Найти в Дзене
Телемапедия

Аполлон

Оглавление

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων) — в греческой и римской религии бог солнца и света, музыки, медицинских искусств, наук, интеллекта и пророчеств. Он является братом богини Артемиды.

Главными символами Аполлона считаются лук и лира. Одно из его прозвищ — Феб, что означает «лучезарный», «сияющий». Его сын Асклепий почитается как бог медицины.

Как бог искусств, Аполлон является предводителем муз. Его также описывают как опытного лучника, способного своим оружием насылать ужасные язвы на народы, выступавшие против него.

Как защитник города и храма Дельфы, Аполлон также почитается как бог-оракул, способный открывать людям будущее через пифийскую жрицу. В поздней античности отождествлялся с богом Солнца Гелиосом.

Одним из самых известных эпитетов Аполлона является Летоид.

Аполлон с лирой. II век н.э. Коллекция Фарнезе, Неаполь, Италия.
Аполлон с лирой. II век н.э. Коллекция Фарнезе, Неаполь, Италия.

Этимология и происхождение культа

Культ Аполлона занимает особое место в греческой религии. Этот бог был одним из самых почитаемых в античности, уступая лишь Зевсу по значимости. В его честь возводились важнейшие храмы и статуи, а имена Апеллес, Аполлоний и Аполлодор были распространены по всей Элладе.

Уже в VI веке до нашей эры в Средиземноморье существовали города, посвященные Аполлону: Аполлонии Иллирийская, Понтийская, Киренская и другие. Их количество росло, и только на одном небольшом Крите их насчитывалось пять. Делос и Дельфы — два общегреческих центра культа Аполлона — регулярно принимали посольства из всех уголков ойкумены.

Однако, несмотря на свою исключительную значимость, Аполлон сравнительно молод в олимпийском пантеоне. Его имя не встречается в крито-микенских текстах, а распространение культа в Элладе началось в «темные века» и охватило весь греческий мир к началу VII века до нашей эры.

О происхождении культа Аполлона до сих пор ведутся дискуссии. Согласно наиболее влиятельной гипотезе XX века, греки заимствовали культ Аполлона из Малой Азии. Одним из авторов этой гипотезы и наиболее последовательным ее приверженцем был У. фон Виламовиц-Мёллендорф, который выдвинул в пользу своей позиции, например, такие аргументы:

  1. Гомеровский Аполлон враждебен грекам и помогает троянцам, имея в их цитадели даже собственный дом.
  2. Его эпитет «Летоид» — единственный матроним на Олимпе. Называть мужчин по имени матери у греков не было принято, но это было характерно для малоазийской Ликии.
  3. У Гомера Аполлон еще не является покровителем муз и не связан с прорицаниями и Дельфами (эти функции у него обозначатся позже).
Аполлон, фреска из Помпей, I век н. э.
Аполлон, фреска из Помпей, I век н. э.

Австрийский филолог П. Кречмер в начале XX века обнаружил доказательства существования восточной гипотезы в архивах Хеттского царства, что стало одной из величайших научных сенсаций того времени.

Благодаря титанической работе профессора Бедржиха Грозного по дешифровке клинописных табличек, найденных в Богазкёе, стало известно, что Хеттская империя имела тесные связи не только с Египтом, Вавилоном и Ассирией, но и с неким царством Аххиява, в котором была опознана микенская Греция, а также с Вилуса, в котором Кречмер узнал гомеровский (догреческий) Илион.

Один из хеттских документов начала XIII века до нашей эры представлял собой договор о дружбе и взаимопомощи между царем Муваталли и правителем Вилусы Алаксандусом. Заключая договор, владыки поклялись своими самыми священными богами — Каскалом Куром и Апалиунасом.

