Пенза, лето 2024.
Вспоминаю сейчас о своих детских годах и думаю: какой же тёплой была атмосфера в семье. Папа наш был молчаливым человеком, всем рулила мама. Она была немного крикливой как мне казалось,с другой стороны сейчас думаю а ну попробуй , когда столько детей ,погодки мал мала меньше. Я часто думала, когда родила второго сына, как мама с нами справлялась в сельской местности, имея 7 детей, большое хозяйство , дом без удобств, отопление печное /газ провели , когда мы уже все разъехались/ .Думала ей надо за это памятник поставить, хотя медалью мать-героиня она была награждена.Папа нас никогда не наказывал, не ругался,правда помню как то брату досталось за грубость в отношении мамы.Женя старше меня на год, рос балованным ребенком,так как был один сыночек в семье. Он учился плохо, может где-то завидовал и обижался когда мама ему говорила , чтобы брал пример с младших сестёр, а нас после него было трое отличников.Родители жили в тесной связке,дружбе между собой,были трудоголики .Они не делили дела на мужские и женские, папа мог и корову подоить и приготовить, когда это было нужно. Раньше отмечали с размахом пристольные/религиозные/ праздники, то в одной деревне, то в другой. И ходили родственники друг к другу семьями, столы ломились от домашних вкусностей , широко гуляли, пели ,плясали, пили домашние напитки.Мама очень хорошо готовила. В те времена каждое воскресение считалось праздником, кроме всех остальных религиозных праздников.Мама пекла пшённые обалденные блины на домашней закваске , блинчики объедение , в печи на двух таганках в сковородках, умело жонглируя сковородником. Я любила смотреть как это ловко у мамы получалось, как в печи идёт небольшой дымок,потрескивает огонёк, маленькие угольки попадают даже в сковородку. Она напекала большие стопочки блинчиков или блинов, а когда затихал огонь, мама ставила на угли в печь большие железные листы со всевозможными пирожками и булочками. Они выпекались красивые, слегка сверху подрумянившиеся,были волшебные , пышные мягкие, удивительно вкусные на домашней закваске , домашнем молоке, яйцах и сливочном масле.Такие у меня никогда в жизни не получались, может и потому, что мама нас никогда не привлекала к готовке в печи, видимо , жалела или хотела, чтобы мы всё время занимались, читали .
В то время ,все религиозные праздники отмечались в семьях, хотя это были времена, когда идеология в стране была другой,проводилась антирелигиозная борьба .Это были пятидесятые годы Я помню как в школе проверяли пришли ли мы с крестиками и заставляли их снимать , но мама тогда решила привязывать крестик к шёлковой сорочке,которые мы тогда носили под коричневое платье /форму /с фартуком. Да, был такой период в нашей стране, когда навязывали атеизм,мы росли с этим, и потом долго приходилось вновь приобретать веру .
Мама управлялась по хозяйству, как вы поняли, а папа зарабатывал деньги нам на жизнь. Летом он работал в колхозе за трудодни, куда выпишет наряд бригадир, в основном в полях. Сажали, косили , обрабатывали от сорняков, убирали картофель и т.д.Даже распределяли работу для обработки ,например свёклы от сорняков по домам. Помню как я ходила с папой мотыжить эту свёклу. Мотыжим, мотыжим её ,а бороздки,кажется, никогда не закончатся ,уже виден горизонт, а им конца не видно.Помню переживала, если срублю росточек, старалась.Всё лето мы пололи , вечером поливали капусту, помидоры, огурцы , клубнику. Мама выращивала самые вкусные помидоры, крупные, сладкие сахаристые, объедение. Таких, мне кажется, сейчас просто нет. Часто я с ней ходила за грибами в лес. В основном мы собирали чудесные грузди и беляки. Мама солила их огромными кастрюлями. Реже собирали белые грибы и жарили их, маслята, рыжики.Когда наступало время сенокоса, бригадир отправлял всех на сенокос от рассвета до заката. Обычно мама собирала отцу узелок с собой из яиц, хлеба, молока, сала или мясца. Домой надо было тоже заготовить возов 6 -7, накосить или соломы навозить. Папа ходил косил где мог, на опушке леса, около реки или болота.Потом мы ходили дружно согребали и привозили к дому, если сыровато было сено, солома, или ,не дай Бог ,попадали под дождь эти копны,приходилось сушить у дома , раскидывать ,потом согребать и всё переносить в сарай, складывать в стог. Часто я находилась на верху копны,принимала с вил охапки и распределяла, притаптывая их. Я пишу свои ощущения и воспоминания, мне больше приходилось помогать, так как среди трёх младших сестёр , я была старшей. Вот как-то про помощь от брата , я меньше помню , может потому что он был непослушный и его не заставляли, баловали, хотя он на год старше меня. Помню даже, когда была уборочная, я ездила в кузове ,наверху грузовой машины, в поле , где комбайн убирал рожь или пшеницу и сыпал в неё , а нас обычно было две или три девочки , мы разгребали по кузову, затем везли на ток , там ссыпали это зерно, а мы лопатами согребали его в холм.Про уборку картофеля я уже и не говорю.В конце сентября нас из школы направляли в поле убирать картофель. Дома мы копали только после того, когда почти весь картофель был в колхозе убран, тогда давали лошадь , папа с Женей или соседом пахали борозды, а мы с сёстрами собирали.Картофеля накапывали очень много, даже помню приезжали какие-то люди в село обменивать его на арбузы. Одно время помню в колхозе выращивали свои арбузы, турнепс, помидоры. Их , конечно, хорошо как и всё остальное охраняли.Но мы с детьми иногда переплывали реку и что-то собирались , если не заметит охранник , сорвать. Река в то время была глубокая, была платина. Летом мы не вылезали из реки,купались.Один берег реки был высокий глинястый , и в нём были норы, где водились раки. Мы их ловили, ребята разжигали костёр, и мы в нём пекли этих раков. Они были очень вкусные.
