В прошлой статье
об этом руднике, а точнее о его участке Ахобинский, разрабатывавшем одноименное месторождение, я рассказал вам об истории самого рудника (участка), его портальном сооружении с погрузочной площадкой, о руддворе и самом стволе, приемных бункерах и старой наклонной выработке, о системе затопленных буровых камер, обледеневшем квершлаге "Соединительный", своеобразном креплении сводов и плавно подвел к теме хаоса этого рудника (участка), проявившегося в связи с тем, что пласт рудного тела здесь залегал весьма неравномерно и под нетипичным углом на различных глубинах, более того, был довольно тонким, что и определило геометрию выработок рудника.
В этой статье я продолжу с того места, где остановил повествование в прошлой, а именно в конце квершлага "Соединительный" перед смыканием со штольней № 7.
Тут мы попадаем в выработки, в которых происходила отработка основного пласта рудной залежи.
В этом зале также оказалось массовым явление с бревенчатым креплением сводов типа "колодец".
Поэтому место очень быстро получило название "Дженга сити - 2".
К сожалению уровень влажности в этих выработках был существенно выше, как и температура и объектив стал со страшной силой запотевать, что сильно отразилось на фотографировании, но я явно не из тех, кто не станет делать фото из-за сложных условий.
Фактически пространство здесь представляет собой наклонную широко простирающуюся выработку с не очень высокими сводами, своды которой поддерживаются деревянными бревенчатыми креплениями типа "колодец" и деревянными подпорками из бревен, которые представляют тут целый лес. Их я покажу чуть позже.
Местами приходится проходить по вот таким доскам над обвалами.
Не сразу понятно куда идти, а идти тут в общем-то можно куда угодно.
Повсюду деревянная крепь, которая держит огромное горное давление или не держит, ведь она давно прогнила и трогать ее не стоит.
Крутопадающая вниз выработка, где-то внизу она затолена.
По всюду также следы анкерной крепи и "дженги".
Туда вниз также простирается наклонная выработка, коих в руднике (участке) огромное количество, в большинстве своем внизу они затоплены.
Где-то сверху метрах в 150 наш коллега светит фонарем, но мы так и не смогли ему докричаться, чтобы отрегулировал поток света нужным образом.
А вот так и выглядит "подземный лес", тут он правда довольно "редкий", дальше нам встретились и более "густые".
Он же, но уже ниже по склону выработки метров на 50.
Еще ниже, но ракурс уже в обратную сторону.
Далее мы вновь вернулись в квершлаг "Соединительный" в то место, где он смыкается со штольней № 7, где встретили бетонную табличку, напоминающую о важности техники безопасности.
Крепление армированной сеткой, предотвращающее осыпание относительно мелкой фракции.
А затем встретили и саму табличку с названием штольни.
Продолжаем свое движение по штольне заглядывая попутно все ответвления.
Как правило такие ответвления оказываются восстающими выработками.
Концами старых рудоспусков, оснащенных деревянными дозаторами породы.
Или ортами, приводящими в наклонные выработки, где отрабатывался пласт рудного тела.
После осмотра которых мы вновь возвращались в основную выработку штольни.
Встречалось много обвалоопасных участков и повсеместно обрушившаяся прогнившая деревянная крепь.
У кого-то возможно возникает вопрос, а почему собственно все крепление деревянное? Возможно потому что рудник старый? На самом деле все обосновывается практичностью. Лес это материал который есть в неограниченном количестве прямо у входа в горные выработки, его можно заготавливать впрок и собственными силами, складировать и использовать в любой момент. К тому же деревянное крепление более податливое и хорошо сигнализирует о том, что выработка начинает проседать в том или ином месте. Деревянное крепление активно используется в рудниках и сегодня, учитывая тот факт, что горные выработки рудника явление временное - они нужны только на период разработки рудного тела, а это за редким исключением не более пары десятков лет.
В какой то момент мы вышли в такой зал. За кадром остались еще ряд выработок, выходящих со всех сторон. При чем практически все эти выработки сообщаются между собой. Зайдя в одну можно выйти из другой. В этом месте максимально начинаешь ощущать особенности геометрии выработок этого рудника (участка), апогей хаоса этого места.
Пока товарищи устроили небольшой привал в этом зале я сбегал вниз наклонной выработки, где она оканчивалась затоплением.
Далее ракурсы в сторону подъема по этой выработке.
В этой системе выработок есть нижние горизонты, которые по видимому затоплены. Впрочем нам пару раз встречались провалы на ближайший нижний горизонт высотой около метров 6-7, но не смотря на наличие веревки у нас с собой мы решили в тот раз исследовать те пространства, которые не требовали подобных спусков или подъемов.
В этой части рудника (участка) порода меняет свой цвет и становится серо-черной.
Очередная наклонная выработка, в этот раз мы попали в нее снизу, если подняться по ней вверх, то можно выйти через орту в другую огромную наклонную выработку, с которой мы начали осмотр этой штольни, зайдя в нее примерно в центральной части уклона. В общем словами это точно не передать, да и мы с ребятами при исследовании часто с трудом понимали происходящее.
Продолжаем движение, на пути нам вновь попадаются многочисленные дозаторы рудоспусков и конечно же обрушившаяся деревянная крепь.
Иногда в рудниках попадаются вот такие камеры плесени. Почему именно здесь сконцентрировано такое количество плесени не известно. Вероятно так сложились условия. Да, здесь много гниющего дерева, но его было много и в другим местах системы, тем не менее столько плесени мы встретили только тут. Кстати это не так уж и много, иногда ее порастает буквально все и выглядит так, как будто прошел мощный снегопад. Красиво, но лучше в таких местах не задерживаться.
А здесь выработку пересекает крутой уклон, который частично обрушился, поэтому для того, чтобы перебраться через него на ту сторону, необходимо за что-то держаться, иначе можно сорваться вниз.
Штольня продолжается, слева от нее очередная зона отработки пласта рудной залежи.
Которая выглядит как очередной подземный лес.
В этой тупиковой выработке пол оказался покрыт толстым слоем черной иловой грязи, вероятно как раз из-за заиливания он и застелен досками для более комфортного передвижения. В конце тупиковой выработки оказался гезенк на нижний затопленный горизонт и лестничный спуск в небольшую буровую камеру, также затопленную.
Дальше штольня становилась все более и более обводненной. Я был обладателем самых высоких сапог, но и их в какой то момент перестало хватать, возможно ситуацию бы исправил рыбацкий комбинезон, в котором я и посещаю рудники, но накануне я проколол его в руднике Садовый, поэтому и был в сапогах.
Мы встретили информационную табличку с информацией о запасном выходе, однако она просто была приколочена к свободностоящей у стенки доске и могла быть принесена откуда угодно. В любом случае, как только до края сапог осталось от поверхности воды пара сантиметров я развернулся обратно.
После чего мы передохнули в одной из буровых камер и двинулись в сторону выхода, где нам предстояло еще осмотреть штольню склада взрывчатых материалов, о которой я расскажу в отдельной статье.