Кречмер предположил, что Алаксандус — это не кто иной, как троянский принц Александр (Парис), а Апалиунас — прообраз греческого Аполлона. К такому же выводу склонялся и шведский филолог М. Нильссон, который видел в созвучии имен хеттского Апулунаса (Апалиунаса) и греческого Аполлона, а также в сходстве их функций (оба являлись богами ворот) «неоспоримое доказательство восточного происхождения Аполлона, предположение о котором часто возникало, но яростно опровергалось».

Сторонники восточной гипотезы обращают внимание также и на тот факт, что в гомеровской «Илиаде» Аполлон выступает как покровитель Париса и защитник троянцев. А согласно киклической поэме «Эфиопида», именно Феб направил стрелу троянского принца в пяту Ахилла.

У Гомера Аполлон — это грозный бог, несущий смерть и страдания. Вероятно, именно таким был азиатский предшественник Аполлона, пока не превратился в бога чистоты, ясности, меры и порядка. Невоздержанный, гневливый каратель-стреловержец не имел шансов попасть в пантеон олимпийцев в своем исконном облике. «Между этим пугающим образом и богом дельфийских пророчеств, — пишет В. Отто, — такое огромное расстояние, которое могло возникнуть лишь в результате решительной религиозной реформы».

На малоазийское происхождение Аполлона может указывать наличие у него эпитета «Ликийский». В «Илиаде» он используется в отношении лучезарного бога дважды.

Гипотеза о малоазийском происхождении Аполлона, хотя и является доминирующей, не является единственной. Еще в первой половине XIX века К. О. Мюллер утверждал, что культ Аполлона имеет дорийское происхождение.

О. Керн, Дж. Скотт и другие ученые объявили этот культ исконно греческим, что вызвало полемику с Виламовицем. Во второй половине XX века их версия была поддержана авторитетным швейцарским исследователем В. Буркертом. Он выделил три основных компонента в предыстории почитания Аполлона: дорийско-северо-западный, крито-минойский и сирийско-хеттский, считая дорийский наиболее важным.

В начале 1940-х годов американский религиовед Александр Краппе выдвинул версию о нордическом происхождении Аполлона, проведя параллели между образом этого бога и религиозными представлениями жителей Северной Европы.

Российский лингвист Ю. В. Откупщиков связывает происхождение культа Аполлона с гипербореями, которые, как он полагает, имели фракийское происхождение. «Аполлон нордический» мог выступать как один из прототипов Феба-олимпийца наряду с ликийским и, возможно, другими, если верна гипотеза о «сборном» характере образа Аполлона.

Северный вектор в изучении эволюции культа Аполлона обозначился не случайно. С глубокой древности образ сребролукого бога связывался с легендарной Гипербореей, далекой страной по ту сторону северного ветра. Именно здесь, согласно преданиям, родилась богиня Лето, дочь титана Кея и Фебы. Зевс овладел ею, обратившись перепелом. Спасаясь от преследований обезумевшей от ревности Геры, Лето приняла облик волчицы и, проделав двенадцатидневный путь от Гипербореи до острова Делос, разрешилась там от бремени, родив божественных близнецов — Артемиду и Аполлона. Помощь в родах оказала ей богиня-родовспомогательница Илифия, специально прибывшая из Гипербореи.

Из Гипербореи явился в Дельфы и сам Аполлон. Согласно Алкману, сразу после рождения юного бога Зевс оснастил его золотой лирой и запряженной лебедями колесницей и направил в Дельфы к среброводному Кастальскому источнику, повелев вещать оттуда правду и правосудие всем эллинам. Вопреки воле отца, Аполлон немедленно отправился в Гиперборею и прорицал там целый год, прежде чем решил, что пора зазвучать дельфийским треножникам.

Рождение Аполлона

Аполлон родился на плавучем острове Астерия (Делос). Когда Гера обнаружила, что Лето беременна и что муж Геры Зевс является отцом ребенка, она запретила Лето рожать на «суше» или на любом другом острове в море. В своем блуждании Лето нашла недавно созданный плавучий остров Тилос, который не был ни материком, ни реальным островом, и родила там. Остров был окружен лебедями. Впоследствии Зевс обеспечил острову Тилос основание в океане. Впоследствии Тилос стал священным островом Аполлона. По альтернативной версии, Гера похитила Илитию, богиню рождаемости, чтобы препятствовать родам Лето. Сперва родилась Артемида, а затем она же помогла матери с рождением Аполлона.

