Крупнейшая по тиражу газета США The Wall Street Journal выпустила статью под названием «Радиус действия ВМС США опасно уменьшился», где обосновала невозможность применения в условиях войны основы американского флота — авианосцев.
Этой же теме, а также другим проблемам ВМС США посвятили статьи и другие американские СМИ. Все они приходят к выводу, что гегемонии США на океанских просторах приходит конец.
Статья в The Wall Street Journal начинается так: «Министр Военно-морских сил США Карлос Дель Торо назвал Китай «самой серьезной проблемой для своего вида американских вооруженных сил», и он совершенно прав. Недавние спутниковые снимки показывают, что Китай строит в пустыне модель американского авианосца для использования ее в качестве практической цели. Совершенно очевидно, что растущая военная сила — Китай — собирается поражать самые важные и ценные боевые единицы ВМС США непосредственно в море. При этом американский авианосный флот остается не способным к нанесению ударов по китайским целям на берегу. Вместо того, чтобы устранить этот свой серьезный недостаток, ВМФ США выбрасывает время, деньги и энергию на новые программы истребительной авиации».
Тут остается непонятным с чего вдруг американцы решили, что Китай строит модель именно американского авианосца, но это мелочь. Дальше подробно описываются NGAD — самолеты следующего поколения господства в воздухе, но не сообщается когда же появятся в воздухе эти пилотируемые самолеты, координирующие действия эскадрилий боевых беспилотников и при этом все они будут невидимками по новым стелс-технологиям. Однако автор статьи Джерри Хендрикс, офицер ВМС США в отставке, справедливо указывает, что это не решит главную проблему американского флота:
«Американским авианосным соединениям в условиях острой конкуренции с Китаем, нужна прежде всего способность осуществлять массированные силовые удары по побережью с далекого расстояния. В 1996 году дальность действия авиагруппы среднего авианосца составляла около 1400 километров. К 2006 году этот показатель упал до 900 километров. Китай разработал противокорабельные ракеты, такие как Dong Feng-21 или «убийца авианосцев», с дальностью 1800 километров.
Причина «отхода ВМФ от приоритета дальности действия авианосной авиации» следующая: в 1997 году ВМС сняли с вооружения палубный штурмовик A-6 Intruder. Этот самолет был способен действовать на расстоянии 1400 километров с полной бомбовой нагрузкой, и на удалении до 2200 километров с дополнительными подвесными топливными баками. ВМФ хорошо справился с возникшей проблемой за счет палубного истребителя-бомбардировщика и штурмовика F / A-18 прошлого поколения, а затем укрепил свои наступательные возможности благодаря обновленному варианту F / A-18 Super Hornet с боевым радиусом около 900 километров. Эти самолеты хорошо показали себя в Ираке и Югославии. Следует, однако отметить, что действовали они с авианосцев, которым противник не мог нанести никакого ущерба, поэтому авианосцы подходили очень близко к побережью».
Автор объясняет причину сознательного уменьшения дальности действия авианосной авиации желанием сократить финансовые расходы на нее. На самом деле главной причиной было то, что у США в те времена просто не было ни одного сильного противника. В 1997 году в России большим достижением считалось получение очередного кредита от МВФ, совсем как сейчас на Украине. Российские офицеры месяцами не получали зарплату, а о новых видах вооружения никто и не заикался. Китай начал модернизацию своей армии, но тогда она еще даже не достигла уровня полуразложившейся российской. Северная Корея еще не запускала свои ракеты на сотни километров в Тихий океан. Однако ситуация изменилась и возникла проблема, которую автор описывает так:
«Однако в настоящее время и Китай, и Россия обзавелись эффективными боевыми средствами, которые значительно осложняют, если вообще не исключают, возможность подхода авианосных соединений к целевым территориям. Эти средства способны удерживать авианосные соединения на расстоянии до 1800 километров от береговой линии, что делает ее недоступной для истребителей-бомбардировщиков F / A-18. Истребители F-35B и F-35C, находящиеся в середине процесса поставки в войска, могут удаляться от авианосца на 720 и 1120 километров соответственно.
