Найти в Дзене

Сказка о странном короле Португалии Динише I: он и лес сажал, и стихи сочинял

Жил-был в далекой Португалии король Диниш, который был не совсем обычным правителем. Вот у всех короли как короли: ведут войны, захватывают земли, строят замки. А этот король вдруг возомнил себя поэтом! Представьте, сидит он как-то на троне, вся королевская рать с серьезными лицами обсуждает государственные дела, а король вдруг в рифму заговорил: — К нам на тыквенный пирог Едут граф да королек. А у нас по всей округе – Только камень да песок. Чтоб соседям угодить, Надобно леса садить. И не абы что попало, а сосну укоренить. Если вам король велит, Пусть любой сосну растит: Кораблям-то древесина, Берегам — надежный щит! Министры, конечно, растерялись. Кто-то думает: “Перегрелся, друг сердечный, страна-то солнечная!” А кое-то уже смекнул — да это же творческая личность! А что с творческой личностью можно сделать? Да еще и с королем. Не поспоришь ведь! Ну и стали все так разговаривать, рифмой: — Что ж, Величество, вопишь? Аль тебя спугала мышь? Чай, сажать сосну умеем — И посадим, коль ве

Жил-был в далекой Португалии король Диниш, который был не совсем обычным правителем. Вот у всех короли как короли: ведут войны, захватывают земли, строят замки. А этот король вдруг возомнил себя поэтом!

Король Португалии Диниш I (1261-1325). Фото: Getty Images
Король Португалии Диниш I (1261-1325). Фото: Getty Images

Представьте, сидит он как-то на троне, вся королевская рать с серьезными лицами обсуждает государственные дела, а король вдруг в рифму заговорил:

— К нам на тыквенный пирог

Едут граф да королек.

А у нас по всей округе –

Только камень да песок.

Чтоб соседям угодить,

Надобно леса садить.

И не абы что попало,

а сосну укоренить.

Если вам король велит,

Пусть любой сосну растит:

Кораблям-то древесина,

Берегам — надежный щит!

К нам на тыквенный пирог... Фото: сгенерировано AI
К нам на тыквенный пирог... Фото: сгенерировано AI

Министры, конечно, растерялись. Кто-то думает: “Перегрелся, друг сердечный, страна-то солнечная!” А кое-то уже смекнул — да это же творческая личность! А что с творческой личностью можно сделать? Да еще и с королем. Не поспоришь ведь! Ну и стали все так разговаривать, рифмой:

— Что ж, Величество, вопишь?

Аль тебя спугала мышь?

Чай, сажать сосну умеем —

И посадим, коль велишь!

И посадим, раз велишь... Фото: сгенерировано AI
И посадим, раз велишь... Фото: сгенерировано AI

И посадили ведь. И вырос огромный сосновый лес в Пиньял-де-Лейрия, а когда деревья корнями землю держат, никакая буря почву не сдует, никакая эрозия полям не страшна. А сосны, что вырастут, для кораблей будут служить основой: из них палубы построят, и поплывут португальские корабли за моря, да обратно с добычей вернутся! Ловко ведь придумано? И прозвали за это короля “O Lavrador”, что означало “Земледелец”. А такое прозвище заслужить нелегко!

Стал Диниш каналы строить. Фото: сгенерировано AI
Стал Диниш каналы строить. Фото: сгенерировано AI

Но король на этом не успокоился. Сидел как-то Диниш, думал: «Что ж, богатство страны — не в золоте, а в земле! А как земля зацвести может, коли заботы ей нет?» Стал он каналы строить, чтобы вся вода, что с небес капает, да из рек бежит, не уходила зря, а на поля попадала. Народ ахал, глядя на то, как урожай удвоился да утроился, и каждый год все больше фруктов да овощей вырастало.

Корабли Диниша разносили славу о Португалии. Фото: сгенерировано AI
Корабли Диниша разносили славу о Португалии. Фото: сгенерировано AI

Так и правил Диниш — не мечами махал, а землю растил. И стал народ его жить богато да сыто, а страна процветала, как никогда раньше. А корабли, что на его соснах построены, по всему свету поплыли, разнося славу о Португалии.

Увидел Диниш, как процветает его страна, успокоился, да и снова к стихам вернулся. Как только утро настанет, Его Величество уже, глядишь, сидит за столом, да не за бумагами государственными, а над пергаментом с пером, стихи пишет. Не о налогах, не о битвах с супостатами — а о любви, природе и сердечных муках. Да, да, и ему были знакомы сердечные муки.

Возьмет король, да и песню затянет... Фото: сгенерировано AI
Возьмет король, да и песню затянет... Фото: сгенерировано AI

И писал он на галисийско-португальском языке, который в то время слыл языком поэзии на Иберийском полуострове. Возьмет, бывало, и песню затянет:

— Любовь моя, как ты далёёёёёёко,
Как сердце мое одинооооооко!

Король-то наш того, трубадур... Фото: сгенерировано AI
Король-то наш того, трубадур... Фото: сгенерировано AI

Придворные перешептывались: “Король-то наш того, трубадур, «кантиги» пишет!” (Песни трубадурские, значит). А Диниш на любые возражения отвечал:

— Стихи писать — не мечами махать! Вот ты, министр, сурьезный всегда, а разве сердце у тебя не стучит о любви?

Сердце Диниша стучало от любви: король и его супруга Изабелла.  Фото: Getty Images
Сердце Диниша стучало от любви: король и его супруга Изабелла. Фото: Getty Images

Министр, конечно, молчит. Что тут скажешь, когда сам король рифмы сочиняет, да такие, что даже ветер во дворе заслушивается! Немногие короли были созданы талантливыми авторами, а Диниш был. И более 130 кантиг написал, став известнейшим среди королей Европы. И в историю вошел не как Скупой или Грозный, а как Король-Поэт и Король-Земледелец. Неплохо, неправда ли?

Понравилась сказка? Палец вверх! 👍

Оставляйте комментарии и вопросы 👇

Подписывайтесь, впереди много интересного! ☺️

Другие статьи:

Стала королевой после смерти: странная история Инес де Кастро.

Бастард на троне: продолжение истории короля Педру и Инес де Кастро.

Почему в Португалии обходят лестницы стороной и не смеются в пятницу.

Ножи вместо монет и золотой слиток для посетителей: идем в Музей денег в Лиссабоне.

Почему король Португалии Жуан II должен был отдать своих детей под опеку испанцев.