Найти в Дзене

Запоры у детей: критерии, симптомы тревоги, принципы коррекции

Нарушения стула - это деликатная проблема, как у взрослых, так и у детей. Её распространенность достаточно велика, однако, точную цифру мы вряд ли узнаем, потому что обращаются не все. У детских гастроэнтерологов около 30-40% из общего приёма - это дети с запорами. А знаете ли вы, что большая часть взрослых, страдающих запором-это именно те дети, у которых был запор? Многие люди годами живут с запорами и даже не пытаются ее как-то решить, считая, что это в этом нет ничего страшного. Что же такое запор? Запор - это замедленное, затрудненное или недостаточное опорожнение кишечника. Обратите внимание: запор - это не только, когда редко ходишь в туалет, как многие думают. Запор может быть и при регулярном стуле, но очень плотном и болезненном! Запор-это многофакторная патология. Что может влиять на его возникновение? Режим питания и питья, низкая двигательная активность, стресс и даже смена привычной локации (например, отпуск). Условно, мы можем разделить запор на первичный

Картинка взята в интернете из открытого доступа
Картинка взята в интернете из открытого доступа

Нарушения стула - это деликатная проблема, как у взрослых, так и у детей.

Её распространенность достаточно велика, однако, точную цифру мы вряд ли узнаем, потому что обращаются не все.

У детских гастроэнтерологов около 30-40% из общего приёма - это дети с запорами.

А знаете ли вы, что большая часть взрослых, страдающих запором-это именно те дети, у которых был запор?

Многие люди годами живут с запорами и даже не пытаются ее как-то решить, считая, что это в этом нет ничего страшного.

Что же такое запор?

Запор - это замедленное, затрудненное или недостаточное опорожнение кишечника.

Обратите внимание: запор - это не только, когда редко ходишь в туалет, как многие думают. Запор может быть и при регулярном стуле, но очень плотном и болезненном!

Запор-это многофакторная патология.

Что может влиять на его возникновение? Режим питания и питья, низкая двигательная активность, стресс и даже смена привычной локации (например, отпуск).

Условно, мы можем разделить запор на первичный и вторичный.

-первичный (функциональный) запор.

Это заболевание, которое вызвано различными факторами, при котором отсутствуют структурные изменения.

- вторичный запор : когда запор является симптомом другого заболевания или результатом побочного явления лекарств.

Основные критерии запора у детей :

  • 2 и менее дефекации в неделю
  • стул большого диаметра
  • твердый стул, в том числе фрагментированный (козий кал), боль при дефекации.
  • -сознательное удержание кала (перетерпливает позыв)
  • эпизоды неудержания кала у ребенка (каломазанье)
  • скопление большого количества каловых масс в кишке
  • стул большого объёма, который может вызвать закупорку туалетного стока

Запор - диагноз клинический, т.е для того чтобы его поставить, нужно провести опрос пациента и хорошо бы увидеть фотографии кала ребёнка.

Ни копрограмма, ни анализ кала на дисбактериоз, ни анализ кала по Осипову и т д здесь не нужны! Ни в каком возрасте!

Иногда, могут потребоваться дополнительные обследования, но далеко не всегда.

У детей, чаще всего, имеется психологический запор.

Как обычно он выглядит:

📌Могут какать только в подгузник или определенное белье.

📌Могут покакать в теплой ванне

📌Могут какать ночью во сне.

📌Если ребёнок отвлечется, то может сходить в туалет совершенно спокойно, без истерик.

📌 Начинают какать стоя, отказываясь от горшка.

📌Какают спрятавшись за диван /занавеску и т. Д.

📌Выгоняют из комнаты всех и не позволяют подходить к себе во время дефекации

📌Могут очень долго по времени сидеть на горшке/унитазе.

Пик запоров у детей приходится на возраст 1-3 лет, когда идёт приучение к горшку

Наличие следующих симптомов тревоги и рефрактерных запоров требуют дальнейшего обследования:

  • Раннее начало запора (в возрасте <1 мес. жизни)
  • Выделение мекония более чем через 48 ч после рождения у доношенного новорожденного
  • Семейный анамнез в отношении болезни Гиршпрунга
  • Лентовидный стул
  • Кровь в стуле при отсутствии анальных трещин
  • Задержка развития
  • Лихорадка
  • Рвота желчью
  • Выраженное вздутие живота
  • Перианальная фистула
  • Аномальное положение ануса
  • Снижение мышечной силы нижних конечностей / тонуса / рефлексов
  • Рубцы в области анального отверстия

Лечение запора - это комплекс последовательных мероприятий, который подбирается индивидуально для каждого малыша в зависимости от клинической ситуации :

- обучение ребенка и родителей;

- проведение коррекции питания и питьевого режима;

- до начала основной терапии может быть рекомендовано освобождение кишечника от избытка каловых масс при каловых завалах(очистительные клизмы, свечи с глицерином)

- основная терапия направлена на регулярное и полноценное опорожнение кишечника за счёт подбора слабительных препаратов.

Обязательное условие эффективной дефекации – обеспечить хороший упор для ног.

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Это может быть обеспечено наличием в туалете низкой скамейки для ребенка, на которую он может поставить ноги.

Ежедневную частоту дефекаций можно отмечать в дневнике, который может быть проанализирован при плановом посещении педиатра.

Для облегчения описания формы стула можно пользоваться «Бристольской шкалой».

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Если ребенок активно отказывается от пользования горшком, рекомендуется прервать туалетный тренинг на период от 1 до 3-х месяцев.

Если вдруг вам приходит в голову мысль срочно усадить кричащего ребёнка на горшок, то представьте следующее.

У вас есть страх, например, высоты (можно подставить любой другой свой). А теперь представьте, что вас тянут на смотровую открытую площадку какого-нибудь небоскреба или моста. Вы не понимаете зачем вам это надо и одновременно очень боитесь этого. Но вас туда затянули и ещё подвели практически к краю.

Приблизительно тоже самое чувствуют дети, которые пока не понимают зачем нужен горшок или если у них есть страх горшка.

Насильственно делать ничего не надо.

Если у ребёнка есть запор (такое бывает после болезни, после антибиотиков и т. Д), то тут важнее будет провести коррекцию запора, чем начинать приучать к горшку.

При отсутствии болезненной дефекации и запоров после перерыва большинство детей готовы продолжать «обучение».