На севере Волгограда в старой части Тракторозаводского района, которую до Сталинградской битвы также именовали Соцгородом, находится улица 95-й Гвардейской дивизии. Подобные названия для нашего города - обычное дело. Таким образом увековечена память соединений Красной армии, защищавших наш город во время Сталинградской битвы.
Улица эта, скажем прямо, особо не выделяется архитектурой да и благоустройством не избалована, но это справедливо практически ко всему Тракторозаводскому району, а к его старой части - повсеместно.
Вот фотографии улицы, взятые с сервиса Яндекс.Карты. Снимки датированы 2021 годом, но смею заверить, что и сейчас улица выглядит также. В той части города вообще кажется, что время практически остановилось.
По правде сказать, наименование дивизии меня несколько смутило. Дело в том, что когда я начал искать материал для статьи, то интернет в основном выдавал информацию о 95-й стрелковой дивизии полковника В.А. Горишного. Но дело в том, что на время боёв в городе его дивизия не имела звания Гвардейской, а получила его, а также другой номер, только после окончания боёв за город, когда была преобразована в 75-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. Да и основные боевые действия эта дивизия вела в районе заводов "Баррикады" и "Красный Октябрь", о чём свидетельствует мемориальная доска на здании в старом парке на Малой Франции (она же - посёлок Металлург).
Понимая, что в названии улицы в Тракторозаводском районе города ошибка вряд ли может быть, стал разбираться дальше. Ясность внесла мемориальная доска на доме №2 по улице 95-й Гвардейской.
Ключевое слово тут - освобождая, т.е. речь идёт уже не об оборонительном этапе Сталинградской битвы, а о наступательном, когда была разгромлена 6-я армия вермахта. Продолжив поиск информации на бескрайних просторах интернета, я всё-таки нашёл информацию о 95-й Гвардейской стрелковой дивизии, которая освободила северную окраину Сталинграда. Но вот этот номер и звание Гвардейской дивизия получила только 4 мая 1943 года, а до того она была 226-й стрелковой дивизией, действовавшей в составе 66-й армии генерал-майора Жадова А.С.
Повторюсь, я совсем не уверен в том, что имеет место ошибка в названии улиц, более того, я изначально исхожу из того, что никакой ошибки нет. Улица названа в честь 95-й Гвардейской дивизии и всё, никаких кривотолков тут нет и быть не может. Ну а если название верно, то дивизия Горишного (при всём уважении к героизму её бойцов) к данной улице отношения не имеет, а вот 226-я стрелковая имеет очень даже. Поэтому будет уместно (да и в любом случае, просто нужно сделать, т.к. это история нашего города и знать её нужно) рассказать о ней поподробнее.
226-я стрелковая дивизия (первого формирования) формировалась с 15 июля по 27 августа 1941 года в городе Орехов Запорожской области. Сразу бросать в бой слабо вооруженную дивизию, в отличии от других ее собратьев по Резервной армии не стали. 226-я стрелковая дивизия оставалась в Орехове до 26 августа, когда закончив формирование и довооружение она вступила на фронт в район Подгородное, Осиповка. По докладу комиссара дивизии в 226-й стрелковой дивизии отсутствовало вооружение и амуниция. Имелись одни горные пушки. Днепропетровск был уже занят к этому времени частями противника и дивизия выдвигалась для занятия рубежа реки Днепр.
После сформирования была включена в 6-ю армию Южного фронта и впервые вступила в бой 31 августа на левом берегу реки Днепр северо-восточнее города Днепропетровск. Вела тяжелые наступательные бои против занявшего плацдарм сев. Днепропетровска противника и в ходе боев 2 сентября понесла тяжелые потери.
До 26 сентября дивизия вела ожесточённые бои восточнее Полтавы вместе с остатками 300-й стрелковой дивизии. 27 сентября выведена на укомплектование в резерв 38-й армии в район западнее Харькова.
Выйдя на рубеж Северского Донца с января 1942 г. участвует в частных операциях. С 19 января ведет наступление на Гостищево, Сабынино. С 7 по 14 марта участвует в наступлении в составе 38-й армии в районе Рубежное, Стар. Салтов захватив плацдарм на Северском Донце.
С 10 мая 1942 года была передана в 28-ю армию Рябышева. Участвовала в неудачной Харьковской операции. Перейдя в наступление овладела населённым пунктом Непокрытое. Захватила 126 пленных и 29 орудий.
