Найти в Дзене
Коротко о фильмах.

Игра в Монополию с религиозным подтекстом: обзор фильма "Еретик"

Никогда не любила Хью Гранта, а все потому что к нему крепко прилипло амплуа героя романтических фильмов, выпускаемых с конца 80-х до середины нулевых. Но время идёт, все меняется, и находясь в почтенном возрасте можно не бояться экспериментировать. Главное, чтобы это не были эксперименты в стиле Де Ниро и его "Дедушки лёгкого поведения" (забыть бы про этот позор, да не могу). Хью Грант же нас пожалел, и снялся не в какой-то низкопробной комедии, а в триллере. Неожиданно? Неожиданно. Даже более неожиданно, чем увидеть его в роли умпа-лумпа. Над созданием фильма "Еретик" трудился режиссерский дуэт Скотта Бека и Брайана Вудса. Видимо решили, что две головы лучше, чем одна. В главных ролях выступили Хью Грант, Хлоя Ист и Софи Тэтчер. Про Гранта, думаю, вы знаете достаточно. Про актрис могу сказать только то, что Софи Тэтчер внешне похожа на Иду Галич. Так о чем же фильм? Краткий пересказ и куча спойлеров Фильм начинается как анекдот - две девушки-мормонки (религия такая), которые нес

Постер к фильму "Еретик" (2024 г.)
Постер к фильму "Еретик" (2024 г.)

Никогда не любила Хью Гранта, а все потому что к нему крепко прилипло амплуа героя романтических фильмов, выпускаемых с конца 80-х до середины нулевых. Но время идёт, все меняется, и находясь в почтенном возрасте можно не бояться экспериментировать. Главное, чтобы это не были эксперименты в стиле Де Ниро и его "Дедушки лёгкого поведения" (забыть бы про этот позор, да не могу). Хью Грант же нас пожалел, и снялся не в какой-то низкопробной комедии, а в триллере. Неожиданно? Неожиданно. Даже более неожиданно, чем увидеть его в роли умпа-лумпа.

Над созданием фильма "Еретик" трудился режиссерский дуэт Скотта Бека и Брайана Вудса. Видимо решили, что две головы лучше, чем одна.

В главных ролях выступили Хью Грант, Хлоя Ист и Софи Тэтчер. Про Гранта, думаю, вы знаете достаточно. Про актрис могу сказать только то, что Софи Тэтчер внешне похожа на Иду Галич.

Так о чем же фильм?

Краткий пересказ и куча спойлеров

Фильм начинается как анекдот - две девушки-мормонки (религия такая), которые несут миссию по привлечению в свои ряды новых последователей, сидят на лавочке, и рассуждают о размерах мужского, кхм, достоинства, и о каких-то особенных презервативах для кентавров.

Кадр из фильма "Еретик" (2024 г.)
Кадр из фильма "Еретик" (2024 г.)

Зовут их сестра Барнс и сестра Пакстон. Барнс - брюнетка, Пакстон - в очках.

Поговорив о греховном, они отправились дальше ловить в свои мормонские сети новеньких, таща на себе велосипеды. Но новенькие не хотят ловиться. Так и не заполучив свежие души, девушки решили попытать счастье с неким мистером Ридом, который сам захотел с ними встретиться.

Только сестрички добрались до дома Рида и приковали свои велосипеды к забору, как начался дождь.

На моменте, когда они постучались в дверь, начались первые странности. Какое-то щёлканье механизмов, заминки, будто так сложно просто открыть дверь. Начав слушать от посетительниц стандартную речь, которую Пакстон сбивчиво и нервно тараторила, Рид предложил им зайти, на что услышал вопрос о том, есть ли в доме женщина, ведь им можно заходить только в этом случае, а оставаться с мужчиной наедине нельзя. Он уверил их, что его жена дома, на кухне.

Пройдя в дом, девушки оказались в комнате, которая имеет интересную архитектурную особенность - окон нет нормальных. Вместо них какие-то щели, через которые фактически не поступает солнечный свет, и окно-сота.

Рид принес девушкам колу, и я очень надеялась, что пить они ее не станут. Знаю я одного радушного хозяина, который предлагал своим гостям напитки...

Кадр из фильма "Человеческая многоножка" (2009г.)
Кадр из фильма "Человеческая многоножка" (2009г.)

А потом сшивал их!

Но у Рида другой интерес. Менее экзотический. Его, судя по тому, как идёт беседа, действительно очень интересует религия. Он задаёт вопросы, в том числе личные. Пакстон в один из моментов говорит, что после смерти хотела бы стать бабочкой, чтобы садиться на руку своим близким. Милота. Рид спрашивает мнение девушек о их отношении к некоторым традициям мормонов, таким, как многоженство. Вообще, все это очень напоминало мое собеседование на предыдущее место работы.