Согласно другой версии мифа, Артемида родилась до Аполлона на острове Ортигия (Ortygia) и помогла Лето пересечь море к Тилосу на следующий день, чтобы там помочь матери родить Аполлона. Согласно делийской традиции, Аполлон родился в 7-й день месяца Thargelion или месяца Bysios (в дельфийской традиции).

Согласно гомеровскому гимну:

С радостью роды царя-громовержца приветствовал Делос.
Девять уж мучилась дней и ночей в безнадежно тяжелых
Схватках родильных Лето. Собрались вокруг роженицы
Все наилучшие меж богинь: Ихнея-Фемида,
Рея, шумящая плесками волн, Амфитрита, Диона [1].

Аполлон в мифологии

Аполлон по­ра­зил свои­ми стре­ла­ми пы­тав­ше­го­ся ос­кор­бить Ле­то ве­ли­ка­на Тития, кик­ло­пов, ко­вав­ших мол­нии Зев­су, а так­же уча­ст­во­вал в бит­вах олимпийцев с ги­ган­та­ми и ти­та­нами. В Тро­ян­ской вой­не Аполлон-стре­ло­вер­жец по­мо­га­ет тро­ян­цам, незримо участвуя в убий­ст­ве Пат­рок­ла Гек­то­ром и Ахил­ла Па­ри­сом.

Аполлон ра­но воз­му­жал и, будучи со­всем юным, убил змея Пи­фо­на. Пифон являлся змеевидным драконом женского пола, поэтому второе имя Пифона — Дельфина. Гея создала его во время войны гигантов.

В гомеровском гимне рассказывается:

День роковой наступал для того, кто с драконом встречался.
Но поразил наконец-то стрелою его многомощной
Царь Аполлон-дальновержец. Терзаемый болью жестокой,
Тяжко хрипя и вздыхая, по черной земле он катался.
Шум поднялся́ несказанный, безмерный. А он, извиваясь,
По́ лесу ползал туда и сюда. Наконец кровожадный
Дух испустил он [2].

Жители Дельф радовались победе над Пифоном, как радовался и Аполлон, водрузив себе на голову лавровый венок победителя. После чего он зарыл тело Пифона в Дельфийских землях и основал святилище и оракул, чтобы прорицать в нём.

За убийство Пифона Гея, мать-земля, была в гневе и желала низвергнуть Аполлона в Тартар. Чтобы искупить свою вину, Аполлон должен был провести восемь лет в изгнании, умиротворяя гнев Земли.

Аполлон и Посейдон как участники заговора против Зевса в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно, поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев.

Христос-Гелиос, мозаика в крипте Сан-Пьетро, III в.
Христос-Гелиос, мозаика в крипте Сан-Пьетро, III в.

Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, воскресив мертвого. Но боги не могли допустить этого, и Зевс испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил его и принял на Олимп. Так сын Аполлона стал богом врачевания.

Ранние христиане в юном и прекрасном Аполлоне видели прообраз Христа, который иногда изображался на христианских мозаиках как Христос-Гелиос.

Аполлон и Геракл

В одном из мифов после того, как Геракл убил своих племянников, обезумев от проклятия Геры, то отправился к святилищу Аполлона в Дельфах. Он попросил совета, как ему очистить себя от совершённого преступления. Но Аполлон оставил Геракла без ответа, а пифия Ксеноклея прогнала Геракла.

Возмущённый Геракл взял треножник, с которого возвещались предсказания, и вынес его из храма. Аполлон разгневался и вступил за треножник в бой. Между Аполлоном и Гераклом началась борьба. Зевс разнял противников, бросив между ними молнию. Братья помирились, а Геракл получил предсказание о том, как искупить своё прегрешение.