С 10 июня 1942 года немецкие войска перешли в наступление на Волчанском направлении. Дивизия была вынуждена начать отход за Северский Донец и в итоге была отброшена к населённому пункту Приколотное. С 23 июня дивизия находилась в резерве 21-й армии в районе Скородное. На 29 июня насчитывала 8336 человек, 24 орудия, 153 миномета. С 21 по 25 июля 1942 года дивизия передала личный состав и материальную часть на укомплектование 124-й стрелковой дивизии. 30 июля оставшийся личный состав был передан 76-й стрелковой дивизии, в 226-й стрелковой дивизии осталось только управление дивизии, командиры, военкомы и начальники штабов полков. С 12 августа по 25 сентября 1942 года дивизия находилась на доукомплектовании личного состава и материальной части в городе Бугуруслан Чкаловской области.
С 24 октября 1942 года дивизия включена в 66-ю (с апреля 1943 года 5-ю гвардейскую) армию Донского фронта, в которой вела боевые действия до конца войны. Эта армия активно действовала севернее Сталинграда. Во взаимодействии с другими войсками фронта армия сковала значительную часть сил 6-й немецкой армии и тем самым ослабила её ударную группировку, наступавшую непосредственно на Сталинград.
В ходе контрнаступления под Сталинградом 66-я армия активными действиями не допустила переброски войск противника на направление главного удара Донского фронта. 24 ноября 1942 года частью сил перешла в наступление и у посёлка Рынок соединилась с войсками 62-й армии Сталинградского фронта, замкнув внутренний фронт окружения Сталинградской группировки немецких войск. В январе — феврале 1943 года участвовала в ликвидации окружённой группировки в северной части города (Непосредственно 226-я дивизия вела бои в районе Кузьмичей, а 26 января 1943 года освободила Орловку). Вот тут и отличились бойцы 226-й стрелковой дивизии. В мемуарах командующего 66-й армией Жадова А.С. об этом сказано так (повествование в книге ведётся от имени А.С. Жадова):
Здесь оборонялась группировка, насчитывающая около 20 тысяч немецких солдат и офицеров, под командованием генерал-полковника фон Штреккера.
29 января я приехал на КП командующего 65-й армией генерал-лейтенанта П. И. Батова. Утром мы уже слышали радостное сообщение Совинформбюро: ликвидация окруженной южной группы противника завершается!
— Надеюсь, ты слышал сводку Совинформбюро? — встретил меня вопросом Павел Иванович. — Выходит, что мы с тобой на севере отстали и не в состоянии осилить несколько тысяч головорезов.
— Непременно осилим. Давайте договоримся, как лучше и быстрее выполнить эту последнюю боевую задачу на сталинградской земле, — ответил я.
Мы уточнили обстановку, обговорили все вопросы взаимодействия при ликвидации врага в районе поселка тракторного завода и завода «Баррикады».
На другой день в одном из полков 226-й стрелковой дивизии непосредственно на местности мы решили все вопросы последнего штурма северных окраин города. Затем с командиром полка — смелым, энергичным подполковником Л. П. Ляховым — я прошелся по позициям, поговорил с солдатами, сержантами. У всех настроение было приподнятое, каждый понимал, что настал последний штурм и скоро в районе Сталинграда смолкнут орудия.
Как пленили фельдмаршала Паулюса мы хорошо знаем. В Волгограде ежегодно 31 января проводится реконструкция этого события. У меня на канале даже есть статья об этом, вот ссылка
А вот про капитуляцию Штреккера известно меньше. Вот как это описано в мемуарах Жадова А.С. (цитата получилась длинной, но сокращать специально не стал):
2 февраля на 10 часов утра было назначено продолжение штурма корпусов тракторного завода. Рано утром переговорил по телефону со всеми командирами дивизий, которые доложили, что все готово к началу штурма, люди отдохнули, накормлены, настроение у всех боевое.
Было около 8 часов утра. Раздался звонок из 343-й стрелковой дивизии. Командовавший в этот период этим соединением полковник И. М. Водопьянов доложил:
— Товарищ командующий, наверное, штурмовать корпуса тракторного завода не придется. В 1151-й полк явился парламентер — лейтенант 24-го немецкого танкового полка. Он сообщил, что весь полк в составе пятисот солдат в строю и свыше восьмисот раненых согласен сдаться в плен на условиях, что их накормят и окажут медицинскую помощь. Говорит, что они уже в течение трех дней не получают ни грамма пищи, солдаты истощены до крайности, артиллерийский и минометный огонь во время вчерашнего нашего наступления нанес им большие потери.
