– Опять ты что-то придумываешь, – вздыхала Людмила Ивановна убирая посуду со стола, – ох Пашка, Пашка! И чего тебе не живётся спокойно?
Но Пашки на кухне уже не было, он возился в коридоре одевая кроссовки.
– Тебе жениться уже давно пора! – продолжала Людмила Ивановна, повышая голос, чтобы докричаться до сына, – Я внуков хочу!
– Пока, мам! Буду вечером. – кинул Паша из коридора и хлопнул входной дверью.
Людмила сложила посуду в раковину и открыла воду.
Привычные повседневные дела по дому.
В голове крутились мысли о сыне.
Всё-таки Паша вырос хорошим парнем.
Не пьёт, не курит. Многие его сверстники балбесничают: пьянствуют, кто-то наркоманит даже. Слава Богу, Паша не разделяет подобных интересов. Вот только никак не определится в жизни. Хотя, грех жаловаться: хоть он и не стал дальше учиться, но без дела не сидит, работает. Часто правда меняет места работы, но и сам одет-обут, при деньгах, и в семейный родительский бюджет вкладывается.
Она вспомнила мальчиков своего поколения, многих и в живых то давно уж нет, а из тех кто остался, единицы живут прилично. Многие спились, опустились, кто-то до сих пор живёт с престарелыми родителями.
Хорошие парни были, но не выбрали в своё время верную дорогу: времени казалось ещё много, впереди целая жизнь – глядь, а жизнь то и прошла.
Павел устроился грузчиком в магазин на лето.
Расставлять товары по прилавкам и сидеть за кассой ему не климатило, тем более что уже был такой опыт, и карьера продавца его не прельщала. Просто очередное, временное пристанище. И физические нагрузки и голову лишним забивать не надо.
– “Иди работать на завод”, – говорил отец, – “время только зря теряешь. Сейчас был бы уже приличным слесарем с разрядом и неплохим окладом.”
Паше всегда было тесно в обычных обывательских рамках.Он был большой выдумщик. У него постоянно появлялись новые идеи и увлечения.
В школе, в начальных классах, ему удалось собрать группу из одноклассников, мальчишек и девчонок, и организовать кукольный театр.
Ему попалась старая книжка о том как делать кукольные представления. Он взял из неё сценарий и убедил своих товарищей отрепетировать представление к преддверию новогодних праздников.
Они сшили кукол которые одеваются на руку, (как это сделать было описано в той же книжке) смастерили ширму и декорации. На репетициях они отработали каждое движение, каждую реплику, каждый переход.
Представление прошло на ура.
Всем очень понравилось, и зрителям и участникам.
Это был первый и единственный спектакль Пашкиного театра.
Чем старше он становился тем меньше находил подельников для очередного своего проекта.
Одно время, он тесно общался с ребятами из неформальных кругов.
Они не стеснялись быть детьми, в хорошем смысле этого слова: кто-то рисовал, кто-то писал стихи, кто-то сочинял и играл собственную музыку. Но, со временем инерция жизни косила и их ряды, умертвляя всё больше и больше соратников.
Однажды, Пашка обнаружил, что его окружение ни чем не отличается от публики какой-нибудь дискотеки.
Стиль одежды и внешняя атрибутика – все отличия. Длинные волосы или короткие, естественного цвета или зелёного – суть вообще неважно.
Недавно Павел затеял свой бизнес-проект. Началось с того, что он продал свой старый телефон на Авито. Потом, таким же образом, телефон своего знакомого, планшет другого, ноутбук третьего.
Процесс увлёк.
Он начал находить разнообразные товары и перепродавать их по более дорогой цене.
Однажды, там же на Авито, ему предложили партию из десяти ноутбуков по довольно низкой цене. Павел решил, что дело выгодное и пошёл на сделку.
Он продал один ноутбук, после чего процесс встал. Как бы он не обновлял объявления пытаясь привлечь внимание потенциальных покупателей, откликов не было.
Почему? – совершенно непонятно. Товар был неплохим.
Вскоре, однако его товаром заинтересовались.
Правоохранительные органы.
Партия ноутбуков оказалась краденной.
Ситуация, мягко говоря, неприятная.
Родители взялись за голову.
И Пашке голову чуть не открутили. Закон суров – но он закон!
Не вдаваясь в подробности, скажем так, – Павел отделался лёгким испугом.
На время он решил “отдохнуть” от экспериментов и устроился пока грузчиком. Надо чтобы всё как-то улеглось, и на внутреннем плане и во внешних обстоятельствах.
Но Пашка не был бы Пашкой, если бы и здесь не сделал нового открытия и не нашёл нового увлечения.
То, что он взял палёный товар, это одно дело.
Но почему он не смог его продать?