Проблема могла бы быть в известной степени решена за счет беспилотных заправщиков, которые могут взлетать с авианосцев, например, таких как разрабатываемые сейчас ВМФ танкеры-дроны MQ-25 Stingray. Но этих машин пока только единицы, и они несут меньше топлива, чем их пилотируемые предшественники. Обычные самолеты-заправщики ВВС несут топлива много, но они базируются на суше и поэтому слишком уязвимы для китайского оружия дальнего действия, чтобы их можно было бы активно использовать.
Эта проблема особенно актуальна с учетом планов ВМС по продолжению строительства супер-авианосцев типа Gerald Ford водоизмещением 100 000 тонн и стоимостью 13 миллиардов долларов каждый — даже несмотря на то, что у таких кораблей нет возможности наносить удары по глубине вражеской территории».
Далее автор признает, что к его сожалению к решению проблемы еще даже не приступили. При этом он уверен, что если так будет продолжаться и дальше, то США потеряют своего союзника в Тихоокеанском регионе:
«В 2015 году министр ВМС Рэй Мабус заявил, что F-35 будет последним пилотируемым самолетом ВМФ, сославшись на меняющуюся стратегическую обстановку. Тем не менее, морская авиация умудрилась пересидеть гражданское руководство ВМС и с приходом нового, похоже намерена не только сохранить своих пилотов, но и продолжать строить истребители в условиях очевидной стратегической потребности в штурмовиках и бомбардировщиках. Если в ближайшее время авианосные авиагруппы не будут оснащены ударными самолетами дальнего действия, пилотируемыми или беспилотными, американские авианосцы не смогут внести значимый вклад в сдерживание, а при необходимости, и в победу в обычном конфликте с Китаем из-за Тайваня или в других горячих точках».
Не менее интересны, чем статья, отзывы к ней читателей The Wall Street Journal:
Jeffry Smith
«Радиус действия авиакрыльев авианосцев — это не самая главная проблема. Кстати, с развитием гиперзвукового оружия она вообще снимается. Ну как авианосец пойдет к берегу, если за 2000 километров его может достать гиперзвуковая ракета «Циркон»? Проблема в головах. Я сам служил во флоте. И мне известно, что сегодня 2/3 времени и содержания подготовки военных составляет политическая, воспитательная и воук-повестка. А где же собственно боевая подготовка?». (Воук — политический термин,обозначающий усиленное внимание к вопросам, касающимся социальной, расовой и половой справедливости).
Tim Harris
«Я уверен, что в любой битве с равной по силе державой наши гигантские супер-авианосцы будут стоять на приколе в укрытии, чтобы избежать их потери. Строительство этих до смешного уязвимых гигантов должно быть остановлено в пользу более мелких авианесущих кораблей, которые мы можем позволить себе потерять, большего количества крейсеров и более совершенных подводных лодок».
Cecil Patterson
«Я больше чем уверена, что наш флот не сможет защитить нас в случае конфликта с Китаем. Но я могу с уверенностью обещать вам, что зато все наши военные моряки успешно сдадут тесты по всем воук-программам — гендерным, этническим, политическим и всем остальным».
David Macmahon
«Я не буду долго рассуждать о боевых качествах ВМФ США. Но может кто-либо назвать мне хоть одну большую боевую операцию нашего флота с 1945 года. Думаю, что во всей Америке уже не осталось в живых ветеранов, которые могут вспомнить что-то подобное!».
Robert Potter
«Есть только два типа кораблей — подводные лодки и их цели. Так вот наши авианосцы — сплошь массивные медленно движущиеся цели. Если китайцы потопят хоть один авианосец, держу пари, президент отступит, оставив им всю Юго-Восточную Азию. Лучше построить свой флот на основе меньших кораблей, вооруженных ракетами большой дальности, способными уничтожать цели на суше, море и в космосе на расстоянии более 2000 километров».
James Skolaut
«Отличная статья. Думаю, я знаю, какое решение предложит наше высшее руководство и «ястребы» на Капитолийском холме — больше денег для оборонного ведомства!! Их не волнует тот факт, что мы тратим на оборону больше, чем следующие за нами 5 стран в мире вместе взятые, потому что нам всегда нужно тратить больше. Наше министерство обороны и военно- промышленный комплекс не волнует, что наши военные расходы все сильнее бьют по необоронным статьям бюджета. Мы делаем это за счет снижения расходов на другие важные вещи, такие как наука, медицина, образование, технологии, искусство, инфраструктура и так далее. И все мы знаем это. К сожалению, я боюсь, что в течение следующего десятилетия китайцы выбросят нас из Южно-Китайского моря. Я никогда не думал, что увижу такой стремительный упадок Америки в своей жизни, но он стал реальностью».
