Найти в Дзене
Культурный код

«Как исчез Второй Рим и появился Третий»: падение Константинополя и возвышение Москвы

Москва стремительно двигалась к своей полной независимости и избавлению от татаро-монгольского ярма в 50-е годы XV века. Для этого пришлось провернуть очень и очень многое: обманом и силой «притянуть» к себе прочие русские земли; победить на Куликовом поле; ещё почти 100 лет притворяться дружественными по отношению к ханам-чингизидам; умело лавировать между сильнейшими государствами Азии и Европы. Но московские государи справились. И к указанному времени Ивану III оставалось только «доприсоединить» Ярославль, Ростовское княжество, Тверское княжество, Великий Новгород, после чего наконец-то выстоять в сложном противостоянии на реке Угре в 1480 году, за что и получить долгожданное освобождение. «Доприсоединить» - это не ошибка, а отражение реального положения дел, ибо все указанные княжества и города уже находились в предельно-ослабленном состоянии, практически потеряли свою независимость от Москвы и только ждали «нового хозяина. И несмотря на то, что и само Московское княжество могло з

Москва стремительно двигалась к своей полной независимости и избавлению от татаро-монгольского ярма в 50-е годы XV века. Для этого пришлось провернуть очень и очень многое: обманом и силой «притянуть» к себе прочие русские земли; победить на Куликовом поле; ещё почти 100 лет притворяться дружественными по отношению к ханам-чингизидам; умело лавировать между сильнейшими государствами Азии и Европы. Но московские государи справились. И к указанному времени Ивану III оставалось только «доприсоединить» Ярославль, Ростовское княжество, Тверское княжество, Великий Новгород, после чего наконец-то выстоять в сложном противостоянии на реке Угре в 1480 году, за что и получить долгожданное освобождение.

«Доприсоединить» - это не ошибка, а отражение реального положения дел, ибо все указанные княжества и города уже находились в предельно-ослабленном состоянии, практически потеряли свою независимость от Москвы и только ждали «нового хозяина. И несмотря на то, что и само Московское княжество могло значительно «просесть» (и даже влиться в состав Великого Княжества Литовского) после неудачного правления Василия II Тёмного и его матери – Софьи Витовтовны, всё обошлось. В том числе потому, что начиная с Даниила Александровича и его сыновей – Юрия Данииловича и Ивана I Калиты, вотчина московских князей стремительно прирастала силой, которую оказалось не так то просто растратить за одно неудачное правление. И продолжила прирастать после смерти Василия II в 1462 году и окончания «смутного времени» для отдельно-взятого княжества.

Здесь очень важно отметить, что Дмитрий Донской, обладая титулом князя Всея Руси, в 1380 году вышел на Куликовскую битву против равного себе по статусу эмира Мамая. А потому, когда после окончательного уничтожения завравшегося темника на ханский престол взошёл чингизид Тохтамыш, поспешил наладить с новым правителем отношения, так как понимал, что ещё не время идти против новой грозной силы и против устоявшегося положения дел.

Указан размер Руси на момент смерти Василия II.
Указан размер Руси на момент смерти Василия II.

Хан для Руси в те времена – это царь. То есть единовластный правитель, который был в полном праве распоряжаться своей вотчиной. Именно поэтому событие, произошедшее совсем на другой земле – в Византийской империи, стало столь значимым для московских правителей, «подарив» им долгожданный статус царей (цезарей) и легитимный повод восстать против ханской власти.

Константинополь увядал очень долгое время. Но его агония растянулась на столетия, пока зарождающаяся Османская империя не взяла древнюю столицу штурмом, что произошло 28 мая 1453 года, чем окончательно перечеркнула тысячелетнюю власть цезарей. И что интересно – это событие как раз выпало на время княжения очень противоречивого русского князя – Василия II, который то утрачивал свой престол, то вновь взбирался на него, несмотря на полное ослепление.

Уместно кратко осветить путь Василия II и охарактеризовать его проблемные стороны.

Красивое падение Константинополя.
Красивое падение Константинополя.

Правитель вступил на престол в 10-летнем возрасте в 1415 году и покинул этот свет в 1462 году.

Ранний период правления – это полное отсутствие самостоятельности и тотальный контроль над Московским княжеством со стороны всесильной матери – Софьи Витовтовны, которая распоряжалась всем и вся на правах регентши. У правительницы было очень много врагов, которые множились благодаря её склочному характеру. Однако то, что дедушка Василия II был действительно сильным литовским князем Витовтом, несмотря на противоборство московской знати и прочих удельных князей, малолетний правитель смог удержать свой престол.

Крупный скандал породил вражду между Москвой и сильным Галицко-Волынским княжеством. Всё началось с обвинения в воровстве, а продолжилось кровавой междоусобной войной.

Тот самый момент и обвинение Василия Косого в краже пояса Дмитрия Донского.
Тот самый момент и обвинение Василия Косого в краже пояса Дмитрия Донского.

Расклад сил решительно изменился в 1430 году, когда на тот свет отправился ранее указанный правитель Великого княжества Литовского. Тогда против Василия II и его матери ополчилась целая коалиция, во главе сына Дмитрия Донского – Юрия Звенигородского. А вместе с ним в борьбу за московский престол включились два его сына – Дмитрий Шемяка и Василий Косой.

