Найти в Дзене
Добрые сердца

7 композиторов и исполнителей классической музыки с ограниченными возможностями здоровья, которые поразили мир

Оглавление

Классическая музыка — это мир, полный вдохновения, красоты и эмоций, который не знает границ. Многие талантливые композиторы и исполнители, несмотря на свои физические ограничения, сделали значительный вклад в эту область и оставили неизгладимый след в истории музыки. В этой статье мы расскажем о семи выдающихся личностях, которые преодолели трудности и вдохновили мир своей музыкой.

1. Людвиг Ван Бетховен

Представьте себе: этот великий немецкий композитор, возможно, самый талантливый из всех, кого мир когда-либо знал, стал терять слух в самом расцвете сил! Ему было всего 26 лет, а к 44 годам он совсем оглох. Врачи считают, что это было воспаление среднего уха, которое тогда вылечить было невозможно.

Представляете, как ему было тяжело? Он даже думал о том, чтобы... уйти из жизни. Бедный Бетховен! Только мысль о музыке, о том, что это его призвание не позволила ему сдаться, удерживала его от этого шага.

Он продолжал творить, писать свои величайшие произведения – все девять симфоний – мучаясь от постоянного звона в ушах, пытаясь услышать музыку внутри себя. Он использовал слуховые трубки, которые для него сделал его друг, но это помогло ненадолго.

Последние годы жизни он общался только записками. Чтобы хоть как-то почувствовать музыку, он зажимал палочку во рту и прикладывал ее к роялю, чтобы ощущать вибрацию.

Он написал свои последние шедевры – сонаты, квартеты, Девятую симфонию... Его талант потряс всю музыку XIX и XX веков.

2. Бедржих Сметана

-2

Берджих Сметана, выдающийся чешский композитор и дирижёр, по праву считается основоположником современной чешской музыки.

Хотя проблемы со здоровьем у Сметаны были не менее серьёзными, чем у Бетховена, они были меньше известны. Оба композитора к концу жизни потеряли слух. У Сметаны резкое ухудшение здоровья началось в 1874 году, когда ему исполнилось 50 лет. Сильные головные боли и постепенная потеря слуха сигнализировали о развитии нервного заболевания, которое заставило его оставить пост дирижёра Национального театра в Праге.

В поисках облегчения Сметaна поселился на природе в доме мужа своей дочери, лесника, в деревне неподалеку от столицы Чехии. Несмотря на ухудшение состояния здоровья, потерю речи и памяти, прогрессирующую глухоту, он продолжал творить. В последние десять лет жизни им были созданы четыре оперы, два струнных квартета, а также различные симфонические и камерные произведения, в том числе знаменитый цикл симфонических поэм "Моя родина", ставший вершиной его творчества.

Будучи полностью глухим, Сметaна несколько раз выступал как пианист. Вырученные средства от концертов пошли на восстановление сгоревшего здания Национального театра. 28 сентября 1881 года он в последний раз дирижировал оркестром, будучи уверенным, что музыканты его не подведут, а его имя привлечет много слушателей. Новое здание театра открылось в 1883 году оперой Сметаны "Либуше" с участием автора. Композитор прекратил работу всего за несколько месяцев до смерти, которая настигла его в пражской лечебнице для душевнобольных.

3. Евсей Веврик

-3

Евсей Веврик был советским композитором, педагогом и пианистом, чья жизнь была полна вызовов и побед. Несмотря на то, что туберкулез помешал ему завершить обучение в Московской консерватории, он проявил мужество и патриотизм, защищая Родину во время Великой Отечественной войны. Получив тяжелые ранения и обморозив руки, он не сдавался. После войны Веврик упорно восстанавливал свою способность играть на фортепиано, добившись поступления в Ленинградскую консерваторию. Его талант и настойчивость были отмечены Сталинской стипендией. Выпускной экзамен, на котором он исполнил сложнейший концерт Листа, стал настоящим триумфом воли и мастерства.

В дальнейшем Евсей Веврик посвятил написанию музыки для спортивных соревнований. Работая в области спортивной и художественной гимнастики, он создал более 200 ярких аранжировок музыкальных произведений для вольных упражнений. Среди спортсменок, чьи выступления он украшал своей музыкой, были такие легенды, как Лариса Латынина и Ольга Корбут.

4. Томас Квастхофф

-4

Томас Квастхофф - немецкий оперный, камерный и джазовый певец (бас-баритон), чья судьба с рождения отмечена тяжелой патологией, возникшей вследствие приема препарата талидомида его матерью во время беременности.

Несмотря на то, что рост певца остановился на уровне 134 см, а руки деформированы, он с юных лет демонстрировал жизнерадостность и уверенность в себе. Получив юридическое образование в Ганноверском университете (поступать в консерваторию ему не разрешили из-за физических ограничений), Квастхофф некоторое время работал диктором на Северо-Германском радио, параллельно занимаясь вокалом и изучением истории и теории музыки.