Допустим он полноценно занимается своим делом.
И вот у него крупная партия легального, качественного товара, а спроса нет.
Он делает всевозможную рекламу, да и товар сам по себе востребован, а продажи единичные.
В чём дело?
И как быть в таких случаях?
Павел стал рыться в интернете, посещать различные площадки и форумы. Узнал вкратце что такое маркетинг. Но обилие новых терминов и заумных описаний не сильно прояснили суть вопроса.
На одном из таких форумов он познакомился с Леонидом.
Леонид работал в маркетинговом агентстве менеджером по маркетингу продукции. Агентство занималось продвижением малого бизнеса.
На форуме он был не по должностным обязанностям, а из личного интереса.
Его четырех летняя дочь выдавала такие перлы словесности, что он поневоле задумался – а понимаем ли мы вообще смысл и суть нашего языка? Она порой сходу изобретала слова, коротко и ёмко донося суть того что хотела выразить. Слова были; и простыми, и понятными, и забавными, но Леонид, хоть убей, не мог запомнить ни одного из них. Слишком это было необычно и непривычно для устоявшегося закостеневшего разума взрослого.
Он даже пытался специально их записывать, но как это обычно бывает, живые моменты происходят не тогда когда ты готов их фиксировать.
Однажды дочь нарисовала портрет мужчины в цилиндре, с бакенбардами и чем-то на вроде пенсне.
– Ну и кто это? – поинтересовался Леонид.
– Графин, – ответила дочка.
– Кто?
– Графин! – девчушка развела ладошки вверх, типо, – “что тут не понятно то?”
– Может граф? – поправил отец.
– Если она – графиня, то он – графин! – заявила дочь.
Как ни пытался отец объяснить дочери что мужской род заглавный: граф – графиня, барин – барыня, а не наоборот, он её только озадачил, но не убедил.
Другой случай – когда жены не было дома, он укладывал дочурку спать, и та попросила рассказать ей сказку на ночь.
– Мама мне всегда на ночь какую нибудь сказку рассказывает, – заявила она.
И Леонид стал рассказывать сказку “Про курочку рябу”. И вот дошёл он до места когда дед бил-бил яичко не разбил, баба била-била не разбила. Тут мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет. Баба плачет.
– А чего они плачут то? – девочка аж привстала на постели.
– Ну как. Яичко же разбилось.
– Так они же сами его разбить хотели!
– А-а-а… не знаю, – растерялся Леонид, – мне мама так рассказывала…
Опыт общения с дочерью нередко помогал ему в работе, когда требовалось нестандартное решение.
Разум детей, ещё живой и подвижный, и не успел ещё привязаться к общепринятым стандартам, может более ясно видеть суть вещей и явлений – решил он.
Но позже, наблюдая за поведением окружающих людей, Леонид пришёл к выводу, что это не детское свойство, ведь многие устоявшиеся понятия приняты нами именно в детстве, просто на веру.
Это свойство людей с критическим мышлением.
Они всё пробуют, сравнивают, крутят-вертят ища применения. Верят своим практическим выводам, хотя и они могут быть не окончательными.
Большая же часть людей, к сожалению, просто следуют устоявшимся шаблонам, просто потому, что так принято.
В общем, Леонид стал искать таких людей, с критическим складом ума.
Сам даже поначалу не осознавая, что он их ищет.
Павел, на его взгляд, был таким человеком.
Ему импонировало то, что Паша интересовался в первую очередь сутью вопроса. Что и как действует, или не действует. Почему в одном случае выбирается такой способ продвижения бизнеса, в другом эдакий, а в третьем вообще какой-то микс.
Многих людей незнакомых с маркетингом и профессиями с ним связанными, привлекают в первую очередь лёгкие, как им кажется, деньги.
Сидишь себе в компьютере, ничего не делаешь и получаешь зарплату. Можешь делать умный вид и называться менеджером.
На деле же это не так конечно.
Работа это в первую очередь работа.
Но даже и те кто это понимает, не представляют поначалу в чём суть такой работы.
И землю копать работа, и кирпич ложить, и автобусом управлять. У каждой работы своя задача и своя специфика.
– Слушай, ну зачем тебе всё это надо? – спросил он как то Пашку когда они общались по видеосвязи.
– Дядь Лёнь, я же говорил уже. И вообще, я может тоже маркетологом стать хочу.
– Не надо.
– Что?
– Не надо становиться маркетологом. Для начала убедись что твой склад ума, психотип и задатки способностей соответствуют.
– Разве у меня нет способностей? – Пашка почесал затылок.
Он всё больше увлекался новым для себя открытием, даже взболтнул недавно лишнего при матери, когда они завтракали на кухне, о чём сожалел. Мама начала волноваться. Она по опыту знала, что если Паша чем-то увлёкся то он не остановится, пока из этого не выйдет что-то очень хорошее или что-то очень плохое.
