Всегда особенно теплые чувства во мне вызывают постройки с щипцовыми крышами-шатрами. А еще такие, что и спустя сто с лишним лет уверенно исполняют роли, ради которых создавались. Как, например, здание на углу Садовой-Черногрязской улицы и Фурманного переулка, построенное в 1900 году…
…Для Бесплатной глазной больницы
В конце девятнадцатого века на всю огромную Российскую империю насчитывалось, как утверждают, не больше двух сотен врачей-окулистов. При этом различных причин, вызывающих слепоту – от инфекций до механических повреждений и травм – существовало множество. И, ясное дело, для большинства простых людей квалифицированная помощь была практически недоступна. К примеру, в Москве, где в 1880-е годы проживало 753 тысячи человек, работало всего лишь две глазные больницы.
А посему в 1881 году было учреждено особое благотворительное Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. Благодаря ему по всей стране начали создаваться специализированные медицинские пункты. И за государственный счет, и благодаря пожертвованиям отдельных обеспеченных граждан.
Одной из таких жертвовательниц стала купчиха Варвара Андреевна Алексеева, торговавшая в Первопрестольной чаем и сахаром, приняв на себя дела почившего супруга. В память о нем, потомственном почетном гражданине, члене совета Московской практической академии коммерческих наук Андрее Алексеевиче Алексееве она…
…Выделила 400 тысяч рублей на развитие глазной медицины
Одна половина той суммы была передана кафедре глазных болезней Московского университета, а другая пошла на строительство бесплатной больницы для бедных. На ее постройку и оборудование ушло 155 тысяч, а остальные 45 положили в Государственный банк в качестве неприкосновенного капитала, проценты с которого предназначались на содержание больницы и ее пациентов.
Место под строительство выделили в левой части территории Яузского полицейского дома. Духовное завещание, по которому была пожертвована сумма, Варвара Андреевна составила, как свидетельствуют, уже практически находясь на смертном одре, в 1894 году. Построили же главный корпус больницы в 1900-м. В разработке его проекта участвовали военный инженер Эдуард Федорович Флейснер и врач-офтальмолог, а по совместительству скульптор, архитектор и реставратор Константин Львович Адельгейм. Он же сделался и первым главным врачом новой клиники.
По их совместному проекту выстроили двухэтажное здание с подвалом, увенчанное со стороны улицы шатровым щипцом, а над угловой частью – куполом, на который водрузили флажок флюгера.
(9 фото)
Сразу же после открытия больнице...
...Присвоили имя в память об Андрее и Варваре Алексеевых
При этом она стала первой московской бесплатной клиникой, где мог получить необходимую помощь каждый, страдающий глазными заболеваниями.
Правда, штат был совсем невелик – всего-то чуть больше тридцати человек, включая главного врача, четырех специалистов и провизора. Стационар изначально был рассчитан на 54 койки, но уже через три года вырос до 72. Кроме того, имелось детское отделение, где вдобавок ко всему еще и регулярно устраивались диспансерные осмотры школьников.
Амбулаторно же в день могло приниматься до двух сотен пациентов. Под амбулаторию одновременно с главным больничным корпусом построили крыло слева, в Фурманном переулке, по проекту архитектора Петра Анисимовича Ушакова. В нем имелись круглосуточный кабинет экстренной помощи, работавший без выходных, операционная, смотровые кабинеты и аптека. Лекарства здесь выдавались бесплатно, бесплатно же для неимущих пациентов изготавливались и очки.
(5 фото)
Лишь только за первые три года своего существования больница приняла около 150 тысяч больных и произвела больше пяти тысяч операций – как в стационаре, так и амбулаторно.
В годы Первой мировой войны здесь же дополнительно развернулся госпиталь для раненых бойцов.
С самого первого дня существования Алексеевской больницы одним из ее докторов был знаменитый врач-офтальмолог Михаил Иосифович Авербах, с 1903 года сделавшийся ее главврачом. Эту должность он занимал до 1944-го.
Да, после революции больницу не расформировали, и она продолжила с честью служить прежнему делу. Ее лишь…
…Переименовали в честь основоположника физиологии зрения Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца
Больницу преобразовали сначала в Институт глазных болезней, а в 1936 году в Центральный научно-исследовательский Институт офтальмологии.
Увеличили и территорию, передав больнице весь бывший участок Яузской полицейской части. В 1925-1929 годах на Садовой-Черногрязской, справа от главного здания выстроили еще один корпус. Его автором стал знаменитый архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц.
(9 фото)
В годы Великой Отечественной войны 29 сотрудников теперь уже Института, а не просто больницы, ушли на фронт, откуда двое не вернулись. А среди оставшихся на трудовом посту развернули военно-госпитальное отделение по изучению боевых травм органов зрения и организовали ускоренные курсы медсестер. Было проведено множество исследований, написано бессчетное число монографий и журнальных статей.
И научная работа, и практическая продолжаются здесь и по сей день.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать Автора, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке:
https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!