Отопление салона обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе 6 отопителя, который включается в систему охлаждения параллельно основному радиатору. Отопитель крепится в салоне под панелью приборов четырьмя гайками к болтам, приваренным к коробке воздухопритока. Коробка воздухопритока располагается в моторном отсеке на щитке передка кузова и герметизируется от попадания задымленного воздуха резиновым уплотнителем.
Наружный воздух поступает под заднюю кромку капота в коробку воздухопритока перед ветровым стеклом. Дождевая вода в коробке воздухопритока отделяется пластмассовым водоотражательным щитком, стекает на дно коробки, откуда поступает в моторный отсек через два резиновых клапана слива воды. Эластичные резиновые клапаны не допускают подсоса воздуха с моторного отсека.
Подогретый в отопителе воздух направляется в салон через систему воздухопроводов, которые крепятся снизу к панели приборов, и по воздухопроводу 36 внутренней вентиляции. Воздухопроводы под панелью приборов и отопитель уплотняются прокладками.
Отопитель состоит из правого и левого 3 пластмассовых кожухов отопителя, которые по периметру соединяются между собой скобами 1 крепления. Для уплотнения кожухов в пазы закладывается специальный жгут. В кожухах имеется ряд перегородок и заслонок. Заслонки обеспечивают необходимую степень подмешивания подогретого в радиаторе 6 воздуха и направления его в нужную зону салона.
Для принудительной подачи воздуха в салон сверху отопителя двумя винтами крепится электровентилятор. Конструкция отопителя позволяет снимать электровентилятор со стороны моторного отсека, отсоединив электропровода в моторном отсеке и в салоне. Электровентилятор состоит из двух пластмассовых кожухов 9, к которым крепится электродвигатель 8 типа 45.3730. На валу электродвигателя устанавливается рабочее колесо 10 электровентилятора. Для получения необходимой частоты вращения рабочего колеса имеется дополнительный резистор, который крепится винтом с левой стороны в отверстие кожуха 3 отопителя. Две спирали резистора обеспечивают три скорости вращения рабочего колеса: первую скорость, когда включены обе спирали, вторую скорость при включении одной спирали и третью максимальную скорость (4000 об/мин) при включении электродвигателя без резистора.
Радиатор 6 подогрева воздуха устанавливается в кожухах отопителя, крепится тремя винтами к правому кожуху и уплотняется пенополиуретановой прокладкой 7. Радиатор отопителя состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух пластмассовых бачков. Трубки и охлаждающие пластины изготавливаются из алюминия. Для повышения теплоотдачи радиатора в трубки вставляются полипропиленовые турбулизаторы, не допускающие ламинарного движения жидкости в трубках. Правый бачок радиатора имеет два патрубка, которые подсоединяются резиновыми шлангами 35 с краном 38 отопителя. Герметичность подсоединения шлангов достигается стяжными винтовыми хомутами 31.
Кран отопителя крепится двумя гайками на щитке передка. В месте крепления крана салон кузова герметизируется от моторного отсека специальным уплотнителем. Кран отопителя подсоединяется к системе охлаждения также резиновыми шлангами. Циркуляция жидкости через радиатор отопителя осуществляется насосом охлаждения. Кран состоит из пластмассового корпуса 33 с двумя парами патрубков. В корпусе крана на подводящей магистрали на оси устанавливается пластинчатый клапан 32 крана с отверстием для пропуска охлаждающей жидкости. Рычаг 34 клапана тягой 27 соединяется с рычагом рукоятки 22 управления подогревом воздуха. При повороте рычага 34 отверстие в клапане 32 открывает магистраль для поступления жидкости в радиатор отопителя.
Управление отопителем осуществляется тремя рукоятками 22, 23 и 24, рычаги которых устанавливаются на осях пластмассового кронштейна 25, крепящегося четырьмя винтами к панели приборов. Со стороны салона кронштейн закрывается облицовкой с соответствующими символами положений рукояток управления отоплением и вентиляцией. От самопроизвольного перемещения рукояток их рычаги на осях поджимаются фрикционными шайбами. Рукоятки ставятся на концы рычагов и фиксируются за выштамповки на рычагах. Для снятия рукояток необходимо предварительно отогнуть тонким острым инструментом в месте соединения с рычагом у верхних рукояток верхнюю часть, у нижней - нижнюю часть. Рычаги рукояток тягами 4, 20, 27 и 28 соединяются с рычагами привода соответствующих заслонок и с рычагом 34 крана отопителя. Концы оболочек крепятся скобами 26 на кронштейне 25, кожухах отопителя и корпусе 33 крана.
Рукоятка 22 управления подогревом воздуха воздействует через тяги 27 и 28 на рычаг 34 крана и рычаг привода заслонки 2 (см. на схеме работы отопителя) управления отопителем. При полном перемещении рукоятки 22 вправо открываются кран 38 и заслонка 2, воздух будет подаваться электровентилятором через радиатор 6 отопителя, через который прогоняется нагретая охлаждающая жидкость системы охлаждения. В среднем положении рукоятки 22 кран и заслонка 2 будут находиться в промежуточных положениях, воздух будет проходить как через радиатор, так и минуя его. Этим обеспечивается необходимая степень подогрева воздуха. При крайнем левом положении рукоятки 22 кран 38 отопителя и заслонка 2 управления отопителем закрыты, при этом подающийся в салон воздух подогреваться не будет.
