Найти в Дзене

Университеты-лидеры уже внедряют ИИ

Почему перемены и Generative AI — это необходимый скачок В первой части этой серии статей я предположил, что сопротивление переменам может быть связано со страхом. Университеты, как хранители традиций, нередко попадают в эту ловушку. Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны: если страх перед искусственным интеллектом (ИИ) и правда есть, то где-то рядом должна быть и возможность. И вот что важно: возможности, которые дает Generative AI (GenAI), сейчас огромны, а риск его интеграции минимален. Серьезно, вы можете представить, что мир вдруг решит, что AI был ошибкой, и мы все вернемся к кассетным плеерам и печатным машинкам? Это уже невозможно. Но вот «переждать», пока GenAI достигнет своего плато на кривой хайпа, — это настоящий риск. Промедление в его внедрении чревато серьезными потерями — будь то снижение конкурентоспособности, растущие операционные издержки или упущенные возможности в работе со студентами. Пример: Blockbuster и Netflix Помните Blockbuster? В 2000 году они мог
Оглавление

Закажите книгу здесь: https://eduexport.ru/book-agents

Почему перемены и Generative AI — это необходимый скачок

В первой части этой серии статей я предположил, что сопротивление переменам может быть связано со страхом. Университеты, как хранители традиций, нередко попадают в эту ловушку. Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны: если страх перед искусственным интеллектом (ИИ) и правда есть, то где-то рядом должна быть и возможность. И вот что важно: возможности, которые дает Generative AI (GenAI), сейчас огромны, а риск его интеграции минимален.

Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Серьезно, вы можете представить, что мир вдруг решит, что AI был ошибкой, и мы все вернемся к кассетным плеерам и печатным машинкам? Это уже невозможно. Но вот «переждать», пока GenAI достигнет своего плато на кривой хайпа, — это настоящий риск. Промедление в его внедрении чревато серьезными потерями — будь то снижение конкурентоспособности, растущие операционные издержки или упущенные возможности в работе со студентами.

Пример: Blockbuster и Netflix

Помните Blockbuster? В 2000 году они могли купить Netflix за $50 миллионов, но предпочли отвергнуть эту идею. «Зачем нам онлайн-сервис, если у нас 9000 магазинов по всему миру?» — рассуждали они. Через десять лет Blockbuster исчез с рынка, а Netflix стал лидером индустрии.

Так и с ИИ в университетах: решение «подождем и посмотрим» может дорого обойтись. Сегодня AI уже трансформирует отрасли, улучшая процессы, индивидуализируя подход к клиентам и ускоряя инновации. Если Blockbuster стал жертвой страха перед переменами, то университеты, игнорирующие AI, рискуют стать жертвой устаревших методов преподавания и администрирования.

AI как инструмент для процветания университетов

Принятие AI в вузах — это не просто способ выживания в конкурентной среде. Это возможность поднять образовательный процесс и управление на новый уровень. AI помогает университетам:

  • автоматизировать рутинные задачи, такие как администрирование и обработка заявлений от абитуриентов;
  • предлагать персонализированные траектории обучения для студентов;
  • использовать аналитические данные для улучшения образовательных программ.

И дело не только в крупных университетах с гигантскими бюджетами. Даже небольшие вузы могут использовать Generative AI, чтобы «играть на равных» с лидерами отрасли, делая меньше, но умнее.

Как подготовить университет к внедрению AI?

Страх перед новыми технологиями — это нормально. Важно не игнорировать его, а переосмыслить. Начните с образования: не каждый преподаватель должен становиться программистом, но каждый должен понимать, как AI может упростить его работу.

Сформируйте общую цель. Зачем вашему университету нужен AI? Для улучшения студенческого опыта? Для оптимизации процессов? Чтобы повысить качество преподавания? Четкая цель объединяет людей вокруг перемен.

Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Маленькие шаги к большим изменениям

Внедрение AI — это не кнопка, которую можно нажать, и всё сразу заработает. Начните с малого: автоматизация расписаний, анализ успеваемости студентов или виртуальные ассистенты для консультирования абитуриентов. Успех даже в одном направлении вдохновит команду и снизит напряжение.

Будьте прозрачны. Объясняйте, что внедряется, зачем и как это изменит работу сотрудников. Неясность вызывает тревогу, но ясность формирует доверие.

Новаторы в вузах: кто они?

Успешное внедрение AI требует людей, которые готовы стать агентами перемен. Это могут быть преподаватели, администраторы или даже студенты, способные превратить вызовы в возможности. Такие новаторы помогают избежать ловушек: от потери мотивации до попыток вернуться к старым методам работы.

AI — это уже не будущее, а настоящее, и университетам важно не упустить этот момент.

В третьей части мы поговорим о том, с чего начать внедрение AI в вузах и как превратить технологическую трансформацию в историю успеха.