Стоит отметить, что рассуждения Рида очень интересно слушать, особенно его мнение насчёт того, как понять, истину ли говорит человек, который заявляет, что ему было откровение.

_______________________________________

"Если откровение божье идёт через человека, а человек порочен, человек грешен, человек лжёт, откуда нам знать, где там правда?"

_______________________________________

В ходе разговора его участники словно меняются ролями. Если сначала девушки пришли с целью презентовать свою церковь, то теперь, кажется, Рид в чем-то их убеждает. Прежде всего в том, что их религия вовсе не истина.

Ещё и миссис Рид все не идёт со своим черничный пирогом, аромат которого так отчётливо чувствовался в воздухе.

Хозяин дома пошел вновь на кухню, и тут Барнс повернула к себе свечу, стоявшую на столе, и поняла, что пахло черничный пирогом именно от неё.

Чаепития не будет, это понятно, а значит и сидеть нет смысла, бежать нужно. Вот только Рид унес их пальто, вместе с ключами от замков к велосипедам. На улице буря, идти им нужно не меньше 4 миль (6 с лишним км), но это их уже не пугает. Решив уйти по-английски, они столкнулись с тем, что дверь не открывается. Намаявшись с поиском выхода девушки решили идти за хозяином по темному коридору в сторону очередной комнаты без окон. Но с дверями и огромным количеством символов из разных религий.

В комнате номер 2 состоялся увлекательный разговор, в котором Рид провел шикарную параллель между религиями и различными версиями игры "Монополия". Это не сарказм. Не буду пересказывать детали разговора, скажу только, что сцена стоит того, что внимательно ее смотреть.

Рид предложил девушкам выбор - дверь или дверь. Одна дверь - они верят, вторая дверь - не верят, но она, якобы, может вывести их на свободу.

Сестра Барнс толкнула короткий но пронзительный монолог о том, что она верит, а его рассуждения однобокие и поверхностные, и она идёт в дверь с верой, и зовёт за собой Пакстон, которая хоть и сопротивляется, но идёт с ней. Дверь ведёт в подвал, в котором стоит стол и стул, и больше ничего.

Барнс прихватила из комнаты какой-то клинок, и отдала его Пакстон, чтобы та вонзила его в шею Риду, как только Барнс скажет код "волшебные панталоны". Договариваясь о таком, девушки не знают, что Рид слышит их через трубу в стене.

В подвале девушки видят, как ходит какой-то Добби с черничным пирогом. Девушки в страхе решают, что это миссис Рид, которую чокнутый муж закрыл в сыром подземелье и заставляет в полной антисанитарии печь пироги. Но нет. По словам Рида, который общается с пленницами через шпионскую трубу, эта женщина настоящая провидица, и она покажет чудо воскрешения. Для этого в черничный пирог добавлены секретные ингредиенты - всякие ядовитые растения. Добби начинает руками пихать себе в рот отравленный пирог, и вскоре отрубается лицом в миску. Рид уверил девушек, что скоро случится чудо, женщина оживёт, и начнет им рассказывать про свой опыт пребывания на том свете.

Тем временем, миссионерок хватился их старейшина, и отправился на поиски. Он даже дошёл до дома Рида, но присутствия сестёр не заметил и криков не услышал, а нам показали, что велосипедов возле забора нет.

Пленницы же поняв, что их старейшина ушел, и помощи от него не будет, обратили внимание на отсутствие мертвого тела. Тело переместилось к ним, и начало что-то бормотать про облака, и бла-бла-бла, и что все ненастоящее.

Рид спускается в подвал, и уводит провидицу.

Сестра Барнс решила, что настало время использовать их тайный код, но не успела она договорить "волшебные панталоны", как ее полоснули по горлу. Рид оказался проворнее, а Пакстон впала в отчаяние, но Рид начал ее успокаивать, что Барнс скоро оживёт, как провидица. Вот только Барнс воскресать не торопится, а синеет с каждым мгновением.

И тут начался какой-то теологический трэш. Рид заявил, что Барнс не ожила, потому что она...Как думаете, кто? Демон? Грешница? Сущность в виде гномика? Нет. Программа. В доказательство он разрезал ей руку на месте тонкого шрама, и достаточно живодёрски, путая с венами, извлёк нечто металлическое, что назвал чипом. Я начала бояться, что нам сейчас объявят, что весь мир - это матрица. Мы были к этому очень близки.

