1991 год. Франция. Режиссеры: Марк Каро, Жан-Пьер Жене. В ролях: Доминик Пинон, Жан-Клод Дрейфус, Мари-Лор Дуньяк, Руфус
Время апокалипсиса: 1991 год
Причина апокалипсиса: неизвестна
Масштаб апокалипсиса: Франция
Сегодня на нашем канале самый нежный, теплый и ламповый постапокал в истории. Как видно, бывает и такое.
Это плод совместного творчества двух французов - мультипликатора Жана-Пьера Жене и комиксиста Марка Каро. Их полнометражный дебют, первая ласточка.
Именно здесь впервые на суд зрителей была вынесена мрачноватая сценография, дискомфортные, тесные, асимметричные помещения и странные углы съёмки, а также безумные сюрреалистические ситуации и диалоги, которые со временем превратились в часть фирменного стиля Жене. По этим маркерам сегодня можно безошибочно отделять его фильмы от другого европейского киноавангарда или картин голливудских мастеров, послуживших «Деликатесам» референсами: в первую очередь, конечно, Гиллиама и Бертона, но в не меньшей степени Линча, Поланского и братьев Коэнов.
Сюжетно «Деликатесы» также родственны творчеству этих сумрачных американских гениев и напоминают готическую сказку. В современной, понятное дело, обработке. Иначе какой же это постапокалипсис.
После некой глобальной катастрофы непонятной природы, произошедшей неизвестно когда, но, без сомнения, во Франции, уцелел лишь один многоквартирный дом. Он возвышается среди развалин городской инфраструктуры, населен несколькими колоритными жильцами и представляет своего рода микрокосм французского общества (через десять лет Жене повторит этот прием в «Амели»).
Один безумный старик превратил свою квартиру в болото, чтобы разводить в нем лягушек и улиток. Два неразлучных брата с маниакальным упорством мастерят охотничьи манки. Экзальтированная дама проводит дни напролет пытаясь покончить с собой комбинируя разные варианты. Есть многодетное семейство безработного, занятого в основном зашиванием порванных презервативов, и две одинокие юные дамы, очень по-разному устроившие свою интимную жизнь. Но заправляет всем домоправитель и владелец мясной лавки с первого этажа.
Однако причудливость жильцов и окружающих их декораций - это только ширма, призванная закамуфлировать зловещий секрет, тайну, жуткую и неприятную настолько, что даже сами жильцы не отваживаются себе в ней признаться. Все эти милые и трогательные французы и француженки - каннибалы.
Все животные, которых можно было бы съесть, погибли в апокалипсисе. С фруктами, овощами и крупами тоже не густо. Настолько, что мешочки с маисом заменили для постапокалиптических французов наличные деньги.
Немногочисленные выжившие по-разному пытаются найти выход из этой мрачной ситуации, но прагматичнее и хладнокровнее всех оказался толстый мясник - с помощью объявления о жилье и работе он заманивает в свой дом незнакомцев, рубит их на бифштексы и продает жильцам, выдавая за курятину. Впрочем, временами плотоядно посматривает и на своих соседей. А тем больше всего на свете хочется верить, что в пакетах от мясника действительно курятина.
Людоедская ситуация выходит из под контроля с прибытием очередного «работника». Им оказывается Луизон, бывший клоун из сгоревшего в апокале цирка. Доминик Пинон, который его сыграл, стал талисманом и визитной карточкой Жан-Пьера Жене и снимался с тех пор во всех проектах мастера от «Города потерянных детей» и «Чужих-4» до «Большого бага», последней на сегодняшний день ленте французского маэстро.
Глуповатый и наивный, но вместе с тем решительный и смелый, Луизон очаровывает дочь мясника Жюли (Мари-Лор Дуньяк, которая получила эту роль, по какой-то нелепости не стала суперзвездой и работает актрисой дубляжа). Пылкая красавица не может отдать новообретенного возлюбленного на съедение папаше и обращается к «троглодитам» - бойцам подземного вегетарианского сопротивления, чтобы они похитили клоуна и спасли его таким образом от превращения в бифштексы. Но из-за череды идиотских совпадений и комических случайностей все идет не совсем по плану.
Всепоглощающее жизнелюбие Жана-Пьера Жене заливает нежной ностальгической сепией все к чему прикасается. В его руках даже такой кошмарный сюжет превращается в анекдот, чернушный, конечно, но без анатомических подробностей. Метафорически это похоже на историю времен Второй мировой, о коллаборационизме и сопротивлении, однако Жене, Каро и их постоянный оператор Дариус Хонджи слишком увлечены формой и порой забывают о месседже, внятном послании, которое хотели бы вложить в свое произведение.
Впрочем, как раз главную мысль тут вычленить довольно просто. Это о том, как любовь побеждает голод, духовное доминирует над телесным, а высокое над низким.
Постапокалиптические элементы и постапокалиптическая эстетика тут отступают перед натиском последнего французского романтика, однако обойти «Деликатесы» вниманием означало бы лишить эту коллекцию его, возможно, самого причудливого и необычного экспоната. Коллективный дебют Жене и Каро полон сюрпризов и очарования от горького пролога до сладкого эпилога и со временем приобрел культовый статус и на родине и в остальном мире. Вечная классика.
Удачного просмотра.