– Да пойми ты, – продолжал Леонид, – если ты можешь настроить контекст, сделать сайт, рисовать креативные картинки – но продаж нет – ТЫ НЕ МАРКЕТОЛОГ. А если ты даже: НЕ умеешь круто настраивать контекст, НЕ умеешь дизайнить, НЕ умеешь делать сайты – но интуитивно делаешь вещи, которые приносят продажи и прибыль – ТЫ МАРКЕТОЛОГ.
Настоящий маркетолог – очень редкий психотип. Он должен обладать и математическим и гуманитарным складом. А это большая редкость. Должны быть: и чувство прекрасного, и творческое начало, и математический анализ.
Хороший маркетолог – продавец-стратег.
Он как опытный охотник, который знает, какую и где ловушку поставить.
Пашка задумался.
– В любом случае, то что я узнаю сейчас, мне пригодится. – ответил он.
– Ну, несомненно. – согласился Леонид, – Просто не спеши с выбором.
Павел шёл домой. Странные мысли крутились у него в голове.
Конечно же никаким слесарем на заводе он не будет, и маркетологом не будет, но своё дело создаст обязательно. И то немногое, что он узнал о маркетинге ему очень поможет, и знакомство с Леонидом поможет.
Их последний разговор произвёл на него сильное впечатление.
По сути всё что нас окружает в нашем человеческом мире – есть маркетинг.
Все мы так или иначе являемся потребителями того или иного продукта.
На физическом ли уровне – пища, одежда, различные бытовые предметы. Культурном – кино, музыка, литература, живопись,театр и пр.
Ментальном – идеи, взгляды, ценности, нормы морали и поведения, представления об окружающем мире.
Кто-то все эти продукты производит, кто-то продвигает,
кто-то сознательно выбирает,
кто-то бездумно потребляет.
Конечно если сознание потребителя низкое, то ему проще втюхивать всякую всячину, что с успехом и делается.
Но если просто наживаться на неведении и слепоте большинства, то и уровень жизни будет очень низок.
А что не стремится к развитию, то неизбежно деградирует.
Жизнь – движение.
Она не стоит на месте.
В последние дни Паша находился в очень странном состоянии сознания. Повсюду он видел знаки.
Поначалу он просто стал подмечать какие вывески и рекламные плакаты видел вокруг. Например:
“ВАШ АПОЛЛОН БЕЗ ПАНТАЛОН?”
и фото статуи древнегреческого юноши (не Аполлона даже) на которую напялили красные шорты.
“Трусы, носки, майки, шорты, плавки.”
Или плакат призывающий не ездить на самокате вдвоём, изображающий двух мультяшных петушков на жёлтом самокате на фоне голубого неба.
“БРО, НЕ БУДЬ ПЕТУШКОМ
ИЛИ НА ДВУХ САМОКАТАХ
ИЛИ ПЕШКОМ.”
От подобных творений так и веет чем-то дешёвым и пошловатым.
А вот например вывеска “ДОМ МОД” выглядит солидно и прилично, хотя этот ход придуман лет сто назад если не больше.
Пашка видел разнообразные плакаты, афиши, объявления, растяги.
Был например такой растяг, через всю улицу, от дома до дома, прямо над дорогой, который гласил огромными буквами – “ГЕМОРРОЙ”.
Казалось, что это какая то параллельная реальность.
Он начал видеть знаки, которые показывали ему куда идти, а куда не стоит.
Проходящие мимо прохожие разговаривая друг с другом отвечали на вопрос у него в голове.
Знаки повсюду.
Радио в маршрутке рассказывало новости на интересующую его тему. Слоган на рекламном плакате продолжал его мысль.
Однажды, пролетавший мимо голубь задел крылом его лицо, он резко остановился, и тут же перед ним проехал автомобиль, подняв глаза он увидел красный треугольник дорожного знака и табличку с надписью –
“БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!”
Все эти странные мысли, и картины недавних событий всплывали у него в сознании одна за другой.
И голос отца: – “На завод иди работать!” И матери: – “Ну когда ты уже наиграешься? Жизнь не сказка. Судьба наша такая. От судьбы не уйдёшь.”
Пашка вдруг встал как вкопанный прямо посреди улицы не веря своим глазам. Перед ним стоял рекламный стенд.
Текст на стенде гласил –
“ПОКА ВЫ НЕ СДЕЛАЕТЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
СОЗНАТЕЛЬНЫМ,
ОНО БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ
ВАШЕЙ ЖИЗНЬЮ
И ВЫ БУДЕТЕ НАЗЫВАТЬ ЭТО СУДЬБОЙ.
Карл Юнг”