Обычно я, как и большинство авторов, начинаю с исторической справки об объекте, после чего перехожу к иллюстрированному описанию его исследования, но в этот раз мне хочется поступить несколько иначе, слегка переплетая исторические сведения с современным состоянием для лучшего восприятия.
Мы отправились на два летних дня в довольно утомительную для меня поездку по заброшенным рудникам г. Дальнегорска. Утомительную потому, что я был ее организатором и воплотителем, в том числе вел машину, поэтому от посещения другого огромного рудника в предыдущий (первый) день у меня остались скомканные ощущения, потому как к моменты начала его исследования я уже был довольно уставшим, а к моменту заселения в гостиницу просто истощен, в добавок я уронил в затопленную выработку фотоаппарат с широкоугольным объективом, на который я веду съемку во всех подземных объектах. Благо, что фотоаппарат особо не пострадал, а в место широкоугольного объектива, требующего сушки и чистки внутренностей, был установлен другой с меньшим углом, но вполне подходящим для больших пространств подземных выработок.
Во второй же день, я хорошенечко выспавшись и отдохнув заходил под землю с совсем другим настроем и умиротворением. На улице стояла почти 30-ти градусная жара, но как только мы вышли из машины, остановившись в метрах 25 от портала штольни, почувствовали ледяное дыхание подземных выработок.
Нас встречал несколько закопанный грунтом портал основной выдающей штольни № 7.
Заходим в портальное сооружение. За более чем три десятилетия заброшенности портал разумеется раскопали охотники за металлом и вырезали весь доступный металл в выработках.
Массивные металлические ворота, когда-то закрывавшие вход, разумеется отсутствуют. А мы заходим внутрь на встречу холоду недр гор.
Высота сводов не менее 6 метров. Горная выработка здесь полностью в железобетонной обделке. Разумеется для людей портал такого огромного сечения не нужен, как и не нужен он шахтной рельсовой, да и колесной технике, которая в связи со спецификой вся очень низкорослая. Это сооружение было необходимо для заезда карьерных самосвалов, которые грузились в этой штольне.
Длинна сооружения в отличии от его сечения не впечатляет, уже через 20 метров оно оканчивается стеной, за которой раскинул свои щупальца этот (рудник) подземный спрут. Дело в том, что это приповерхностная подземная погрузочная площадка. За стеной находится ствол, по которому в скипах поднималась рудосодержащая горная порода, которая попадала в приемные бункеры, расположенные выше уровня площадки, откуда по рудоспускам с помощью дозаторов выдавалась необходимыми объемами в заезжавшие на погрузку самосвалы.
Преодолеваем стену по обходному людскому ходку и попадаем непосредственно в подземное тело рудника.
Итак, мы находимся в обособленном участке "Ахобинский", позднее переименованного в "Лидовский" отрабатывавшего одноименное месторождение полиметаллических руд, богатое серебром, цинком, свинцом, оловом, железом. Последние два кстати определяют во многом цвет выработок этого рудника, но об этом позже. Отрабатывалось месторождение рудником
3-й Советский. Многие ошибочно полагают, что 3-й Советский и Ахоба это тождественные понятия. На самом деле Ахоба лишь обособленный участок рудника 3-й Советский. Кстати участок называли и называют и "Ахоба",и "Ахобе", и "Аохобе" и в некоторых других интерпретациях, так как это старый местный топоним, который искажался многократно.
Ствол оказался небольшого сечения, сохранились деревянные направлявшие для скипа. Когда делал эту фотографию не сразу подумал о том, что я стою прямо в стволе на куче хлама, которым он завален. Это к слову о том, что посещение подземных горных выработок занятие крайне опасное, здесь огромное количество опасностей, как очевидных, так и не очень. Благо под завалом внизу ствол оказался затоплен и катастрофы бы в случае чего не случилось.
Прямо напротив ствола в противоположной части руддвора или как его еще называют - околоствольный двор расположился рудоспуск на нижние откаточные горизонты.
Пора отправляться в глубины горных выработок, в которых нас ждало много интересного и невероятного.
От руддвора в противоположные стороны направо и налево уходили выработки, правую часть я покажу в другой статье. В этой же мы пойдем налево. Эта выработка осталась со времен разведочных работ и просто была в последствии расширена и переоборудована в выдающую штольню.
Вскоре мы встречаем первое помещение. Это трансформаторная подстанция, помещение отделено от выработки бетонной стеной с двумя входами с каждой из сторон помещения, внутри бетонированные полы с постаментами под трансформаторы, в остальном пустота.
Дальше вновь выходим в штольню и попадаем в место нескольких развилок. Интуитивно сначала решаем идти налево - условно в сторону поверхности. Позднее мы узнали, что в этом месте посредством квершлага "Соединительный" смыкаются две штольни - основная выдающая штольня № 7 и другая штольня, выходящая на поверхность, или как принято говорить о горняков - "на гора", параллельно штольне № 7. Вот в ее сторону мы сейчас и идем.