Спор Аполлона и Геракла. Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э. Афины, Археологический музей Пирея.
Спор Аполлона и Геракла. Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э. Афины, Археологический музей Пирея.

Аполлон и Гермес

История о взаимоотношениях Аполлона и Гермеса принадлежит к так называемым «близнечным мифам». В этих мифах один из братьев выступает как «культурный герой» — учитель, мастер и создатель порядка, а другой — как «трикстер» — проказник, который передразнивает своего близнеца.

Могут разыгрываться разные варианты взаимоотношений братьев, однако главный фокус в том, что, ссорящиеся или мирящиеся, они дополняют один другого, как воплощения разных начал в природе, в том числе — в природе человека. Как античные боги и персонажи мифов, Аполлон и Гермес имеют и темные, и светлые стороны.

Оба они — покровители стад, и в древности Аполлона изображали в виде барана, а Гермеса — с бараном на руках. Оба они — незаконные дети царя богов и людей Зевса и «быстро растущие» дети. Вскоре после своего рождения Аполлон уже убил гнусного змея Пифона, основал святилище в Дельфах, из-за неосторожного слова поссорился с Эротом и пережил первую несчастную любовь к Дафне.

Оба брата — вечные юноши-красавцы, по крайней мере, так их представляли в классический период. Аполлон грозен, он может жестоко наказывать, и его мощь внушает страх не только смертным, но и другим богам, включая Зевса, с которым у него случались конфликты. Однако когда он играет, всё вокруг наполняется радостью и приходит в движение.

Оба брата — боги многофункциональные, и их функции часто пересекаются:

  1. Аполлон — великий музыкант и певец, но именно Гермес подарил ему первую лиру и научил играть на ней. Сын Гермеса, бог Пан, состязается с Аполлоном в музыке и не может его победить;
  2. Аполлон — покровитель поэтов, а Гермес — ораторов. Кроме того, Аполлон покровительствует искусствам, а Гермес изобрел алфавит, числа и меры;
  3. Аполлон — бог прорицателей, а Гермес — астрологов и гадателей, тайного знания. Как научиться гаданию, он узнал от Аполлона;
  4. Гермес подарил Аполлону свирель, а Аполлон Гермесу — золотой жезл, который открывает все пути и делает его неуязвимым;
  5. Оба они — посредники между богами и людьми: Аполлон возвещает волю богов через своих жрецов, а Гермес лично переносит послания Зевса;
  6. Аполлон — покровитель греческих колоний, а Гермес — покровитель путешественников;
  7. Аполлон карает тех, кто его разгневал, болезнями и гибелью, а Гермес ведет души умерших в царство Аида;
  8. Аполлон с музами посылают вдохновение, а Гермес (согласно гомеровскому гимну) — сон;
  9. Аполлон — это свет солнца, знания и истины, а Гермес проказничает, «укрываемый черною ночью».

Аполлон и Марсий

Марсий — сатир или силен из Фригии, который на свою беду вызвал Аполлона на музыкальное состязание. Он взял в руки флейту, которую ранее выбросила и прокляла Афина, так как игра на этом инструменте искажала ее лицо.

Марсий быстро освоил флейту, и все восхищались его искусством. Он возгордился и решил, что может состязаться в игре на флейте с самим Аполлоном, который был признан непревзойденным мастером игры на лире. Аполлон принял вызов, но дерзость Марсия задела его, и он выдвинул условие, что победитель имеет право заживо содрать кожу с побежденного.

Аполлон одержал победу в этом состязании. Разгневанный бог подвесил Марсия на дереве и снял с него кожу (по другой версии, это было сделано не им самим, а по его приказу). Друзья несчастного Марсия могли лишь оплакивать его. Из их слез, которые впитались в землю, возник источник, давший начало одноименной реке во Фригии.