Thomas Dent
«Я сомневаюсь, что кто-нибудь у нас в Соединенных Штатах ответит за такую некомпетентность и глупость в решениях о наших авианосцах и их боевых функциях. Одна только мысль о том, что наши 13-миллиардные авианосцы могут быть уничтожены еще до того, как вступят в действие, просто невыносима. Это просто не поддающийся никаким извинениям стратегический просчет».
Paul Sonnenfeld
«Я думаю, теперь мы должны честно признаться себе в том, что с российской ракетой «Циркон» наши авианосцы превращаются всего лишь в уток-приманок. Понятно, что и русские, и китайцы будут атаковать и спутники, которые мы используем для связи с нашими самолетами и дронами».
Теме уязвимости американских авианосцев посвящена и статья в специализированном издании We Are The Mighty (Мы — могучие), занимающимся вопросами военной техники. Она носит название «Американские авианосцы еще господствуют на море, но Россия с Китаем планируют это изменить».
https://www.wearethemighty.com/mighty-tactical/russia-china-carrier-plans/
Она начинается так: «В августе Китай осуществил запуск двух баллистических ракет, которые, по словам китайского военного эксперта, поразили движущийся корабль-мишень в Южно-Китайском море на удалении несколько тысяч миль от места пуска. За месяц до этого США направили в этот регион две ударные авианосные группы. «Мы поступаем так из-за их провокаций», — сказал профессор Пекинского университета авиации и космонавтики, а в прошлом полковник китайской армии Ван Сянсуй, имея в виду американские авианосцы. Испытательные пуски он назвал «предупредительным сигналом флоту США».
Чтобы не отстать от остальных, российский ВМФ в декабре 2020 года провел в Белом море третий испытательный пуск противокорабельной гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Запущенная с борта фрегата ракета развила скорость восемь Махов (Мах равен скорости звука — 1192 километра в час), после чего поразила береговую цель на расстоянии свыше 200 миль (более 320 километров). Эти испытания в очередной раз указывают на то, что американские авианосцы, издавна считающиеся властелинами морей и океанов, могут столкнуться с реальной угрозой своему существованию».
Дальше в статье довольно подробно описывается какой ужас наводили авианосцы США на руководство СССР, которое «называло их «угнетателями национально-освободительных движений»: бывало, что американский авианосец, появившись у берегов Ирака или Гренады, резко менял местную политическую обстановку одним своим присутствием». Статья утверждает, что после того как выяснилось, что палубная авиация может нести ядерное оружие, уничтожение авианосцев стало одной из главных задач Советской армии в случае начала войны.
Мне больше всего в этом разделе запомнился следующий абзац: «Американские авианосцы с их палубной авиацией были настолько грозным оружием, что Советам для нападения на один такой корабль по планам требовалось 100 бомбардировщиков, и при этом их потери могли составить до 50%. Советским летчикам даже не выдавали подробные планы полетов для возвращения на аэродромы». Что только не прочтешь в американской прессе: оказывается в СССР были свои летчики-камикадзе!
Но самое интересное написано в разделе статьи, носящем название «Убывающее доминирование авианосцев»: «Когда закончилась холодная война, и распался Советский Союз, казалось, что вечное господство на море американским авианосцам более чем гарантировано. Эти корабли играли ключевую роль во всех конфликтах, в которых с 1990-х годов участвовали США. Но сложившийся после холодной войны мировой порядок медленно меняется. И это будет иметь негативные последствия для господства авианосцев.
Американские авианосцы давно вызывают самую большую обеспокоенность у Пекина. Их присутствие удержало КНР от вторжения на Тайвань в 1950-е годы, а в 1996 году два авианосных ударных соединения посрамили Китай, свободно перемещаясь вокруг этого острова в период усиления напряженности. Получилось, что Пекин признает военную мощь США».