Выработки здесь оказались разной степени обводненности, местами едва ли хватило сапог.
Не смотря на то, что присущий этому руднику, а точнее его участку, хаос ждал нас существенно дальше, уже здесь он начинает проявляться. По всюду присутствовали разной высоты и заваленности обходные выработки пересекающиеся друг с другом.
Продолжаем движение по старой штольне, она по всей видимости старше штольни № 7 и квершлага "Соединительный". Встречаем зал с колонной из горной породы, которую оставили для поддержки свода, это частая практика при проходке выработок большого объема.
Вскоре выходим к залу, сквозь который насквозь проходит наклонная выработка. Вероятно это старый уклон, по которому с помощью лебедок поднимались снизу от буровой камеры ковши, а возможно даже небольшие вагонетки с добытой рудой, наверх к поверхности. В последствии за ненадобностью сверху сделали забутовку, а буровую камеру затопили, в уклоне положили деревянные лестницы, правда для чего я так и смог определить.
Пересекая наклонную выработку попадаем в людской ходок, он полностью обделан бетоном, но через 10 метров он упирается в забутовку.
А вот и сама затопленная буровая камера или система буровых камер, сейчас остается только догадываться.
Подготовка к разработке Ахобинского месторождения рудником 3-й Советский началась в 1958 году, через 6 лет началась активная разведка с помощью проходки штолен для определения объемов рудного тела, а еще через 4 года рудное тело было вскрыто на разных глубинах и определены его ориентировочные объемы и углы простирания, после чего рудник приступил к его отработке, которая продлилась чуть более 20 лет, после чего месторождение было признано отработанным. Правда с учетом совершенствования средств и методик разведки запасов на сегодняшний день такой вывод может быть абсолютно не актуальным и ошибочным.
Движемся дальше к квершлагу "Соединительный".
Выработки этого месторождения из-за присутствия довольно высокого содержания олова и железа имеют желтовато-красноваты оттенок и массовые натечные образования рыжего цвета.
Выходим к развилке с квершлагом "Соединительный", но сначала пойдем не по нему, а отправимся по другой выработке в сторону.
Свернув направо, почти сразу же попадаем в одно из многих буровых камер. Эта камера не затоплена, но имеет следы обрушений. К слову, не смотря на самый разгар лета и 30-ти градусную жару на улице, здесь по всюду лед и явная минусовая температура.
Буровая камера ранее была явно больше, но сейчас многие пространства просто завалены обрушившейся породой.
Сразу стоит сказать, что в этом руднике (участке) нет невообразимых гигантских буровых камер не просвечивающихся даже мощными фонарями, в которых спокойно можно разместить несколько многоэтажных домов, и при виде которых пропадает дар речи. Этот рудник про другое. Он про хаос, настоящий подземный хаос, который нас ждал впереди.
Обычно пласты рудных тел выглядят несколько иначе и расположены горизонтально или (что реже) вертикально, при этом имеют определенную толщину. Здесь же пласт рудного тела залегал весьма неравномерно и под нетипичным углом на различных глубинах, более того, был довольно тонким. А поскольку именно рудное тело определяет геометрию выработок рудника, то именно здесь они представляют собой некое особое зрелище. Нечто подобное, только в мизерных масштабах мне доводилось видеть только в Карелии.
Возвращаемся к квершлагу и идем дальше.
Который полностью покрыт толстым слоем льда, очень скользкого льда.
Через некоторое время встречаем табличку, которая и сообщает там, что мы в квершлаге "Соединительный".
Но мы вернемся немного назад и заглянем в одну отходящую в сторону выработку, попасть в которую можно пролезая под обрушившейся деревянной крепью.
Пробравшись через хаотично упавшие бревенчатые крепления мы попали в зал с крутым уклоном вниз, который представляет собой сеть затопленных буровых камер и восстающих стволов (правда поскольку мы смотрим на них сверху, то для нас это гезенки - вертикальные выработки для перемещения людей, в них лестницы). Своды зала укреплены креплениями из бревен типа "колодец", из-за обилия которых мы прозвали это место "Дженга-сити". При дальнейшем изучении рудника мы присвоили ему еще и номер 1, так как нам встретилось еще несколько. Честно говоря, первичный осмотр места вызвал просто бурю эмоций и ни одна фотография не сможет этого передать. Смотрите сами.
Вдоволь налюбовавшись этим местом начали из него выбираться, не так то просто, учитывая, что вокруг много льда, повсюду приличный уклон, скользко, грязно и запутано.
Мы снова вернулись в квершлаг "Соединительный", который вскоре привел нас к штольне № 7 и тем выработкам, где непосредственно отрабатывался пласт рудного тела. Но об этом я расскажу уже в следующей статье, для того чтобы не перегружать материалом.