«Марсий, подвешенный на дереве»
«Марсий, подвешенный на дереве»

Возлюбленные Аполлона

Аполлон и Дафна

История любви Аполлона к прекрасной нимфе Дафне закончилась печально.

Сын Афродиты, весёлый, быстрый и шаловливый Эрот, носится на золотых крыльях над миром, землями и морями. В руках у него маленький золотой лук. Никто не защищён от стрел шалуна Эрота, которые могут поразить даже громовержца Зевса. Стрелы Эрота вонзаются в сердца, пробуждая любовь. Однако эти стрелы не всегда приносят радость и счастье — часто они несут страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Однажды златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота. Эрот обиделся и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны. Аполлон встретил прекрасную нимфу и полюбил её. Но Дафна, увидев златокудрого бога, пустилась бежать.

«Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон.
— Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком?
Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву
Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!»

Когда силы Дафны начали иссякать и она поняла, что влюблённый бог вот-вот настигнет её, она обратилась к своему отцу, речному богу Пенею, с мольбой:

«Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!»

После этих слов тело Дафны словно онемело. Оно покрылось корой, волосы стали листвой, а руки — ветвями. Дафна превратилась в лавр. Опечаленный Аполлон долго стоял рядом с деревом, и ему казалось, что он слышит биение сердца Дафны под древесной корой. Наконец он произнес:

«Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!»

Исполнилось так, как повелел бог. Аполлон стал носить лавровый венок, а лиру и колчан со стрелами украсил зеленью лавра.

«Аполлон преследует Дафну» галерея Прадо Мадрид, Италия
«Аполлон преследует Дафну» галерея Прадо Мадрид, Италия

Аполлон и Гиакинф

Часто хорошее отношение богов оборачивалось трагедией для тех, кто испытал его на себе. Так произошло и с Гиакинфом — прекрасным юношей, который был возлюбленным Аполлона. Однако бог западного ветра Зефир, который сам хотел дружить с Гиакинфом и завидовал Аполлону, сделал так, что во время состязания в метании диска, Аполлон случайно попал в юношу и убил его. Из крови Гиакинфа вырос цветок, который увековечил его имя в памяти людей — гиацинт.

Культ Аполлона и Дельфийский оракул

Для древних греков Дельфы были не просто важным духовным и религиозным центром, а сердцем эллинского мира. Со всех уголков страны люди приходили к святилищу Аполлона с дарами и подношениями, чтобы услышать пророчества дельфийского оракула.

Вначале в Древней Греции прорицательницей была Гея, а её жрицей — нимфа Дафна. От Геи оракул перешёл к Фемиде, которая затем передала его своей сестре Фебе. От Фебы оракул перешёл к её внуку Аполлону, который пришёл в место прорицаний и убил Пифона, охранявшего святое место.

Однажды Аполлон увидел вдали корабль критских моряков. Под видом дельфина он бросился в море, настиг корабль и выпрыгнул из морских волн на его корму, вновь обретя свой человеческий облик. Аполлон привёл корабль к пристани города Крисы на берегу Коринфского залива и, играя на золотой кифаре, повёл критских моряков через плодородную долину в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

После того как Аполлон сразился с чудовищем и победил его, он предал его тело земле под омфалом. Это сделало его хранителем тайных знаний о будущем. Поэтому жрецы храма Аполлона обладали способностью предсказывать грядущее. Однако они делали это не напрямую, а через пифий — прорицательниц, которые давали свои предсказания в виде изречений.

Храм Аполлона
Храм Аполлона

Согласно античным источникам, пифия — жрица, которая, по преданию, обладала способностью предсказывать будущее, — восседала на треножнике перед расщелиной в скале. Из этой расщелины поднимались испарения, которые приводили её в экстатическое состояние, во время которого она передавала «ответ бога» в виде бессвязных слов. Жрецы же придавали этим словам витиеватую стихотворную форму, что позволяло давать им двоякие толкования.