Мама , не покладая рук трудилась дома. С утра топила печь , доила корову, кормила, всех животных ,готовила для нас, потом стирала. Я помню , она, бедная, стирала в корыте, тёрла это бельё на ребристой доске. Стирки было всегда много и чуть ли не каждый день. Воду грели в большом чугуне в печи, холодную мы помогали приносить из колодца, который был напротив нашего дома через дорогу. Потом помогали его развешивать, после сушки гладить. Утюг был тяжёлый чугунный , в него насыпали горячие угли и, когда он нагревался ,мы помогали маме гладить.Мама также варила разное вкусное варенье. У нас росла очень урожайная клубника, малина, крыжовник, смородина и несколько яблонь. За всем этим ей приходилось досматривать и ухаживать .
Зимой мама пряла пряжу, вязала нам носки, варежки, шила как могла, себе и нам много платьев, ну а для папы наступал сезон заработка. Отец брал патент и валял валенки . У него не было отбоя заказов, так как его валенки были в округе лучшие, мягкие без всяких добавок /купороса/ как многие делали. Зимой приезжали заказывать из соседних деревень на лошадях. В доме всегда было много народа. Я любила слушать разговоры, как у кого-то сын или дочь бросили родителей, я думала как это возможно.Много рассказывали всяких историй. Днём папа готовил заготовки валенок, а вечером и ночью валял. Мы любили лежать на печи и смотреть как папа валяет валенки,как вставляет колодки , как получается валенок. Труд был, конечно, очень тяжёлый. Руки у него часто трескались, он их смазывал растительным маслом, жиром, никаких кремов не было.Как сейчас помню за пару женских сапог папа брал 9-10 руб, мужские ,чуть дороже , детские дешевле. В деревне тогда ходили только в валенках, если было сыро,одевали на них калоши.Нам папа тоже валял валенки из шерсти своих овец. Его брат, дядя Яша , держал чесалку,недалеко от своего дома. Все ходили к нему со своей шерстью. Дядя Яша зимой на праздники часто приходил к нам. На праздники папа не работал.Они сидели за столом, всегда кушали немного выпивали и общались.
Мама была душой нашего очага, она очень любила нас и старалась лишний раз не загружать работой. Она постоянно говорила нам :"Учитесь хорошо и уезжайте,жизнь в деревне очень тяжёлая. "На все собрания в школе она, конечно же, ходила. Очень расстраивалась из-за лентяя брата и гордилась нами дочками. В школе, мы, конечно же ,принимали активное участие в общественной жизни, помню собирали золу по всем домам ходили за этим удобрением, были Тимуровцами, помогали пожилым людям ,участвовали в олимпиадах.Конечно же, мы все были в начале пионерами. Вся школа на день Пионерии ходила в лес, благо он находится рядом за рекой, там разводили большой костёр, пели песни, был большой концерт. В школе проводили общешкольные линейки, на которых обсуждались школьные успехи и проблемы , обсуждали хулиганов, двоечников. Не всех принимали в пионеры , затем в комсомол , мы конечно же готовились к этим событиям с волнением.
Старшие сёстры Антонина, Александра, Раиса уже уехали от нас , жили и учились в Пензе. Когда настал мой черёд, я всё не могла определиться куда пойти учиться.Напротив нас жили бабушка Груша с дедом Мишей. К ним каждое лето приезжал сын Петр Михайлович , который привозил своих дочерей Ольгу и Лиду на лето . Он был директором школы в другом районе, любил детей. Бывало насажает нас в свой мотоцикл с люлькой как селедку в бочке , и вёз на реку купаться. Ольга , моя ровесница, она навсегда стала моей подругой , мы до сих пор дружим.И вот , когда пришло время поступать учиться , на лето приехала моя подруга к бабушке и сказала , что сдала документы в Приборостроительный техникум, и я решила поступать туда же.
Когда мы приехали с мамой в техникум ,нам сказали , что набор у них на факультет программирования, который я выбрала уже закончен. Но надо знать мою маму, она стала уговаривать, приводить доводы, что я отличница, у нас семья многодетная и так далее, и меня приняли. Сначала мы с подругой снимали квартиру у одной бабушки рядом с техникумом, а потом мне дали общежитие.
Если вам будет интересно, я продолжу рассказывать о первых влюблённостях, как муж сделал мне предложение,где мы жили, что с ним случилось и так далее, напишите.