Не очень понятно в чем срам для Китая и в чем его признание военной мощи США, но оставим это на совести автора статьи, чье имя почему-то не указано. Также не очень понятно зачем в статье, посвященной сегодняшней проблеме флота США подробно описывается история послевоенного противостояния США с СССР и КНР. Наверно, чтобы добавить хоть какой-то оптимизм в эту пессимистическую для американских читателей статью. Однако постепенно автор доходит и до наших дней: «С тех пор Китай вкладывает огромные деньги в создание средств борьбы с авианосцами. Сначала он приобрел разнообразное оружие у России, включая многоцелевые истребители Су-30МКК, 12 ударных подводных лодок проекта 877 и четыре эсминца с управляемыми ракетами проекта 956.
Те ракеты, которые Китай испытал в августе это DF-21 и DF-26, дальность пуска которых составляет 1300 и 2400 миль, соответственно. Летая выше, быстрее и дальше советских крылатых ракет, китайские противокорабельные баллистические ракеты способны преодолеть противоракетную оборону авианосца и кораблей сопровождения. В результате авианосцы будут вынуждены держаться подальше от потенциальных китайских и российских целей, а это может сделать их палубную авиацию бесполезной. В этом году Министерство обороны США опубликовало доклад, в котором говорится, что в области создания ракет Пекин «достиг паритета с США, а может быть, даже превзошел нас».
Дальше мысль о бесполезности авианосцев и соответственно палубной авиации находит свое развитие в последнем разделе статьи, носящем нейтральное название «Новые угрозы», хотя после прочтения того, что там написано, мне вспоминается вопль из фильма «Брильянтовая рука»: «Шеф, все пропало!!!». Судите сами: «Гиперзвуковые ракеты стали очередной серьезной угрозой. Развивая скорость свыше пяти Махов (это более 3800 миль в час), гиперзвуковые ракеты слишком стремительны и не оставляют ПРО противника никаких шансов на эффективное противодействие. Они также могут менять траекторию полета, из-за чего перехватить их становится практически невозможно. На вооружении у Китая уже есть две гиперзвуковые ракеты: DF-17 и DF-100. Россия разрабатывает несколько образцов гиперзвукового оружия и «Циркон» на этом фоне кажется самым многообещающим. Российское руководство выражает надежду, что сможет вооружить все новые корабли в составе ВМФ гиперзвуковым оружием.
Британские официальные лица тоже уже с большой тревогой заговорили о той угрозе, которую российское гиперзвуковое оружие представляет для их авианосца. «Гиперзвуковые ракеты практически невозможно остановить, — рассказал изданию The Daily Mirror один высокопоставленный источник из ВМС Британии. — Не имея возможности защититься от ракет типа „Циркон", авианосец будет вынужден курсировать вне пределов досягаемости этой ракеты, в сотнях миль от берега. Его самолеты будут бесполезны, и вся основа авианосного ударного соединения окажется ненужной», — сказал этот источник.
Об истинных возможностях нового российского и китайского противокорабельного оружия пока мало что известно, однако проведенные недавно испытания показывают, что американским авианосцам недолго осталось безраздельно господствовать в мировом океане».
Невозможностью использовать свои авианосцы проблемы американского флота не исчерпываются. Там за последнее время с треском провалились два широко разрекламированных проекта на которые были истрачены миллиарды долларов. Американское специализированное издание Task & Purpose посвятило им ряд своих статей.
В 2007 году была запущена программа строительства эсминцев-невидимок Zumwalt, каждый из которых должен был быть вооружен двумя электромагнитными рельсотронами. Эти эсминцы должны были стать основой надводного флота США, способными решать практически любые боевые задачи. Предполагалось построить 32 таких корабля за 40 миллиардов долларов и на строительство первых двух было выделено 2,6 миллиардов долларов. Шли годы и, по американской традиции, стоимость строящихся кораблей росла вверх, а их возможности — вниз.
Вскоре выяснилось, что рельсотроны установить невозможно, так как они потребляют всю электроэнергию корабля и после каждого выстрела электрическая сеть бы выключалась. Было решено установить на каждый эсминец проекта Zumwalt по два 155-миллиметровых артиллерийских орудиях LRLAP нетрадиционной активно-реактивной схемы большой точности с дальностью стрельбы до 148 километров. При этом каждый управляемый снаряд к ней стоит около миллиона долларов. Предполагалось, что на малой и средней скорости эсминцы будут двигаться на электродвигателях, экономя топливо для основного дизель-газотурбинного двигателя. Однако это привело к резкому удорожанию двигательной установки и одновременно снизило ее надежность.