Например, царю Лидии Крёзу накануне войны с персидским царём Киром II Великим пифия предсказала, что если он начнёт войну, то погубит своё царство. Правитель Лидии перешёл со своими войсками приграничную реку Галис, потерпел поражение и в результате потерял своё царство.

Ещё одно известное пророчество было произнесено Филиппу — царю Македонии, отцу Александра Великого. На вопрос, как одержать победу над другими государствами, ему было велено сражаться серебряными копьями — только тогда он сможет победить. Филипп раньше соседних держав принял решение чеканить монету, и таким образом ему удалось подчинить соседние города.

Паломники приходили в Дельфы, чтобы совершить ряд обрядов, очистить себя, совершить жертвоприношения, заплатить за «услугу» и задать свои вопросы. Существовали определённые дни и месяцы для прорицаний. Изначально это был только один день в году, но затем время постепенно увеличилось до девяти месяцев в году.

В храме находилась золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и сам камень Омфал из мрамора с двумя золотыми орлами. Под омфалом находился саркофаг, в котором был погребён пепел Пифона. Посреди амфитеатра была расселина в скале, откуда поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором и сидела пифия.

Перед пророчеством пифия омывалась в Кастальском источнике, надевала золототканную одежду, распускала волосы и надевала на голову лавровый венок. Затем она спускалась в адитон, пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать.

Пифия. Дельфы
Пифия. Дельфы

Облик и атрибуты Аполлона

Бога изображали безбородым и златокудрым юношей, с сильной и мужественной фигурой, луком и золотыми стрелами, лирой и колесницей — с ней Аполлон путешествовал по небу. Непременными атрибутами являлись лавровый венок и эгида, а символами служили пальма, лебедь, волк, олива и дельфин.

«На некоторых изображениях Аполлон опирается левым локтем на треножник, а в правой руке держит ворона с лавровой веткой. Как пророчащая птица ворон в определенной мере музыкален (как ходок поэта), отсюда также объясняется, почему он был сопровождающим бога поэтов и в подобном качестве известен в нордических мифах» [7].

Функции Аполлона

Аполлон был символом жизни и ее расцвета, руководителем и направителем производительных сил природы, нянькой для новорожденных, врачом и целителем, помощником во все моменты человеческой жизни. Жизнь и смерть, исцеление и губительство, здоровье и болезнь причудливым образом сплетаются в Аполлоне и являются его постоянными спутниками.

А.Ф. Лосев в своем монументальном труде «Античная мифология» отмечает:

«То он со своей сестрой Артемидой — какое-то вредное для здоровья испарение, то он, будучи солнечными лучами, уничтожает это испарение и делает воздух здоровым. То он в виде страшной мышиной орды уничтожает посевы и всю растительность; то он в виде охотника и покровителя людей уничтожает эти мышиные стада целиком. То его солнечные лучи поддерживают на земле все живое; то они все выжигают, ослепляют и ведут к смерти» [3].

Наряду с разрушительными аспектами, Аполлону также свойственны целительные качества. Он известен как врач или Пеон, Алексикакос, защитник от зла и болезней. Позднее этот бог стал ассоциироваться с солнцем, воплощая в себе все его многогранные функции — как исцеляющие, так и губительные.

Аполлон является богом света и чистоты, который очищает тех, кто запятнал себя пролитой кровью. С развитием нравственных представлений в древнегреческой религии возникла потребность в чистоте сердца. В связи с этим Аполлон стал олицетворением нравственности и охранителем морали.

Как в мифе о победе Аполлона над Пифоном, чудовищем мрака, человек должен преодолевать темные силы в своем сердце и побеждать чувственные страсти. Это умиротворяет душу и способствует ее исцелению. Поэтому Аполлон стал богом исцеления не только тела, но и души.

Аполлон также известен как пророк и оракул, его даже считали «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он был пастухом (Номий) и хранителем стад. Кроме того, он был основателем и строителем городов, родоначальником и покровителем племен.