Объединённое войско в 1433 году легко разбило московские дружины в важной битве, отчего Василий II был вынужден бежать в Коломну. Именно этот город и был получен им в качестве удела «на кормление», а на московском троне утвердился Юрий Дмитриевич. Но вот одна «беда» - в ту пору московская знать была уже чересчур сильна, чтобы допустить присутствие «не своего» правителя. А потому выигравший князь добровольно и дальновидно вернул престол проигравшему князю, ибо понимал, что у Коломны собирается чересчур большое войско, с которым ему было не совладать.

Но это решение вовсе не означало, что дело кончилось миром. И новое поражение московских сил от сыновей Юрия Дмитриевича не заставило себя ждать и состоялось прямо под Коломной, что привело к целой череде походов и битв и к решающему сражению на реке Могзе, после которого разгромленный Василий II был вынужден бежать в Нижний Новгород.

Давние события в преставлении художника.
Давние события в преставлении художника.

Юрий Дмитриевич ушёл из жизни 5 июня 1434 года и на опустевший московский престол сел Василий Косой. Но смог продержаться чуть больше месяца, ибо расклад сил поменялся тогда, когда к изгнанному московскому правителю присоединились Дмитрий Юрьевич Красный и его брат - Дмитрий Шемяка.

Власть Василия II была восстановлена. Но 12 февраля 1446 года, во время моления вернувшегося князя в Троицком монастыре, в связи с крупным поражением московских войск под Суздалем (произошло в 1445 году), которые не смогли выстоять в борьбе против воинов Казанского ханства, вспыхнул новый бунт возглавляемый Иваном Андреевичем Можайским и…

… Дмитрием Шемякой.

Два сепаратиста схватили безоружного Василия II и ослепили его, что и «подарило» ему его прозвище – «Тёмный». И именно так в то время часто снимали противников в гонке за власть, равно как несильным постригом в монахи.

-5

После ослепления Василий был заточён в темнице в Угличе. Но вскоре, по просьбе епископа Ионы многострадальный московский князь был освобождён. И не зря – московского правителя стали воспринимать как жертву заговора, а потому под его рукой стали скапливаться новые силы. И в 1447 году Дмитрий Шемяка был выбит из Москвы, а власть Василия IIТёмного стала крепка как никогда ранее.

На вершине этой знаменательной победы произошло избрание епископа Ионы митрополитом, что привело к независимости Русской православной церкви от Константинопольского патриархата, а сам Василий II начал чеканить свои монеты с надписью «Государь всея Руси». И ведь как чувствовал – до реального статуса царя оставались считанные годы.

Византийская империя погибала красиво, но неотвратимо. Исчезали последние союзники, казна таяла, а знаменитые константинопольские дипломаты уже никак не могли повлиять на ситуацию. В конечном итоге, за несколько сотен лет, владения Восточной Римской империи сократились до пределов города. Да и защищать древнюю полуопустевшую столицу было уже почти некому. А потому, несмотря на героическое сопротивление последнего императора – Константина Палеолога и его мужественного войска, осаду удалось сдержать только полтора месяца – с 6 апреля по 28 мая 1453 года. А это очень достойный результат, с учётом тотального превосходства противника в силах и наличия у османов современной сверхтяжёлой осадной артиллерии, против которой не были рассчитаны стены Константинополя.

-6

Между Византией и Русью, благодаря общей вере, издревле возникли глубокие духовные и политические связи. Нет, эксцессы были. Бывали и длительные войны на первом этапе сосуществования. Но в конечном итоге всё привело к тому, что именно Русские княжества оказались самыми близкими по духу и по крови Византийской империи.

В связи с падением Константинополя терялись все православные религиозные святыни. И, к большому сожалению, находясь под гнётом татаро-монгольского ярма, русские князья никак не могли помочь соседнему государству. А потому весьма болезненно пережили известие о победе османской стороны.

В каком-то смысле, с 28 мая 1453 года стремительно объединяющаяся Русь начала своё обособленное культурно-духовное существование. И Василий II первым уловил изменившиеся настроения и общее упадничество духа, в виду чего использовал ситуацию себе в угоду и «примерил» на себя ранее недоступный титул «государь». Этому потакали многочисленные священники (и митрополит Иона в том числе), которые и провозгласили Русь тем самым библейским царством, которое является оплотом истиной веры и опорой небес в битве против Нечистого. А потому Василия II, пока что не сильно публично и гласно, но начали величать «Великодержавный царь Российский» и «Белый царь всея Руси».

Картина Васнецова отражающая могущество Москвы.
Картина Васнецова отражающая могущество Москвы.

Произошло решительное и фундаментальное противопоставление – царями на Руси ранее называли только ордынских правителей. И Василий II, несмотря на всю противоречивость своего правления, первым посмел негласно «потягаться» своим титулом с титулами бывших правителей-поработителей.

Ивану III оставалось только закрепить это положение, когда он взял себе в жёны Софью Палеолог в 1472 году. Именно тогда титул «царь» пришёл легитимно, через кровное родство с почившими византийскими императорами. А Москва, в свою очередь, немедленно превратилась в Третий Рим, что вскоре доказала делом всему миру.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.