Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Многие меня осуждают: покупаю верхние места и трижды в день спускаюсь поесть

«Меня зовут Алексей, и я тот самый человек, которому часто бросают косые взгляды в поездах. Но я считаю, что мы живем в правовом обществе, и пользоваться своими правами – не преступление. Путешествия для меня – это образ жизни. За год я совершил более 30 поездок в купе, и у меня есть устоявшийся алгоритм: билет беру на верхнюю полку, а ем – внизу», – пишет наш подписчик. Приводим его письмо целиком, как повод для дискуссии. На первый взгляд, кажется, что это вызывает у людей недоумение, а иногда даже негодование. Почему? Потому что я соблюдаю правила, но многим это почему-то не нравится. Для начала поясню, почему я предпочитаю верхнюю полку. Во-первых, она дешевле. Во-вторых, на нее никто не лезет, когда я спускаюсь. Я могу спокойно отдыхать, зная, что мою территорию никто не занимает. И да, я действительно использую свое право спускаться вниз три раза в день, чтобы поесть и размяться. Это не просто мое личное предпочтение – это прописано в правилах. Когда я покупаю билет, я соглашаюсь
Оглавление

«Меня зовут Алексей, и я тот самый человек, которому часто бросают косые взгляды в поездах. Но я считаю, что мы живем в правовом обществе, и пользоваться своими правами – не преступление. Путешествия для меня – это образ жизни. За год я совершил более 30 поездок в купе, и у меня есть устоявшийся алгоритм: билет беру на верхнюю полку, а ем – внизу», – пишет наш подписчик. Приводим его письмо целиком, как повод для дискуссии.

На первый взгляд, кажется, что это вызывает у людей недоумение, а иногда даже негодование. Почему? Потому что я соблюдаю правила, но многим это почему-то не нравится.

Почему я выбираю верхнюю полку

Для начала поясню, почему я предпочитаю верхнюю полку. Во-первых, она дешевле. Во-вторых, на нее никто не лезет, когда я спускаюсь. Я могу спокойно отдыхать, зная, что мою территорию никто не занимает.

И да, я действительно использую свое право спускаться вниз три раза в день, чтобы поесть и размяться. Это не просто мое личное предпочтение – это прописано в правилах. Когда я покупаю билет, я соглашаюсь с ними и ожидаю, что другие пассажиры сделают то же самое.

«Ребенку нужно место»

За год из тридцати с лишним поездок всего дважды случались неприятные ситуации. В остальном люди обычно спокойно воспринимают, что я спускаюсь по расписанию приемов пищи. Но вот два раза пришлось добиваться своего права через проводника.

-2

Это произошло в летний сезон. Купе я делил с мамой и ее 5-летним сыном. Уже вечером я спустился, чтобы поужинать, разложил еду на столе, а тут мама начала:

– Молодой человек, вы что, думаете, что это ваша кухня?

– Простите, но я имею полное право здесь есть. Три раза в день – мое законное время.

– У нас тут ребенок, ему нужно место!

– Вы знаете, я тоже пассажир и заплатил за билет, соблюдаю все правила. Если вы считаете, что это несправедливо, можете обратиться к проводнику.

Мама нахмурилась, но решила подождать. Через минуту вернулась с проводником.

– Он мешает нам! Почему он спустился сюда? У нас ребенок!

– Простите, но пассажир с верхней полки действительно может спускаться три раза в день, чтобы поесть, – спокойно ответила проводница.

Мама фыркнула, но спорить не стала. Я закончил ужин и вернулся наверх.

«У нас тут рабочая атмосфера»

Другая история произошла осенью. В купе ехали мужчина в деловом костюме и женщина, скорее всего, его коллега. Они сидели с ноутбуками. Мы ехали с раннего утра, я проголодался и спустился на обед. Мужчина посмотрел на меня с явным раздражением:

– Вы что, собираетесь здесь есть?

– Да, три раза в день я могу это делать. Это указано в правилах перевозки пассажиров.

-3

– Это неприлично. У нас тут рабочая атмосфера, а вы со своей едой.

Я улыбнулся, но спорить не стал. Просто сказал:

– Уверен, что все можно решить мирно. Если вы хотите, давайте уточним у проводника.

И, конечно, проводница снова подтвердила мое право.

– Теперь правила позволяют пассажирам сверху трижды в день спускаться вниз.

Мужчина замолчал, но всю дорогу неодобрительно смотрел на меня.

Правила – для всех

Эти ситуации заставили меня задуматься, почему многие так реагируют. Людям не нравятся правила, но вместо того, чтобы написать жалобу в Минтранс или Госдуму, они предпочитают ругаться с попутчиками.

Я всегда придерживаюсь простого принципа: если есть закон, я его соблюдаю. Будет другой закон – я подумаю, как приспособиться. Но пока правила позволяют мне есть три раза в день на нижней полке, я буду это делать.

Кстати, еще полтора года назад этих правил не было. И я почти никогда не злоупотреблял возможностью сидеть внизу. Если меня приглашали, я аккуратно спускался. Если нет, то оставался на верхней полке.

«Не хочу вас стеснять»

Однажды я ехал поездом из Москвы в Адлер. В купе были молодая пара и мужчина в возрасте, который, как оказалось, был бывшим учителем. Мне досталась верхняя полка, а нижнюю занял тот самый учитель.

Утром, когда я проснулся и собрался поесть наверху, снизу раздался голос:

– Молодой человек, если хотите позавтракать, спускайтесь. Тут места хватит.

– Спасибо, но я не хочу вас стеснять, – ответил я.

– Да бросьте, я все равно скоро пойду в вагон-ресторан. Кушайте на здоровье.

Я спустился, сел за столик и быстро распаковал свой контейнер с кашей и термос. Когда мужчина ушел, я аккуратно убрал за собой и вернулся наверх.

В этой поездке я ни разу не почувствовал себя лишним. Люди оказались вежливыми и открытыми, а сам я был готов остаться на своей территории, если бы никто не предложил места.

Тогда действовали другие правила, и я считал, что так правильно – не вторгаться в пространство других людей без их согласия. Но теперь, когда право спускаться и пользоваться столиком закреплено в правилах, ситуация изменилась.

Часто мы забываем, что уважение к другому человеку – это не только проявление воспитанности, но и следование общим нормам. Если мне неудобно, я ищу выход в рамках правил, а не стараюсь навязать свою точку зрения окружающим.

Так что, если вы встретите меня в купе, не спешите сердиться. Я такой же пассажир, как и вы, и просто следую правилам. Возможно, лучше направить свою энергию на улучшение этих правил, а не на конфликт с тем, кто им следует.