Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Внеклассное чтение. "Россия в 1839 году" - размышления о многом. ЧАСТЬ XVIII

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Иной раз мне кажется, что книга де Кюстина многотомна как собрание сочинений В.И.Ленина - вроде тех, что фундаментально пылились во всех советских библиотеках, занимая самые видные (и самые же неудобные - потому что сверху) полки. "Россия в 1839 году" за год стала неотъемлемой частью РУССКАГО РЕЗОНЕРА, и я, признаться, порою задумываюсь: а что же будет, когда мы, наконец, дочитаем труд нашего героя? Впрочем, есть, конечно, на сей счет у меня кое-какие соображения, вопрос лишь в том - не завершит ли сам канал свое полузефирное существование ранее, чем будет перелистнута последняя страница заметок маркиза? Ну, а пока "всё как будто под рукою и всё как будто на века", продолжаем неспешно передвигаться из одной столицы в другую, и впереди у нас - Тверь, а стало быть - до Мос

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Иной раз мне кажется, что книга де Кюстина многотомна как собрание сочинений В.И.Ленина - вроде тех, что фундаментально пылились во всех советских библиотеках, занимая самые видные (и самые же неудобные - потому что сверху) полки. "Россия в 1839 году" за год стала неотъемлемой частью РУССКАГО РЕЗОНЕРА, и я, признаться, порою задумываюсь: а что же будет, когда мы, наконец, дочитаем труд нашего героя? Впрочем, есть, конечно, на сей счет у меня кое-какие соображения, вопрос лишь в том - не завершит ли сам канал свое полузефирное существование ранее, чем будет перелистнута последняя страница заметок маркиза? Ну, а пока "всё как будто под рукою и всё как будто на века", продолжаем неспешно передвигаться из одной столицы в другую, и впереди у нас - Тверь, а стало быть - до Москвы осталось совсем немного!

Довольно редкая гравюра "Россия. Вид на Тверь" 1838 года французского гравёра Самуэля Шоле по рисунку художника Виктора Мари Данвина
Довольно редкая гравюра "Россия. Вид на Тверь" 1838 года французского гравёра Самуэля Шоле по рисунку художника Виктора Мари Данвина

Но для начала - небольшой, но весьма изящный комплимент от автора русским. Приятно, приятно...

  • Нет ничего более своеобразного, более непохожего на все, что я видел в других местах, чем повозки, люди и животные, которые встречаются на дорогах этой страны. Русский народ наделен природным изяществом, грацией, благодаря которой все, что он делает, все, к чему прикасается или что надевает на себя, приобретает неведомо для него и вопреки ему живописный вид. Если людей менее тонкой породы поселить в русских домах, нарядить в русское платье и заставить пользоваться русской утварью, то все эти предметы покажутся просто уродливыми; здесь они представляются мне странными, диковинными, но примечательными и достойными описания. Если обрядить русских в платье парижских рабочих, то платье это станет радовать взор; впрочем, русские никогда не придумали бы одежду, настолько лишенную вкуса. Жизнь этого народа занятна — если не для него самого, то по крайней мере для наблюдателя; изобретательный ум человека сумел победить климат и преодолеть все преграды, которые природа воздвигла в пустыне, начисто лишенной поэзии, дабы сделать ее непригодной для общественной жизни. Противоположность слепого повиновения крепостного народа в политике и решительной и последовательной борьбы того же самого народа против тирании пагубного климата, его дикое непокорство перед лицом природы, всякий миг проглядывающее из-под ярма деспотизма, — неиссякаемые источники занимательных картин и серьезных размышлений...

Маркиз на пути к исправлению? Его окончательно растрясло до такой степени, что он поменял мировоззрение? Только совсем вот недавно ужасался дурнотой русских крестьянок, а тут вдруг... Нет-нет, вы только послушайте!

  • ... Я несколько раз останавливался в деревнях, чтобы посмотреть, как состязаются юноши и девушки, и наконец встретил несколько женщин, восхитивших меня своей совершенной красотой. У них нежные, белые лица; румянец, так сказать, просвечивает сквозь чрезвычайно тонкую и прозрачную кожу. У них ослепительно белые зубы и — большая редкость! — идеально правильной формы рот, изящно очерченные, как у античных статуй, губы; глаза у них чаще всего голубые, но раскосые; они слегка навыкате и выражают лукавство и врожденную непоседливость, свойственные славянам, которые обычно хорошо видят то, что находится сбоку и даже за спиной, не поворачивая головы. Все это полно очарования; но то ли по прихоти природы, то ли из- за наряда все эти достоинства у женщин заметны реже, чем у мужчин. На сотню крестьянок лишь одна хорошенькая, меж тем как среди мужчин многие могут похвастать красиво вылепленной головой и правильными чертами лица. Мне встречались старики с розовыми щеками, большой лысиной, обрамленной серебристыми волосами, и длинной шелковистой седой бородой. Глядя на эти прекрасные лица, думаешь, что время придает им величие в награду за утраченную юность; их головы достойнее кисти живописца, чем те, что я видел на полотнах Рубенса, Риберы или Тициана... Порой случается, что правильный греческий профиль сочетается с чертами столь тонкими, что их совершенство не лишает лицо выразительности; тогда столбенеешь от восхищения.
Портрет русской крестьянки кисти Василия Тимофеева
Портрет русской крестьянки кисти Василия Тимофеева