У охотников Аполлон был искусным стрелком, братом Артемиды, богини охоты, и они охотились вместе в лесах и горах. Для земледельцев Древней Греции он был богом нив, дающим созревание хлебам. А для моряков — богом моря, плавающим на дельфине по волнам.

Юноши видели в могучем, вечно юном красавце Аполлоне свой идеал мужественной красоты. Он был покровителем их гимназий и палестр, состязаний в кулачном бое, беге, борьбе.

Священным деревом Аполлона было лавровое дерево. Также он был связан с миром животных, включая как мелких насекомых, так и огромных четвероногих хищников.

«Он нападал саранчой на растительность, каркал вещей вороной, распевал лебедем и наводил страх в виде ястреба и коршуна. Он квакал лягушкой, валялся черепахой на берегах рек и морей, прыгал жабой, извивался змеей и шмыгал ящерицей. В виде мышей он изгрызал посевы и в виде дельфина пророчествовал доверчивым морякам. То он снисходил до мирных домашних животных, не пренебрегая ни видом собаки, ни видом барана или овцы; то забегал в лес и становился оленем, а то и диким волком, и царственным львом. Даже в поздние времена, у Каллимаха, поллон в виде ворона указывает место людям для поселения. У Овидия он вдруг мычит коровой, скорбя о гибели своей возлюбленной Корониды» [4].

Аполлон выступает у Гомера как демон смерти и пагубы, а также как демон света и исцеления. В известной истории Ареса и Афродиты среди нескромно хохочущих по этому поводу богов оказывается и Аполлон, именно он задает Гермесу вопрос о том, не пожелал бы тот очутиться в положении Ареса (Од. VIII 334—337).

Свита Аполлона

Солнечным лучам подобны развивающиеся вокруг головы золотые волосы, а также лук и стрелы Аполлона, их сияние разливается везде, где он появляется. Поэтому Аполлона называют еще и Фебом, то есть лучезарным, ясным.

Аполлон — прекрасный музыкант, чарующий всех звуками своей кифары. Отсюда и еще одно его имя — Кифаред. На земле он является вдохновителем искусств. Его всегда сопровождают девять дочерей Зевса — богини-музы, каждая из которых покровительствует своему искусству или науке.

Мельпомена — трагедиям,
Терпсихора — танцам,
Клио — науке истории,
Урания — астрономии,
Эрато — любовным песням,
Полигимния — торжественной поэзии,
Каллиопа — знаниям и поэзии, излагающей героические события,
Эвтерпа — лирической поэзии,
Талия — комедии.

Аполлон, как руководитель хора муз, получил ещё одно имя — Мусагет, что означает «Предводитель муз». Их излюбленным местом была гора Парнас, на склонах которой бил знаменитый Кастальский ключ — источник вдохновения для поэтов и всех тех, кто занимается искусством.

В Гомеровском гимне (III 450—452) Аполлон говорит:

Сопровождаю и сам я божественных Муз олимпийских,
Дело же их — хороводы и песенный строй знаменитый,
Пышно цветущие песни и страстные флейт переливы.

Образ Аполлона в философии

Впервые термин «аполлоновское» использовал немецкий философ Шеллинг. Он указывает, что в каждом человеке можно найти слепую («дионисийскую») силу, которой противостоит сила осмысленная («аполлоновская»).

В произведении «Рождение трагедии из духа музыки» 1872 года Фридрих Ницше описывает две противоположные категории культуры, которые по именам отождествляющих их греческих богов называет Аполлонической (аполлоновской) и Дионисийской.

«Аполлон, как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Он, по корню своему "блещущий", божество света, царит и над иллюзорным блеском красоты во внутреннем мире фантазии».

Аполлоническое начало характеризуется чувством меры, способностью гармонично управлять необузданными инстинктивными порывами и контролем над разумом.