16 октября 2016 года вошел в строй первый эсминец Zumwalt, чье строительство в итоге обошлось в 4,4 миллиарда долларов, а уже через месяц при прохождении Панамского канала у него вышли из строя оба вала двигателя, он потерял ход и врезался в стенку канала. На базу Zumwalt вернулся на буксире. Выяснилось, что из-за конструктивных ошибок морская вода попадает в подшипники валов и выводит их из строя, к тому же существует утечка в системе охлаждения смазки.
Когда в состав флота вошли еще два эсминца этой серии — Michael Monsoor и Lyndon B. Johnson похожие проблемы появились и при них. К тому же на эсминцах постоянно выходят из строя фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности и корабли не вылазят из ремонта. В результате количество эсминцев серии Zumwalt было вначале сокращено с 32 до 24, затем до 7, а в итоге было решено остановиться на трех уже построенных.
Так как из-за заоблачной цены было произведено всего 100 снарядов для шести 155-миллиметровых орудий всех трех эсминцев, то их основным оружием является ракета «Томагавк», которая стоит примерно столько же сколько «золотой» снаряд, но способна лететь не на 148, а на 2500 километров, неся в десятки раз больше взрывчатого вещества. Вот только на «невидимых» эсминцах их всего 80. А, например, на крейсера типа Ticonderoga, построенных в 1983-1994 годах, их 122 и обошелся каждый такой крейсер всего в миллиард долларов. На строящихся с 1988 года эсминцах типа Arleigh Burke ракет 96, а их средняя стоимость — 1,4 миллиарда долларов.
Сторонники эсминцев Zumwalt постоянно подчеркивают их так называемую невидимость. Но, во-первых, она не полная, а просто эффективная площадь рассеяния, по официальным данным, уменьшена в 50 раз и такой эсминец на экране радара будет выглядеть как рыбацкий катер, а, во-вторых, невидимость автоматически исчезает при выполнении некоторых боевых задач. Например, при охране авианосца в составе авианосной ударной группы. Чтобы хоть как-то сохранить лицо, командование ВМС США объявило, что на «невидимых» эсминцах будут вместо орудий установлены гиперзвуковые ракеты. Вот только никто не знает когда они появятся на американском флоте и какие будут их габариты. Все это свидетельствует о том, что долго превозносимая американской пропагандой программа строительства эсминцев Zumwalt провалилась. С учетом стоимости затрат на исследования и разработку, она обошлась в США в 22,5 миллиарда долларов.
Невидимость была самой привлекательной чертой плана строительства еще одной серии кораблей — Littoral Combat Ship (Литоральный (прибрежный) боевой корабль). В теории все должно было выглядеть так: корабль, построенный с использованием стелс-технологии, получив разведданные от авиации, на большой скорости в 47 узлов (около 75 километров в час) врывается в прибрежные воды противника и уничтожает там военные объекты или высаживает диверсионную группу и, используя свое преимущество в скорости, уходит от возмездия. Кроме того было решено, что корабль будет многофункциональным со сменными противолодочными, противоминными, десантными и тому подобными модулями, которые можно менять в зависимости от обстановки.
Модули потребовали дополнительных объемов, те в свою очередь — большего корпуса корабля, а для него соответственно нужен более мощный двигатель для которого соответственно снова нужен дополнительный объем. Окончательно добило проект решение снабдить все корабли вертолетом. Для него нужны взлетная площадка, топливо, склад для боеприпасов и запчастей, а значит снова объемы внутри корпуса. Нужные объемы получали за счет сокращения экипажей и вооружения. Корабль длиной в 128 метров должен обслуживать постоянный экипаж из 40 моряков плюс 10-15 человек в зависимости от модуля. Фактически каждый член команды выполняет ту же работу, что два человека на больших кораблях, что не только изматывает экипаж, но и делает корабль уязвимым, так как некому бороться за его живучесть даже при небольшом повреждении в бою.