Верхняя левая рукоятка 24 подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров тягой 4 соединяется с рычагом заслонки 29. При перемещении рукоятки влево открывается заслонка обогрева ног, воздух направляется из кожухов отопителя в окна 39 с левой и правой стороны к ногам водителя и пассажира, находящихся на передних сиденьях, а по воздухопроводу 36 внутренней вентиляции к ногам пассажиров на заднем сиденье.
Рукоятка 23 подачи воздуха на ветровое стекло соединяется тягой 20 с рычагом привода заслонки 11 обогрева ветрового стекла, которая регулирует поступление воздуха через воздухопровод 12 на стекло (см. схему работы отопителя).
Для подачи воздуха в салон непосредственно на пассажиров, а также на обдув боковых стекол автомобиля отопитель имеет левое и правое боковые сопла 14 и два центральных сопла. В корпусе сопла устанавливается заслонка 15 с уплотнителями из пенополиуретана. Открывая и закрывая заслонку за рычажок 19, изменяют интенсивность вентиляции. Направление воздушного потока изменяется рычажком 21, который позволяет повернуть сопло с направляющими и лопатки 18 в нужное положение.
Вентиляцию и отопление регулируют в зависимости от температуры наружного воздуха. В теплую погоду наружный воздух может поступать в салон следующими путями: в окна передних дверей при опущенных стеклах; в верхние щели воздухопровода 12 обогрева ветрового стекла; в боковые 14 и центральные сопла при открытых заслонках 15; в окна 39 и 37 воздухопровода внутренней вентиляции. В случае движения автомобиля с небольшой скоростью можно увеличить количество поступающего воздуха, включив одну из скоростей электровентилятора отопителя.
Для предохранения ветрового стекла и стекол передних дверей от запотевания направляют на них холодный воздух. Чтобы увеличить количество воздуха на стекла, закрывают заслонки 15 центральных и боковых сопел. Если необходимо подогреть поступающий воздух, открывают кран отопителя и заслонку 2 управления отопителем, перемещая рукоятку 22 управления подогревом вправо. При необходимости включают переключателем одну из скоростей электровентилятора.
Отопитель обеспечивает среднюю температуру в салоне при температуре наружного воздуха -20°С на режиме максимального обогрева +20° С, а в зоне обогрева ног +25°С.
На автомобилях имеется вытяжная вентиляция, обеспечивающая отсос воздуха из салона кузова. На автомобилях ВАЗ-2108 воздух отсасывается в зазоры под обивку крыши (в основном из задней части салона), попадает во внутренние полости 41 центральных стоек, затем через резиновые воздуховоды 42 и отверстия в задних кромках облицовок 40 выходит наружу. Отсос осуществляется за счет разрежения возникающего при движении автомобиля у задних кромок облицовок центральных стоек кузова.
На автомобилях ВАЗ-2109 вытяжная вентиляция выполнена в задних частях проемов кузова для стекол боковин. Вентиляция осуществляется также за счет разрежения, возникающего у дефлекторов 47 при движении автомобиля. Воздух отсасывается с задней части салона под облицовки 44 дефлекторов, отжимает резиновые клапаны 45 и через отверстия дефлекторов выходит наружу. Резиновые клапаны 45 предотвращают попадание наружного воздуха в салон при боковом ветре.
1. Скоба укрепления кожухов отопителя.
2. Заслонка управления отопителем.
3. Левый кожух отопителя.
4. Тяга заслонки обогрева ног.
5. Уплотнительная прокладка радиатоpa.
6. Радиатор.
7. Уплотнительная прокладка отопителя.
8. Электродвигатель.
9. Кожухи вентилятора.
10. Рабочее колесо вентилятора.
11. Заслонка обогрева ветрового стекла.
12. Воздухопровод обогрева ветрового стекла.
13. Воздухопровод бокового сопла
14. Боковое сопло.
15. Заслонка сопла.
16. Толкатель лопаток.
17. Ось лопатки.
18. Лопатка.
19. Рычажок перекрытия центрального сопла
20. Тяга заслонки обогрева ветрового стекла.
21. Рычажок изменения направления подогревом воздушного потока.
22. Рукоятка воздуха управления
23. Рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло.
24. Рукоятка подачи воздуха в ноги.
25. Кронштейн рычагов управления.
26. Скоба крепления оболочки тяги.
27. Тяга управления краном.
28. Тяга заслонки управления отопителем.
29. Заслонка обогрева ног.
30. Оси рычагов управления подогревом воздуха.
31. Стяжной винтовой хомут.
32. Клапан крана отопителя.
33. Корпус крана.
34. Рычаг клапана.
35. Шланги, соединяющие кран с радиатором отопителя.
36. Воздухопровод внутренней вентиляции.
37. Окна обогрева ног задних пассажиров.
38. Кран отопителя.
39. Окно обогрева ног водителя.
40. Облицовка центральной стойки.
41. Внутренняя полость центральной стойки
42. Воздуховод вытяжной вентиляции.
43. Обивка центральной стойки.
44. Облицовка вентиляции дефлектора
45. Резиновый клапан.
46. Корпус дефлектора.
47. Дефлектор вытяжной вентиляции.
На этом про отопитель больше сказать нечего всём добра и удачи.