В районных поликлиниках всё больше сотрудников с труднопроизносимыми фамилиями. Вузы России зазывают учиться бесплатно абитуриентов из Средней Азии. Есть факультеты, на которых нет ни одного местного студента. Кто будет лечить через пять-семь лет тех, кто не может платить за своё здоровье по коммерческим расценкам?
ОЛЬГА АНТОНОВА
Из-за нищенских зарплат врачи идут в коммерческие клиники, а в государственных медучреждениях их замещают приезжие. В частной медицине внимательные специалисты примут, обследуют, назначат лечение. Даже в провинциальных городах приём доктора стоит от двух тысяч рублей. А если визитов требуется несколько? Разоришься. Приходится идти по месту жительства, а там сегодня часто встретишь врача, квалификация которого вызывает немало вопросов.
По данным Минздрава, штат больниц и поликлиник врачами укомплектован на 82%, средним медперсоналом - на 84%. Но на деле картина хуже, ведь каждый врач трудится минимум на полторы ставки.
В нашей местной поликлинике приём ведёт таджик-хирург. Мой родственник обратился к нему с болезненной шишкой на ладони. Врач с акцентом предложил: "Не знаю, что там у тебя, давай сейчас разрежем и там посмотрим". Резать себя больной не дал - идея сыграть роль живого учебного пособия не вдохновляет...
Верный помощник чужеземцев в белых халатах - интернет. Свекровь часто ходит в поликлинику, говорит:
У нас через кабинет сидят приезжие врачи. Смотрят на тебя, слушают, потом медленно, выискивая русские буквы на клавиатуре, забивают симптомы, читают и выписывают рецепт.
Недавно Росздравнадзор раскрыл статистику по приезжим специалистам, которые подавали заявление на получение медицинской лицензии. Так в 2022 году было получено 5,3 тыс. обращений:
- 1940 - от медработников с украинским образованием;
- 1097 - специалисты с таджикскими дипломами;
- 620 - киргизские специалисты;
- 561 (10,6%) - казахские медики;
- 233 (4,4%) - заявители из Узбекистана.
Выдано 4515 положительных решений (85%). Отказано было из-за "несоответствия заявленного уровня подготовки установленным в РФ квалификационным требованиям". Надо думать, остальные оказались высококлассными специалистаами?
В июле на депутата Госдумы напали приезжие, ударили дубинкой по голове. По иронии судьбы швы пострадавшему накладывал Мухамедсаид Сулейманович.
Перевели на мову, самим смешно стало
Устроиться на работу приезжему врачу просто, диплом подтверждать не надо: действует межгосударственное соглашение с бывшими республиками СССР. Требования в Союзе к медобразованию были высокими. Сохранён ли тот уровень?
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов в интервью "Свободной прессе" пояснил:
После гонений на русскоязычное население учить там стало некому, специалисты, в том числе в образовании, уехали. На Украине пытались перевести русский медицинский язык на мову - им смешно самим стало.
Ян Власов подчёркивает: врач в любом государстве - элита. Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Отказ от русского языка в большей части республик создал каверны в образовательном процессе. К нам они едут не работать, а деньги зарабатывать. Медицина, подчёркивает эксперт, это служение. И здоровье - не товар.
Как допустили до пациентов специалистов без знания русского языка? Есть медкнижка у специалиста? Есть ли в ней данные о детской вакцинации? Мы же знаем, как помолодел туберкулёз в Таджикистане, вакцинации нет. А врачи каждые 15 минут общаются с пациентами. Они им инфекцию передают?
Власов подчёркивает: в любом государстве врач всегда был элитой, представителем высокого культурного пласта. И элита эта таковой и должна оставаться.
Позаботиться об абитуриентах
Россия не только легко принимает приезжих врачей, но и с радостью обучает абитуриентов из Средней Азии. В том числе бесплатно, по квотам. По данным Минздрава, сейчас образование получают более 75 тыс. иностранных студентов из 150 государств.
Учёбу в России выбирают выпускники таджикских школ, в приоритете - медицинское направление. Страна входит в топ-5 по числу студентов в России. На 2025 год мы выделили самую высокую квоту в мире - тысячу мест. А Кыргызстану на следующий год выделено 700 бесплатных мест.
Для абитуриентов из Узбекистана в следующем году подготовлено 800 бюджетных мест. Всего по программам России обучаются более 53 тыс. узбекских студентов, из них 4 тыс. - студенты-медики.
Коммерческие вузы не отстают от государственных. Так, на первом курсе стоматологического факультета частного университета в Саратове учатся сплошь приезжие.
При этом поступить в любой медицинский вуз очень сложно. Мама выпускницы рассказала:
Кроме репетиторов по русскому и математике, дочь углублённо занималась в онлайн-школе, где "натаскивают" на ЕГЭ. Мы подавали документы в несколько медуниверситетов и поступили в Казань. В родном городе не прошли на бюджет, а стоимость платного обучения на стоматолога - 225 тыс. рублей в год - не потянем.
В коммерческом медуниверситете Саратова семестр для будущего стоматолога стоит более 250 тыс. рублей. А нам чиновники твердят, что в республиках Средней Азии бедность и разорение. Выходит, у наших родителей денег нет на обучение, а у их - есть.
Что с того?
Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека Кирилл Кабанов подчёркивает, что массовая замена наших врачей на мигрантов из Средней Азии есть угроза национальной безопасности, жизни и здоровью людей.
Надежда забрезжила, когда председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил:
Целесообразно ли в сферу здравоохранения привлекать мигрантов? Или, может, сделать всё, чтобы наши целевики, из которых всего треть возвращается работать в больницы, пошли в профессию, и понять, почему они не идут? А у нас Минздрав подаёт заявку, чтобы мигранты ехали врачами и медсёстрами.
Кажется, до региональных властей доходит острота проблемы. Летом запрет на работу мигрантов в здравоохранении ввёл Севастополь. В Якутии табу действует с сентября. С 1 января приезжих перестанут трудоустраивать в Нижегородской области и в Подмосковье. Полностью запретят труд мигрантов в Краснодарском крае.
Чего ждут остальные?
__________
Не боимся говорить правду в Телеграме: https://t.me/tsargradtv