Пакстон вспомнила слова Барнс о том, что Риду нужно устроить что-то вроде интеллектуальной битвы, и включила режим Шерлока Холмса. И это удивило, учитывая, что весь фильм она была представлена как наивная и глуповатая компаньонка более дерзкой и проницательной особы, которая теперь лежит с не функциональным отверстием в горле.

Пакстон рассказала о том, что никакого чуда воскрешения не было, а тело просто заменили на другое.

Рид же сказал, что если так, то должна быть другая дверь, и предложил ее искать. Пока он шарил по стенам, Пакстон обнаружила люк в полу, в который Рид рекомендовал не спускаться, если она не хочет узнать истинную веру. Но Пакстон спустилась. Там она обнаружила тело и коридор с дверями. Дверь, а за ней ещё одна дверь, и ещё...У Рида фетиш на двери, все понятно. Последняя была закрыта на велосипедный замок, а ключ очень кстати в пальто, которое Пакстон прихватила в комнате номер 2. Открыв ее, сестра попала в помещение с клетками, в которых сидели обессилевшие женщины в лохмотьях, как та, которая ела пирог. Пришедший Рид сказал, что все они здесь по причине своего выбора. Пакстон вновь продемонстрировала свои внезапно открывшиеся способности к аналитике, и по полочкам разложила все манипуляции Рида, которые привели ее в эту комнату, и что она поняла истинную религию, которую он имел ввиду, и это контроль.

Рид подтвердил ее догадки, что контроль - это смысл всех религий. Ведь она сама позволяет делать другим за нее выбор, включая то, какое белье ей носить. Как только тема подошла к волшебным панталонам, Пакстон взмахнула откуда-то взявшимся ножом, и пронзив горло Рида, бросилась бежать.

А куда бежать-то?

Дом напоминает лабиринт со всеми своими дверями. Попав обратно в сырой подвал, Пакстон получает от подкравшегося Рида удар ножом в живот.

Рид предлагает ей помолиться, на что Пакстон говорит, что молитвы не помогают, но это хорошо, что люди в них думают о ком-то, кроме себя. Ну и начинает молиться.

Рид ползет к ней с ножом, и сначала прильнув к груди миссионерки, собирается заткнуть ее навсегда. Но получает удар палкой с гвоздями по голове от, неожиданно, Барнс.

Воскрешение работает, хотела сказать я, но нет. Нанеся последний удар Барнс умирает (умирает же?). Откуда только она силы взяла после обширной кровопотери - не ясно.

Пакстон же через окно-соту выбирается на волю, и удерживая руками в себе внутренности, уходит прочь.

В конце она видит бабочку, которая села на ее руку.

Вывод

Как бы я не относилась к Хью Гранту, он вытянул этот фильм. Без него это была бы игра картонных персонажей, которые абсолютно не могут удержать внимание зрителя. Хлоя Ист половину фильма только и делала, что глупо улыбалась, а Софи Тэтчер производила впечатление человека под транквилизаторами.

Хью Грант спас фильм своей харизмой, и это не преувеличение. Он очень органично смотрелся в роли религиозного эксперта, который настолько "наелся" информации, что по итогу трансформировал ее во что-то негуманное и жестокое.

Я хотела бы, чтобы Грант не ограничивался только одним этим фильмом, и дальше развивался в направлении триллеров. Ты ему веришь, он искренний, улыбчивый, а когда угроза становится явной, его смеющиеся глаза становятся резкими и холодными. Жутко.

Помимо игры конкретного актёра хочу отметить философию фильма. Монологи и диалоги прописаны достаточно хорошо. Когда говорит Рид, с ним хочется соглашаться, но вот говорит Барнс, и с ней тоже не поспоришь. Когда фильм даёт пищу для размышлений о том, с кем же ты больше согласен, это признак качественной работы.

К минусам сюжета я бы отнесла появление старейшины. Его ввели по нескольким причинам. Первая - для создания дополнительного повода переживать за героинь. Поможет или не поможет? А вдруг он тоже попадет в ловушку? Но его появление было таким, словно он мимо пробегал, и решил заглянуть. Персонаж как NPC, его задача только в том, чтобы появиться в конкретный момент.

Вторая причина - его появление отвлекло девушек, которые услышав звонок в дверь бросились вверх по лестнице, и создало удобный момент для подмены тела провидицы. Вопрос - если бы старейшина не пришел, чем бы Рид отвлекал внимание пленниц? Открыть люк и затащить в него тело нельзя незаметно, пока к тебе просто повернулись спиной

Этот фильм не шедевр, но он определенно заслуживает внимания. Он не напугает Вас, но сможет держать в напряжении.

Поставлю ему оценку 6,5/10, и успокоюсь.