Дебют Квастхоффа как оперного певца состоялся в 1995 году на Баховском фестивале в Орегоне, а в 2003 году он выступил в опере "Фиделио" Бетховена на Пасхальном фестивале в Зальцбурге. С этого момента начался его триумфальный путь к мировой славе.

Сегодня голос Томаса Квастхоффа признан во всем мире, он дает до 100 концертов в год, гастролируя по странам мира. В его коллекции - три премии "Грэмми", золотая медаль Лондонского Королевского филармонического общества и музыкальная премия Гербера фон Караяна.

Несмотря на мировую славу, Квастхофф не забывает о своей инвалидности, но предпочитает справляться с ней с помощью юмора. В одном из интервью он шутливо заметил, что пока не может считать себя большим артистом. Певец считает, что инвалиды не обязаны страдать и пребывать в депрессии, а сам старается жить полной жизнью и своим примером доказывать, что ограничения физические не могут ограничить человеческий дух.

5. Мария Терезия фон Парадис

-5

Судьба австрийской пианистки и композитора Мария Терезия фон Парадис была удивительной! Несмотря на то, что в юном возрасте она потеряла зрение, её жизнь была полна ярких красок и прекрасной музыки.

Её талант был настолько явным, что императрица Мария Терезия сама опекала свою тезку (Марию назвали в честь императрицы ее именем), обеспечив ей обучение у лучших мастеров Вены. В юности она уже поражала публику своим мастерством, исполняя сложные произведения и аккомпанируя себе на органе.

Её жизнь была посвящена музыке: она гастролировала по всей Европе, вдохновляя композиторов, таких как Моцарт и Гайдн, своими выступлениями. Многие из них посвящали ей свои новые сочинения!

Мария Терезия также создавала свои собственные произведения для голоса и клавишных инструментов, оставляя после себя богатое музыкальное наследие. Впоследствии она решила поделиться своим даром с другими, основав собственную музыкальную школу для девочек. Кроме того, она активно занималась благотворительностью, помогая людям с ограниченными возможностями.

Жизнь Марии Терезии фон Парадис - это пример того, как сила духа и любовь к искусству могут преодолеть любые препятствия!

6. Геза Зичи

-6

Венгерский пианист и композитор графского происхождения, Геза Зичи, несмотря на потерю правой руки в юном возрасте, достиг выдающихся результатов в исполнительском искусстве.

Упорные тренировки позволили ему овладеть игрой одной левой рукой с виртуозной точностью. Получив глубокое музыкальное образование, он совершенствовал своё мастерство под руководством Ференца Листа, с которым также выступал в дуэте.

Гастролируя по Европе, Зичи покорил публику своим искусством, которое один из австрийских музыковедов назвал "самым большим чудом нашего времени на фортепиано". Отличаясь щедростью и альтруизмом, он посвящал свои концерты благотворительным целям, исполняя собственные сочинения, в том числе произведения специально написанные для левой руки.

Зичи занимал видное положение в венгерской музыкальной жизни, возглавляя Национальную консерваторию в Будапеште, Венгерскую академию музыки, а также работая интендантом Национального театра и дирижером Королевской оперы. Его творческое наследие включает в себя оперы, балет и концерт для фортепиано с оркестром.

7. Пауль Витгенштейн

-7

Австрийский и американский пианист Пауль Витгенштейн, происходивший из семьи австрийского промышленника еврейского происхождения, проявил выдающееся мастерство игры на фортепиано. Получив образование у знаменитого педагога Теодора Лешетицкого, он дебютировал в 1913 году в Вене.

Начало Первой мировой войны прервало его музыкальную карьеру. В бою он получил тяжелое ранение и попал в русский плен. В плену ему привели ампутации правой руки. Несмотря на это, Витгенштейн, вдохновленный примером Гезы Зичи, сумел вернуться на концертную сцену, демонстрируя виртуозное владение инструментом левой рукой.

Его исключительная техника позволила ему исполнять сложные произведения, предназначенные для двух рук. Гастролируя по Европе, он играл собственные переложения классических произведений для левой руки, привлекая внимание музыкального мира.

Вследствие этого многие композиторы-современники, в том числе Морис Равель, Сергей Прокофьев, Сергей Борткевич и Карл Вайгль, стали сочинять произведения специально для Витгенштейна, что привело к формированию репертуара для фортепиано, исполняемого одной рукой.

В 1938 году, спасаясь от преследований фашистского режима, Витгенштейн эмигрировал в США, где продолжил свою концертную деятельность. В 1958 году Филадельфийская музыкальная академия присвоила ему звание Доктора музыки.

Биография Пауля Витгенштейна послужила основой для романа Джона Барчилона "Кронпринц".

Подписывайтесь на наш канал!

Оставляйте комментарии! Ставьте лайки!

Делитесь с друзьями!