Через два часа должен был начаться решительный штурм последнего очага сопротивления немецко-фашистских войск. Надо было торопиться.
— Парламентера доставить в штаб дивизии, в армию его не направлять. Для решения всех вопросов принятия капитуляции немецко-фашистской группировки к вам выезжает заместитель командующего армией генерал Козлов, — ответил я Водопьянову.
Дальнейшая церемония принятия капитуляции немецких войск в этом районе протекала так. В расположение противника был послан наш парламентер — старший лейтенант В. Кузин. Его сопровождал прибывший к нам немецкий парламентер. Развернув белый флаг, изготовленный из трофейного парашюта, и подойдя к проволочным заграждениям врага, Кузин крикнул на немецком языке:
— Не стрелять! Парламентер!
Сопровождавший Кузина немецкий лейтенант повторил:
— Не стрелять! Русский парламентер!
Кузин был препровожден в штаб генерал-полковника Штреккера, который размещался в подвале сборочного цеха тракторного завода. Здесь находились также трое других гитлеровских генералов.
— Советское командование поручило мне, — сказал наш парламентер, — передать вам ультиматум с условиями капитуляции. Немецким войскам надлежит немедленно сложить оружие и прекратить всякое сопротивление.
— Согласен, — проговорил генерал-полковник Штреккер.
Между тем гитлеровские части и подразделения, не ожидая указаний своего командования, начали самостоятельно выходить из укрытий, выстраиваться и следовать в направлении наших войск. В этот день было взято в плен около 17 тысяч немецких солдат, несколько сотен офицеров, в том числе 7 полковников и 5 генералов. Доставленного ко мне генерал-полковника Штреккера я спросил:
— Как вы оцениваете проведенную советскими войсками операцию?
— На долю русских выпало большое счастье, — нехотя ответил он.
— Ну уж если вы склонны говорить о счастье, — заметил я, — то скорей уж вам — полковнику старой немецкой армии — выпало своеобразное «счастье» быть под командой ефрейтора.
Штреккер понял, что я имел в виду Гитлера. Он насупился и, немного помолчав, сказал:
— В Россию нельзя ходить с мечом, об этом мы предупредим своих внуков и правнуков...
В этот же день командующему Донским фронтом было направлено донесение: «Войска 66-й армии поставленную задачу выполнили. Заняли район поселка и завод СТЗ. Вышли на западный берег Волги и соединились с частями 65-й и 62-й армий. Продолжается очистка всех занятых районов».
Так закончилась Сталинградская битва.
За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость, мужество и героизм личного состава была преобразована в 95-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Случилось это 4 мая 1943 года. Войну закончила как 95-я гвардейская стрелковая Полтавская ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия.
В нашем городе помнят своих героев, поэтому одна из улиц названа в честь 95-й Гвардейской дивизии. Как я уже сказал, улица не блещет благоустройством и архитектурой.
Хотя насчёт архитектуры я погорячился. Дело в том, что территория старой части Тракторозаводского района была застроена ещё в 30-е годы ХХ века в стиле конструктивизма. И практически все здания сохранились. Дома по улице 95-й Гвардейской построены именно в те годы, они уцелели в огне Сталинградской битвы и были восстановлены. Конечно конструктивизм с его полным отрицанием украшений выглядит скупо и уныло на фоне послевоенных сталинок. Их специфическая форма балконов в угловых квартирах тоже смотрится как-то странно. Но это сейчас, а раньше ничем странным это никому не казалось.
Однако как ни крути, а в недалёком будущем эти дома отметят столетний юбилей. Возраст немалый, поэтому и состояние домов далеко от идеала. Радует то, что их потихоньку приводят в порядок по программе капремонта. Это видно на фото. Обновлённые дома радуют светлыми оштукатуренными фасадами, в то время как дома, до которых ремонт не дошёл, имеют фасады грязно-жёлтого цвета, а на их кирпичной кладке и сегодня можно увидеть вставки кирпичей другой формы и цвета. Это следы послевоенного восстановления. А если присмотреться, то кое-где можно увидеть на старых кирпичах отметины от пуль и осколков.
Вот такая улица есть в нашем городе. Она нечасто становится героем новостей, жизнь тут течёт неторопливо, улицу сложно назвать благоустроенной. Однако даже в таком виде она своим существованием увековечивает память дивизии, которая когда-то поставила точку в Сталиградской битве.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь