя, женившись на ней.

«Между этими воспоминаниями находилось одно, которому суждено было оставить некоторый след в творческой деятельности Льва Николаевича. «…»
Рассказ о деле Розалии Онни был выслушан Толстым с большим вниманием, а на другой день утром он сказал мне, что ночью много думал по поводу его и находит только, что его перипетии надо бы изложить в хронологическом порядке. «…» Наконец, через одиннадцать лет у него вылилось его удивительное «Воскресение».
И.С.Тургенев
И.С.Тургенев

А Тургенев? Вы только посмотрите, какой прелестный портрет этого человека написан.

"Покойный Виктор Павлович Гаевский привел Тургенева ко мне в окружной суд и познакомил нас. Как сейчас вижу крупную фигуру писателя, сыгравшего такую влиятельную роль в умственном и нравственном развитии людей моего поколения, познакомившего их с несравненной красотой русского слова и давшего им много незабвенных минут душевного умиления, - вижу его седины с прядью, спускавшеюся на лоб, его милое, русское, мужичье, как у Л.Н.Толстого, лицо с которым мало гармонировало шёлковое кашне, обмотанное по французскому обычаю вокруг шеи, слышу его мягкий "бабий" голос, тоже мало соответствовавший его большому росту и крупному сложению".

На самом деле, показать какую бы то ни было знаменитость именно как человека, самого обыкновенного человека со всеми его достоинствами и недостатками, и при этом не опорочить его, именно презентовать, под силу далеко не каждому биографу. И уж совершенно точно не каждый биограф сделает это так, чтобы у вас, как у стороннего читателя, возникло ощущение полного погружения в эту историю жизни. Причем погружение в историю не только хорошо вам известной личности, но и, казалось бы, ныне полузабытых, если не забытых вовсе, писателей.

И.Ф.Горбунов
И.Ф.Горбунов

Взять, к примеру, того же Ивана Федоровича Горбунова, жизни и творчеству которого в сборнике посвящен весьма объемный очерк. Не думаю, чтобы сейчас кто-то особенно интересовался творчеством этого некогда популярного актера и автора юмористических зарисовок из жизни провинциального общества. Но в свое время он был весьма известен. И знаете, мне был совершенно не нужен гигантский пространно написанный биографический талмуд, чтобы понять, что теперь я просто обязана раздобыть себе экземпляр произведений Горбунова. У Кони получилось как-то так легко и непринужденно вызвать во мне интерес к творчеству человека, о котором я до того ни разу в жизни своей не слышала. Если это не подлинный талант жизнеописателя, то что же это?

«Русского человека, им описываемого и выводимого, Горбунов глубоко понимал и любил горячо, без фраз и подчеркиваний, любил потому, что жалел. «…»
Делясь с публикой своим творчеством, Горбунов никогда, как и подобает истинному художнику, не подделывался по ее подчас низменные вкусы, он был нравоописатель, но не льстец своих слушателей, не слуга их преходящих и изменчивых вкусов, не соискатель дешевого успеха дешевыми и не всегда опрятными средствами».

Вообще, после прочтения «Воспоминаний о писателях» я добавила себе в список на прочтение сразу три книги:

- И.Ф.Горбунов «Избранные сочинения» (нынче, кстати, в печатном виде довольно редкая книга);

- А.П.Чехов «Остров Сахалин» (давно посматривала конкретно на эту книгу, но действительно заинтересовалась ею только после прочтения очерков А.Ф.Кони о Чехове);

- П.Д.Боборыкин «Китай-город» (вообще никогда не думала ни про автора, ни про книгу, но, опять-таки, Кони удалось спутать мои читательские планы).

Я еще достаточно долго могу говорить о «Воспоминаниях о писателях», поэтому, пожалуй, вот здесь вот и остановлюсь.

А какие книги о русских (и не только) писателях больше всего впечатлили вас? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!