Маркиз, перестаньте уже нас пугать, а то мы подумаем, что вы окончательно сменили уже ставшими за 17 предыдущих частей привычными взгляды на Россию и русских! Тем более, что вот уже и Тверь...

  • В одном месте дорога вдруг круто обрывается вниз, к понтонному мосту, опустившемуся едва ли не на самое дно, потому что от засухи река обмелела. Эта река, все равно широкая, хотя и ставшая уже из-за летнего зноя, носит великое имя: Волга; на берегу этой знаменитой реки передо мной в лунном свете встает город: его белые стены мерцают в ночи, больше похожей на сумерки, а сумерки — благодатное время для миражей; свежевымощенная дорога вьется вокруг свежепобеленного города, где я на каждом шагу встречаю римские фронтоны и оштукатуренные колоннады, столь любимые русскими, которые надеются с их помощью показать, что они разбираются в искусстве; по этой запруженной дороге можно ехать только шагом. Город, мимо которого я проезжаю, кажется мне огромным: это Тверь, чье имя вызывает в моей памяти бесконечные семейные распри, наполнявшие русскую историю до татарского нашествия: я слышу, как брат проклинает брата; раздается боевой клич; я вижу резню, вижу, как воды реки окрашиваются кровью; из недр Азии приходят калмыки, пьют эту воду и обагряют Волгу другой кровью. Но я-то зачем полез в эту кровожадную толпу? Чтобы совершить новое путешествие и рассказать вам о нем: словно картина страны, где природа не создала ничего, а искусство произвело только наброски да копии...

Ну вот и славно, а то, признаться, мы уже чорт его знает что подумали... Нет, ничего не меняется, и мы по-прежнему - азиаты, "не разбирающиеся в искусстве". Ладно, Тверь с Волгою не произвели на путешественника ровно никакого впечатления, стало быть, бедной Российской Империи осталось только вынуть из кармана заношенного азиатского фасону сертука последний козырь, да эффектным жестом с торжествующим видом выложить его прямо перед носом заграничного упрямца. А вот - Москва, сударь! Каково?

Г.Г.Чернецов "Парад в Кремле в 1839 году"
Г.Г.Чернецов "Парад в Кремле в 1839 году"
  • Вам никогда не случалось видеть на подступах к какому-нибудь порту на берегу Ла-Манша или Бискайского залива лес мачт за невысокими дюнами, которые полностью закрывают от вас город, пристани, набережные и само море с кораблями, стоящими на рейде? Над песчаной грядой возвышаются только голые бревна с ослепительно белыми парусами, реями, пестрыми флагами, развевающимися вымпелами, яркими разноцветными хоругвями; и вы застываете от изумления при виде этой стоящей на суше эскадры: так вот, такое же впечатление произвела на меня Москва, когда я увидел ее впервые: над облаком дорожной пыли сверкало множество колоколен, а сам город тонул в этом вихре, и линия горизонта размывалась в мареве, неизменно заволакивающем летом небо в этих краях. Бугристая, почти необитаемая, плохо обработанная, неплодородная на вид равнина похожа на дюны с тощими купами елей и редкими рыбачьими хижинами, жалкими, но все же дающими убогий приют. Посреди этой пустыни передо мной вдруг возникло множество разноцветных куполов и усыпанных звездами главок, но основания их оставались скрыты от взора: это был город; низкие дома еще прятались за пригорками, меж тем как взметнувшиеся ввысь шпицы церквей, причудливой формы башни, дворцы и старые монастыри уже привлекали мой взгляд, как стоящий на якоре невидимый флот с его плывущими в небе мачтами. Это первое явление моему взору столицы славянской империи, которая блистает среди холодных пустынь христианского Востока, невозможно забыть. Перед путником расстилаются унылые, но безбрежные, как океан, просторы, и посреди этой пустыни встает поэтичный город, не похожий ни на один город в мире, город, чья архитектура не имеет ни имени, ни подобия...

Ага!!.. Таки торкнуло вас, маркиз? А вот я знал, что так и будет. По крайней мере - при первом взгляде на Белокаменную. А что будет со второго - мы, пожалуй, узнаем уже в марте.

-5

Закрепим наше расставание с де Кюстином на целый месяц ноктюрном Михаила Ивановича Глинки "Разлука", написанным, кстати... разумеется, в 1839 году, когда ж ещё?

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу