Был март 2023 года. Была годовщина смерти Эдуарда Лимонова. Нацболы организовали выставку его памяти, и по каким-то очень извилистым причинам я туда попала. Чтоб вы понимали: не будучи нацболом и вообще сторонником радикальных мер, а будучи наоборот противником всякого национализма.
Ну что-то я о Лимонове знала, конечно, к тому времени. Пара попавшихся эпатажных книжек - "Палач" и "Чужой в незнакомом городе" - иногда поражали проблесками гуманизма и общечеловеческих ценностей. Но только проблесками.
Я стояла у окна с видом на Триумфальную площадь, где его снимали с фонаря и препровождали в автозак. Врать не буду, не видела по причине близорукости, но рядом сотрудница стояла, она видела и объясняла, что происходит.
Человека из эмиграции потянуло на родину, от девиаций эгоистической направленности случился переход к политической активности, внесистемной причем. Привезенная из Штатов инфернальная супруга скончалась на почве веществ - нашлась здесь новая, которая захотела и смогла родить потомство. Здесь он мало писал художественного. Газета "Лимонка", политика, война, тюрьма... Обычно писатели развлекаются этим в молодости, приобретают жизненный опыт, потом пишут в тиши кабинета до глубокой старости. Тут другое. И создание политической организации - конечно, не для опыта делалось.
Пришел режиссер Велединский, показал фильм по рассказам Лимонова, интересно снятый. И знаете что? Во-первых, я поняла, в чем секрет обаяния киношных злодеев: потому что играют их тонкие культурные добрые люди! А во-вторых, узнала, что если вас приглашают на кинопоказ, надо идти, ибо ютуб если считает музыку охраняемой авторским правом, он её из ролика убирает, и получается не то, что задумывал режиссер. Рутуб не знаю.
В основном у меня фотки все с лицами посетителей, и я их не покажу. А экспонаты вышли смазанные, но какие есть. Хочу еще добавить, что удивлением для меня были военные экспедиции Лимонова и нацболов на войну в Югославии и на Донбасс.
Ну и вот как интеллигентный человек и писатель, имел он не только оружие и швейную машинку, но и очки и машинку печатную!
Говорят, Лимонова прославил Евтушенко.
Из поэмы «Мама и нейтронная бомба», 1982 г.
Я встретился с Лёвой случайно в Нью-Йорке
в доме миллионера Питера Спрэйга,
где тогда служил мажордомом
бывший харьковский поэт Эдик,
получившний это место
благодаря протекции
мажордомши-мулатки,
которую вызвала мама,
медленно умирающая в Луизиане.
Эдик,
по мнению эмигрантской общественности —
чеховский гадкий мальчик,
приготовляющий динамит
под гостеприимной крышей
капиталиста,
тогда писал
свою страшную,
потрясающую исповедь эмигранта
в комнатушке с портретами Че Гевары
и полковника Кадаффи.
Миллионер отсутствовал.
Он улетел на «конкорде»
в Англию
на собственную фабрику автомобилей
«Остин Мартин»,
и Эдик пил «Шато Мутон Ротшильд» 1935 года,
если я не ошибаюсь,
года собственного рождения,
и заедал щами из кислой капусты,
купленной в польской эмигрантской лавке
на Лексингтон-авеню.
А больше я не знаю, что еще можно сказать на эту тему, чтоб никого не подставить. Выросло молодое поколение, не помнящее 90-х, с романтическими представлениями об СССР. Остается только наблюдать...