Найти в Дзене
MiniWar.ru

Виды боевых топоров Месопотамии III - I тысячелетие до нашей эры

Кинжал, копьё и боевой топор: вот то оружие, которое прошло вместе с человеком от неолита до начала 20 века. Изучая коллекцию Британского Исторического Музея (кстати, сайт у них крайне информативный) понял, что именно в Древней Месопотамии формировались виды боевого топора, которые и дальше фигурируют в истории.

Как водится, большинство настоящего событий базируются на… прошлом. Так и металлические топоры Древней Месопотамии (сначала медные, а потом и бронзовые) логически появились из каменных. Надо отметить, что довольно долгое время каменные и металлические топоры сосуществовали вместе: доступность каменных этому не могла не способствовать.

Поэтому первым делом взлянулось в тсторону каменных топоров. И не зря: именно из глубин каменного века топорам досталось ровно два типа крепления боевой части к товорищу: через дырку в лезвии и без сверления лезвия. Первый вариант вместе с нами до сих пор, поэтому принцип примерно понятен.
Поэтому первым делом взлянулось в тсторону каменных топоров. И не зря: именно из глубин каменного века топорам досталось ровно два типа крепления боевой части к товорищу: через дырку в лезвии и без сверления лезвия. Первый вариант вместе с нами до сих пор, поэтому принцип примерно понятен.

Второй же способ более разнообразен. Так, можно было проковырять дыру в топорище, благо оно деревянное, и примотать полосками кожи. Или выточить вертикальную выемку в лезвии и топорище и опять же примотать поплотнее.

-3

Ровно эти два метода и перекочевали в металл. Вот, что нарылось у британцев.

-4

А вот такие топоры неплохо могут пробивать доспехи и ими можно дёрнуть на себя щит противника.

Как разновидность обычного топора - горизонтальный: то ли топор, то ли чекан.

-6

И прекрасный топор с львом, которого атакуют две собаки на обухе.

-7

Это знакомые нам топоры, которые насаживаются на топорища.

Второй вариант крепления. Дырочки под гвозди.
Второй вариант крепления. Дырочки под гвозди.

Пока искал информацию о топорах древности проскочили два менее распространённых вида топоров, фоток которых у британцев не нашёл. Это смесь булавы с топором и обоюдоострая секира.

Булава с лезвием топора имела, как мне кажется, серьёзную пробивную силу, но вряд ли была удобна в обращении.

Топор же, где вместо обуха - второе лезвие, имеет, конечно, право на существование, но скорее всего тоже не слишком сподручен для боя.

Интересный, хотя и не слишком похожий на боевой, экспонат

Плоское, декоративное топорище: с оригинальным деревянным наконечником и черным кожаным переплетом. Он имеет асимметричную форму с наклонным прикладом и относительно широкой талией со слегка изогнутыми боками. Он, безусловно, нефункционален. Большая часть продуктов коррозии, покрывавших его в момент приобретения, счищена. По всему клинку имеются небольшие поверхностные ямки, а в верхнем углу режущего конца - зазубрина. В нескольких местах видны следы шлифовки, наиболее заметные на режущем конце, но кромка никогда не была полностью заточена. На клинке имеется ажурный декор довольно посредственной работы, изображающий человека или божество, сидящее на спине скачущей лошади, а перед ними - цветочный мотив, состоящий из двух цветков папируса, один над другим, верхний перевернут на нижний. Внутренние детали были слегка прочеканены беглым способом и никогда не были полностью завершены. Фигура, по-видимому, сидит верхом «на боку», передняя рука держит петлевой конец поводьев. Правую руку, вероятно, следует понимать как держащую конец другой веревки, небольшой отрезок которой показан под локтем передней руки. На одном лице всадника изображен длинный парик, закрывающий ухо, а также ожерелье или ошейник. Указан глаз, но не нос или рот. На другом лице голова фигуры оставлена пустой. Ни на одном из лиц нет никаких признаков одежды на теле всадника или упряжи лошади, но сама лошадь хорошо детализирована на обоих. Несоответствие прослеживается и в обработке цветов, один из которых лишен внутренних полос. Рукоять состоит из изогнутого куска дерева разного сечения. На нем есть несколько трещин. Конец приклада окрашен в черный цвет, а древко украшено черными полосами, расположенными крест-накрест, на красновато-коричневом основании. Полосы сильно потускнели. Лезвие было привязано к древку с помощью кожаного шнурка, большая часть которого сохранилась до наших дней, но находится в хрупком и деградирующем состоянии. К нему прилипли кусочки тростника и травы.
Плоское, декоративное топорище: с оригинальным деревянным наконечником и черным кожаным переплетом. Он имеет асимметричную форму с наклонным прикладом и относительно широкой талией со слегка изогнутыми боками. Он, безусловно, нефункционален. Большая часть продуктов коррозии, покрывавших его в момент приобретения, счищена. По всему клинку имеются небольшие поверхностные ямки, а в верхнем углу режущего конца - зазубрина. В нескольких местах видны следы шлифовки, наиболее заметные на режущем конце, но кромка никогда не была полностью заточена. На клинке имеется ажурный декор довольно посредственной работы, изображающий человека или божество, сидящее на спине скачущей лошади, а перед ними - цветочный мотив, состоящий из двух цветков папируса, один над другим, верхний перевернут на нижний. Внутренние детали были слегка прочеканены беглым способом и никогда не были полностью завершены. Фигура, по-видимому, сидит верхом «на боку», передняя рука держит петлевой конец поводьев. Правую руку, вероятно, следует понимать как держащую конец другой веревки, небольшой отрезок которой показан под локтем передней руки. На одном лице всадника изображен длинный парик, закрывающий ухо, а также ожерелье или ошейник. Указан глаз, но не нос или рот. На другом лице голова фигуры оставлена пустой. Ни на одном из лиц нет никаких признаков одежды на теле всадника или упряжи лошади, но сама лошадь хорошо детализирована на обоих. Несоответствие прослеживается и в обработке цветов, один из которых лишен внутренних полос. Рукоять состоит из изогнутого куска дерева разного сечения. На нем есть несколько трещин. Конец приклада окрашен в черный цвет, а древко украшено черными полосами, расположенными крест-накрест, на красновато-коричневом основании. Полосы сильно потускнели. Лезвие было привязано к древку с помощью кожаного шнурка, большая часть которого сохранилась до наших дней, но находится в хрупком и деградирующем состоянии. К нему прилипли кусочки тростника и травы.