Впрочем и воевать таким кораблям особенно нечем. Несмотря на внушительные размеры, его вооружение состоит из 57-миллиметровой пушки, четырех пулеметов и установки для запуска 21 ракеты AGM-114 Hellfire, разработанной в 1978 году, чья максимальная дальность составляет всего 10 километров. Тут еще надо учесть, что в отличие от обычных кораблей, построенных из толстой легированной стали, на кораблях технологии стелс многие части надстроек сделаны из пробкового дерева. В ответ на вопросы о беззащитности кораблей проекта LCS, командование ВМС США отвечало, что они невидимые, а при их визуальном обнаружении они смогут уйти от любого корабля противника. Правда на вопрос о том какой ущерб эти корабли могут нанести прибрежной инфраструктуре противника с таким вооружением, ответа не было.
Было решено объявить конкурс на постройку двух таких кораблей и если все будет хорошо, то довести число таких кораблей до 56. Главными претендентами на получение заказа были: General Dynamics, который предлагал строить корабли на базе своих тримаранов Independence и Lockheed Martin, взявший за основу своего класса Freedom обводы скоростной итальянской яхты. Без сомнения у корпораций великолепные лоббисты и они сделали американским адмиралам такие щедрые предложения о резком росте их благосостояния после выхода в отставку, что те не смогли от них отказаться. В итоге победителями были объявлены обе корпорации и каждая из них должна была построить по два корабля. Но и этого оказалось мало и вскоре, не дожидаясь окончания строительства первых кораблей, каждая из корпораций получила заказ построить еще по десять кораблей.
После спуска первых кораблей проекта LCS на воду начались скандалы. Стало ясно, что смена модуля корабля, включающая поход за ним в порт, его извлечение с хранения, расконсервация, проверка, установка и возвращение в район боевых действий может занять месяц, что делало идею модульности бессмысленной, а командование ВМС было поймано за переписыванием задним числом концепции боевого применения данных кораблей, чтобы скрыть факт, что построенные корабли не соответствуют необходимым характеристикам.
В 2020 году два из корабля серии Freedom — Detroit и Little Rock были отправлены на перехваты катеров наркоторговцев в Карибском море. В момент когда они развили максимальную скорость у них развалились редукторы, общие для дизелей и турбин. Ранее такое же случилось и с кораблем этой серии Milwaukee. При этом ни заменить, ни отремонтировать редукторы нельзя. Без редуктора невозможно использовать турбины и в результате скорость кораблей упала до 12 узлов — гражданские контейнеровозы и то быстроходнее. Тем не менее еще пять кораблей серии Freedom с этим конструктивным дефектом были построены.
Корабли серии Independence имеют другой недостаток — у них быстро гниет корпус. Корабль этой серии Coronado провалил учения по отражению атаки катеров противника. Первый корабль, давший имя серии, 31 июля 2021 года списан из состава флота. Предполагается, что остальные корабли этой серии будут вооружены ракетами NSM (Naval Strike Missile) с дальностью 185 километров, но еще точно неизвестно возможно ли это конструктивно. А дальнейшая судьба кораблей серии Freedom пока не ясна. Теперь когда они лишились своего главного преимущества — скорости, каждая встреча с практически любым кораблем противника для них смертельна. Ведь вражеский корабль с расстояния всего лишь более 10 километров может безнаказанно уничтожать тихоходные корабли серии LCS, чье строительство обошлось США в 16 миллиардов долларов.
Интересно, что инструкция предписывает в случае боя с кораблем противника, вышедшего из радиуса поражения, оснастить ракетами Hellfire вертолет и с его помощью атаковать. А если вражеский корабль не будет уничтожен после попадания двух маломощных ракет, то вертолету надо вернуться на свой корабль, а затем повторить атаку. Заокеанские флотоводцы делают вид, что они не в курсе, что современный морской бой длится минуты, а иногда и секунды. Американские моряки на условиях анонимности в социальных сетях шутят, что если надуть надувные спасательные лодки и попытаться взять корабль противника на абордаж, то шансы на победу значительно выше. Они расшифровывают LCS как Little Crappy Ship (маленький дрянной корабль) и считают главным врагом своего флота не российских или китайских моряков, а американскую коррупцию.