Найти в Дзене
Ортодокс Православие

Что имел в виду Иисус Христос, когда говорил об Иоанне Крестителе своим ученикам?

Продолжение статьи «Христианство и реинкарнация. Есть ли между ними связь?» Почему то очень многие люди, знакомые с текстом Нового Завета, видят в словах Иисуса Христа, которые Он произнёс своим ученикам, чуть ли не откровение о факте перевоплощения душ. Вот эти слова: несколько цитат (слов Иисуса Христа) из Священного писания (Евангелие от Матфея 17 глава), которые якобы утверждают перевоплощение душ: 11. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; 12. но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Это слишком примитивная точка зрения. Христос говорил совершенно о другом. Я упоминал в прошлой статье, что Христос очень часто говорил людям в притчах. А притча это иносказательное объяснение того или иного явления. И притчу дословно принимать нельзя. Её необходимо понимать душой и сердцем. Взять хотя бы в пример сло

Продолжение статьи «Христианство и реинкарнация. Есть ли между ними связь?»

Почему то очень многие люди, знакомые с текстом Нового Завета, видят в словах Иисуса Христа, которые Он произнёс своим ученикам, чуть ли не откровение о факте перевоплощения душ.

Вот эти слова: несколько цитат (слов Иисуса Христа) из Священного писания (Евангелие от Матфея 17 глава), которые якобы утверждают перевоплощение душ:

11. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; 12. но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Это слишком примитивная точка зрения. Христос говорил совершенно о другом. Я упоминал в прошлой статье, что Христос очень часто говорил людям в притчах. А притча это иносказательное объяснение того или иного явления. И притчу дословно принимать нельзя. Её необходимо понимать душой и сердцем. Взять хотя бы в пример слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (Мф. 5:29), или «… если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30). Кто из людей, даже очень верующих, будет дословно выполнять сказанное Христом? Хотя даже и глубоко верующий человек не застрахован ни от каких соблазнов. Конечно, встречались на протяжении истории Христианской церкви примеры, когда люди дословно выполняли это, но в таком случае – Бог им судья. Ни чем как членовредительством это назвать нельзя.

Даже если почитать всю Нагорную проповедь, так она в основном состоит из аллегорий и образов. И как можно увидеть сучок от дерева в глазе ближнего своего, или из своего глаза вынуть бревно? И таких аллегорий в словах Иисуса Христа огромное количество. Даже Его ученики роптали на Него, что Он не говорил им открыто. А некоторые и вовсе отходили от Христа: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6:60) . Но Спаситель специально говорил иносказательно, так как пытался в людях открыть духовный слух и духовные очи, потому что человеческими мозгами невозможно постичь Царствие Небесное.

И об Иоанне Крестителе Христос говорил совершенно по другому поводу. Эти слова необходимо рассматривать исключительно в контексте событий на горе Фавор. А Он произнёс эту фразу как раз после схождения с этой горы. Похоже, что Иисус был под ярким впечатлением разговора с пророками Моисеем и Илиёй во время Своего Преображения. Не даром, Он резко одёрнул одного человека, который подошёл к нему с просьбой об исцелении его сына: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). А под впечатлением Христос находился из-за темы разговора с пророками о Его предстоящих крестных муках. И, конечно же, ученики, видя разговаривающего со своим Божественным Учителем пророка Илию, уместно спросили, что он (Илия) должен прийти в мир.

Но смысл ответа Христа заключался не в том, чтобы убедить Своих учеников в реинкарнации души, так как эта тема вообще была не к месту в той ситуации, а совершенно в другом. И чтобы это понять, необходимо понять, кто был Иоанн Креститель и в лице Христа, и в лице Его учеников, и в лице всего народа иудейского.

Как я уже упоминал в предыдущей статье, ему дал очень хорошую «характеристику» архангел Гавриил, когда пророчествовал священнику Захарии о рождении от него сына: «…и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Этими словами архангел Гавриил хотел сказать Захарии, что его сын будет таким же ревностным о Боге, как и пророк Илия. И действительно, если проанализировать жизнь Иоанна Крестителя, то можно понять, что до него не было ни одного такого яркого пророка, кого бы можно было сравнить по ревности о Боге и по аскетическому образу жизни с пророком Илиёй. Именно таким его считали не только Сам Господь с Его учениками, но и весть иудейский народ. Они лишь сравнивали Иоанна Крестителя по силе и духу с пророком Илиёй. И при всём том, что он (Иоанн Креститель) был ревностным о Боге пророком и ярким проповедником, горячо уважаемым иудеями, власть, при молчаливом попустительстве последних, уничтожила его.

Сказав эти слова о Своём Предтече, Христос лишь с досадой и печалью пророчествовал о том, что и с Ним так же поступят. Что «сегодня» иудейский народ, который себя (между прочим) считал Богом избранным народом, ищущий Царствия Небесного и правды его, ходящий толпами за Христом, слушая Его проповеди, и восклицающий ему «Оссана в Вышних, благословен грядый во имя Господне», «завтра» Его предаст и будет кричать вместе с фарисеями: «Распни, распни Его!»

Вот ради чего с горечью в сердце говорил Иисус Христос, когда произносил эти слова об Иоанне Крестителе перед Своими учениками.