Найти в Дзене

Деликатесы

1991 год. Франция. Режиссеры: Марк Каро, Жан-Пьер Жене. В ролях: Доминик Пинон, Жан-Клод Дрейфус, Мари-Лор Дуньяк, Руфус Время апокалипсиса: 1991 год Причина апокалипсиса: неизвестна Масштаб апокалипсиса: Франция Сегодня на нашем канале самый нежный, теплый и ламповый постапокал в истории. Как видно, бывает и такое. Это плод совместного творчества двух французов - мультипликатора Жана-Пьера Жене и комиксиста Марка Каро. Их полнометражный дебют, первая ласточка. Именно здесь впервые на суд зрителей была вынесена мрачноватая сценография, дискомфортные, тесные, асимметричные помещения и странные углы съёмки, а также безумные сюрреалистические ситуации и диалоги, которые со временем превратились в часть фирменного стиля Жене. По этим маркерам сегодня можно безошибочно отделять его фильмы от другого европейского киноавангарда или картин голливудских мастеров, послуживших «Деликатесам» референсами: в первую очередь, конечно, Гиллиама и Бертона, но в не меньшей степени Линча, Поланского и бра

1991 год. Франция. Режиссеры: Марк Каро, Жан-Пьер Жене. В ролях: Доминик Пинон, Жан-Клод Дрейфус, Мари-Лор Дуньяк, Руфус

Время апокалипсиса: 1991 год

Причина апокалипсиса: неизвестна

Масштаб апокалипсиса: Франция

Сегодня на нашем канале самый нежный, теплый и ламповый постапокал в истории. Как видно, бывает и такое.

-2

Это плод совместного творчества двух французов - мультипликатора Жана-Пьера Жене и комиксиста Марка Каро. Их полнометражный дебют, первая ласточка.

-3

Именно здесь впервые на суд зрителей была вынесена мрачноватая сценография, дискомфортные, тесные, асимметричные помещения и странные углы съёмки, а также безумные сюрреалистические ситуации и диалоги, которые со временем превратились в часть фирменного стиля Жене. По этим маркерам сегодня можно безошибочно отделять его фильмы от другого европейского киноавангарда или картин голливудских мастеров, послуживших «Деликатесам» референсами: в первую очередь, конечно, Гиллиама и Бертона, но в не меньшей степени Линча, Поланского и братьев Коэнов.

-4

Сюжетно «Деликатесы» также родственны творчеству этих сумрачных американских гениев и напоминают готическую сказку. В современной, понятное дело, обработке. Иначе какой же это постапокалипсис.

-5

После некой глобальной катастрофы непонятной природы, произошедшей неизвестно когда, но, без сомнения, во Франции, уцелел лишь один многоквартирный дом. Он возвышается среди развалин городской инфраструктуры, населен несколькими колоритными жильцами и представляет своего рода микрокосм французского общества (через десять лет Жене повторит этот прием в «Амели»).

-6

Один безумный старик превратил свою квартиру в болото, чтобы разводить в нем лягушек и улиток. Два неразлучных брата с маниакальным упорством мастерят охотничьи манки. Экзальтированная дама проводит дни напролет пытаясь покончить с собой комбинируя разные варианты. Есть многодетное семейство безработного, занятого в основном зашиванием порванных презервативов, и две одинокие юные дамы, очень по-разному устроившие свою интимную жизнь. Но заправляет всем домоправитель и владелец мясной лавки с первого этажа.

-7

Однако причудливость жильцов и окружающих их декораций - это только ширма, призванная закамуфлировать зловещий секрет, тайну, жуткую и неприятную настолько, что даже сами жильцы не отваживаются себе в ней признаться. Все эти милые и трогательные французы и француженки - каннибалы.

-8

Все животные, которых можно было бы съесть, погибли в апокалипсисе. С фруктами, овощами и крупами тоже не густо. Настолько, что мешочки с маисом заменили для постапокалиптических французов наличные деньги.

-9

Немногочисленные выжившие по-разному пытаются найти выход из этой мрачной ситуации, но прагматичнее и хладнокровнее всех оказался толстый мясник - с помощью объявления о жилье и работе он заманивает в свой дом незнакомцев, рубит их на бифштексы и продает жильцам, выдавая за курятину. Впрочем, временами плотоядно посматривает и на своих соседей. А тем больше всего на свете хочется верить, что в пакетах от мясника действительно курятина.

-10

Людоедская ситуация выходит из под контроля с прибытием очередного «работника». Им оказывается Луизон, бывший клоун из сгоревшего в апокале цирка. Доминик Пинон, который его сыграл, стал талисманом и визитной карточкой Жан-Пьера Жене и снимался с тех пор во всех проектах мастера от «Города потерянных детей» и «Чужих-4» до «Большого бага», последней на сегодняшний день ленте французского маэстро.

-11

Глуповатый и наивный, но вместе с тем решительный и смелый, Луизон очаровывает дочь мясника Жюли (Мари-Лор Дуньяк, которая получила эту роль, по какой-то нелепости не стала суперзвездой и работает актрисой дубляжа). Пылкая красавица не может отдать новообретенного возлюбленного на съедение папаше и обращается к «троглодитам» - бойцам подземного вегетарианского сопротивления, чтобы они похитили клоуна и спасли его таким образом от превращения в бифштексы. Но из-за череды идиотских совпадений и комических случайностей все идет не совсем по плану.

-12

Всепоглощающее жизнелюбие Жана-Пьера Жене заливает нежной ностальгической сепией все к чему прикасается. В его руках даже такой кошмарный сюжет превращается в анекдот, чернушный, конечно, но без анатомических подробностей. Метафорически это похоже на историю времен Второй мировой, о коллаборационизме и сопротивлении, однако Жене, Каро и их постоянный оператор Дариус Хонджи слишком увлечены формой и порой забывают о месседже, внятном послании, которое хотели бы вложить в свое произведение.

-13

Впрочем, как раз главную мысль тут вычленить довольно просто. Это о том, как любовь побеждает голод, духовное доминирует над телесным, а высокое над низким.

-14

Постапокалиптические элементы и постапокалиптическая эстетика тут отступают перед натиском последнего французского романтика, однако обойти «Деликатесы» вниманием означало бы лишить эту коллекцию его, возможно, самого причудливого и необычного экспоната. Коллективный дебют Жене и Каро полон сюрпризов и очарования от горького пролога до сладкого эпилога и со временем приобрел культовый статус и на родине и в остальном мире. Вечная классика.

Удачного просмотра.