В противовес аполлоническому, разумному началу, существует дионисийское, инстинктивное. Дионисийское начало связано со свободой, волей, безграничностью и нарушением всех норм. Именно с Дионисом Ницше связывал зарождение трагедии. Эта трагичность сопряжена со стихийностью, буйством, страстностью, которая не знает границ.

Дионисийское начало полностью отдается жизни, не задумываясь о последствиях, и творит все, что вздумается. Никакого смысла во всем этом оно не видит. Тут буйствует воля к жизни в полном объеме.

Любая культура, по мнению Ницше, является синтезом этих двух начал с преобладанием одного из них. Соединение противоположностей, их борьба, то, что в диалектике называют «единством и борьбой противоположностей», необходимо для гармонии.

Взаимоотношения этих двух покровителей искусств очень сложны. Аполлон способен спасти и освободить человека через иллюзию, в то время как Дионис разрывает оковы реальности, уносит душу человека в бесконечность, к «сердцевине вещей», к бессознательному.

С одной стороны, сила и разрушительная энергия Диониса подавляет «спящего» Аполлона. «И таким образом, везде, куда ни проникало дионисийское начало, аполлоническое упразднялось и уничтожалось». Однако в этой борьбе двух противоположностей нет победителя. Эти два различных образа Абсолюта не могут существовать друг без друга. Божественные начала представляют собой две слившиеся воедино части одного целого. Таким образом, Дионис и Аполлон представляют собой неразрывную пару.

Аполлон и Дионис
Аполлон и Дионис

Мирча Элиаде отмечал, что Аполлон открыл человечеству путь, ведущий от видений пророка к ясной логической мысли. Демонический элемент, присутствующий обязательно в любом оккультном знании, таким образом, изгоняется [6].

Этимологическое значение имени Аполлон приводил Плутарх, который отмечал, что греческое имя Аполлона означало единство, поскольку «pollon» означал «много», а приставка «а» была отрицательной. Таким образом, имя Аполлон для грека может значить «лишенный множества». Следовательно, Аполлон был связан с монадой.

Образы Аполлона в эзотерике

Генрих Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» (II, xiv) соотносит Аполлона с зодиакальным знаком Близнецов.

В своей «Книге 777» Алистер Кроули соотносит Аполлона с сефирой Тиферет в каббалистическом Древе Жизни [5]. Он описывает Аполлона как бога Солнца и мужской красоты.

Кроули также связывает Аполлона-Прорицателя с 17-м путём Древа Жизни, сопоставляя его с буквой иврита Зайин, арканом «Влюблённые» и зодиакальным знаком Близнецы. По его словам, Аполлон был вдохновителем оракулов.

Аполлон-Колесничий занимает 18-й путь Древа Жизни, его соотносят с буквой Хет, арканом «Колесница» и зодиакальным знаком Рак.

Аполлон Пифийский связан с 24-м путём Древа Жизни, его сопоставляют с буквой Нун, арканом «Смерть» и зодиакальным знаком Скорпион. Кроули объясняет это тем, что с Аполлоном Пифийским связан Змей.

Аполлон-охотник занимает 25-й путь Древа Жизни, его соотносят с буквой Самех, арканом «Искусство» и зодиакальным знаком Стрелец. Кроули объясняет эти соответствия тем, что Стрелец — знак охотников.

Наконец, Аполлон (Солнце) занимает 30-й путь Древа Жизни, его связывают с буквой Реш, арканом «Солнце» и самим Солнцем.

Примечания

  1. Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Ладомир, 1999.
  2. Гомеровские гимны к Аполлону. (178—196).
  3. А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. 1996. С. 495.
  4. А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. 1996. С. 313— 322.
  5. Алистер Кроули. 777. Каббала Алистера Кроули. М.: Ланселот, 2010. С. 198.
  6. M.Eliade. A History of Religious Ideas. vol.1. P. 274.
  7. Мифо-символический словарь. В 3 т. / Сост.: В. фон Эрцен - Глерон. – К.: [ИП Береза С. И.], 2013, С. 320