Олег Леваков – талантливый актер и верный ученик Игоря Владимирова, чей творческий путь он продолжил с особым вдохновением. В труппе Театра имени Ленсовета его называли не только украшением коллектива, но и человеком, который стал для всех по-настоящему родным.
Родился Олег Александрович 5 декабря 1947 года в Ленинграде. Его детство прошло в благополучной семье. После окончания войны отец вернулся из Штеттина и, устроившись инженером-строителем, получил для семьи просторную квартиру на улице Халтурина (сегодня известной как Миллионная). В своих воспоминаниях, опубликованных в конце 2022 года в «Петербургском театрале», Леваков рассказывал, что одним из самых ярких впечатлений его детства был вид на Ростральные колонны, которые он видел почти каждый день.
В 27 лет Олег Леваков окончил знаменитый ЛГИТМиК на Моховой улице, будучи значительно старше своих однокурсников.
Причиной этому послужил его необычный путь к театру. До поступления в вуз он получил образование в Художественно-педагогическом училище, где выучился на преподавателя черчения и рисования, а также художника-оформителя. После этого он два года трудился в кинотеатре «Знание» на Невском проспекте, рисуя афиши к фильмам. Семья же видела его будущее совсем иначе: отец мечтал, что сын станет архитектором, а училище рассматривалось как первый шаг к поступлению в профильный вуз.
Но всё изменилось, когда училище переехало с Московского проспекта на Моховую улицу. Именно там Леваков начал посещать репетиции актёрских курсов, которые вели выдающиеся мастера театра — Георгий Товстоногов, Зиновий Корогодский и Рубен Агамирзян.
Постепенно увлечение театром превратилось в настоящую страсть. Окончательным толчком стало знакомство с Михаилом Левшиным, который часто заходил к Олегу в мастерскую кинотеатра и однажды привёл его в театральную студию при ДК имени Дзержинского. Эта студия стала поворотной точкой в жизни Левакова.
Когда Олег поступил в ЛГИТМиК, его талант заметил Игорь Владимиров, который принял его на свой курс и стал наставником, определившим дальнейшую судьбу артиста.
В 1974 году, когда Игорь Владимиров готовил свой выпуск из ЛГИТМиК, специально для его студентов, включая Олега Левакова, в Театре имени Ленсовета открыли Малую сцену. Она получила название «Ленинградский молодежный театр» и быстро стала местом, где зажглась звезда Левакова. После ролей Сарафанова в «Старшем сыне» и Карандышева в «Бесприданнице» критики начали сравнивать Олега с молодым Сергеем Юрским, что стало настоящим признанием его таланта.
По наставлению Игоря Петровича актер начал преподавать на курсе, а позже, в 1980-х годах, освоил режиссуру. Первая его постановка, «Таланты и поклонники» по пьесе Островского, стала шагом к созданию его собственного режиссерского стиля.
В Театре имени Ленсовета, который славился смелыми экспериментами и модернистскими решениями, Леваков выделялся верностью классике. Его спектакли «Смешанные чувства» и «Чайка» стали настоящими хитами: первый радовал зрителей 15 сезонов, а второй держался в репертуаре более 10 лет.
Помимо работы в Театре имени Ленсовета, Олег Александрович ставил спектакли и в других петербургских театрах, а также в Рыбинске и Череповце, расширяя географию своих творческих проектов.
К своему 75-летию Леваков удивил публику новым проектом — «Евгений Онегин. Страницы романа». Этот необычный спектакль сочетал драматическое чтение отрывков пушкинского шедевра с музыкальными номерами: на сцене звучали скрипка и флейта, исполняя мелодии Чайковского. Этот проект стал ярким примером синтеза театра и музыки, который так органично вписался в творческую биографию мастера.
Олег Леваков блестяще совмещал талант режиссёра с актёрской игрой на сцене Театра имени Ленсовета. Среди его самых запоминающихся ролей — Филч в «Трёхгрошовой опере», Ллойд в «Шуме за сценой», Клошар в «Электре» и Жозюэ в «Приглашении в замок». Эти образы надолго остались в сердцах зрителей.
Дебют на экране состоялся у Левакова в 1973 году, когда он снялся в фильме-спектакле «Человек и джентльмен». В дальнейшем его фильмография пополнилась множеством телеверсий ленсоветовских постановок, что позволило сохранить его театральные работы для широкой аудитории.
С 1986 по 1998 год Олег Александрович активно участвовал в популярной серии телеспектаклей «Сказка за сказкой», где создал более 20 ярких образов. Настоящей визитной карточкой актёра в этом проекте стал Кощей Бессмертный, которого он сыграл с особым мастерством.
Одной из знаковых работ на экране стала роль хозяина кафе в фильме-спектакле «Носорог» 1991 года, созданном по пьесе Эжена Ионеско. В последующие годы Леваков всё чаще появлялся в детективных сериалах. Он сыграл Ивана Ивановича Иванова в сериале «Агентство НЛС», музыку к которому написал Сергей Шнуров, а также появился в таких проектах, как «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности» и «Литейный».
Хотя его роли в этих проектах были эпизодическими, Леваков умел даже в небольшом экранном времени создать яркий и запоминающийся образ. В криминальном сериале «Команда» он сыграл Николая Хомченко, известного под прозвищем «Хомяк», показав свой талант в глубоком раскрытии характера.
2023 год стал важной вехой в карьере Левакова. Он исполнил эпизодическую роль привратника в мини-сериале Олега Гусева «Арт и факт», а также сыграл центрального героя, Ивара, в короткометражном фильме «Про людей и про войну 3». Однако его последним экранным появлением стала роль Левичева в 23-м сезоне сериала «Тайны следствия». Этот сезон, вышедший в декабре 2023 года, стал прощальной работой Левакова, завершив его долгую и насыщенную творческую карьеру.
Олег Леваков редко говорил о своей личной жизни, поэтому известно о ней немного. В 29 лет он стал отцом — его жена родила дочь Юлию. Девочка с самого детства была связана с театром: уже в четыре года она участвовала в спектаклях Театра имени Ленсовета, таких как «Люди и страсти» и «Кошка на раскалённой крыше».
С возрастом её увлечение театром только усиливалось. В 16 лет Юлия, обучавшаяся в театральной студии Зиновия Корогодского, получила первые серьёзные роли на сцене Ленсоветовского театра, сыграв в постановках «День рождения кота Леопольда», «Малыш и Карлсон» и «Ты и только ты». В 1993 году она поступила в ЛГИТМиК на курс Игоря Владимирова, а после выпуска стала актрисой того же театра, где когда-то начинал её отец. Юлия продолжает работать в Театре имени Ленсовета и по сей день.
Помимо театра, Юлия пробовала себя в кино. Её фильмография включает небольшие, но запоминающиеся роли в теледетективных сериалах, что стало её отличительной чертой в мире кино.
Личная жизнь Левакова вновь стала предметом внимания в ноябре 2023 года, когда он венчался со своей второй супругой, Татьяной. Юлия поддерживала своего отца в этот важный момент, выступив в роли дружки. На фотографиях с церемонии можно увидеть, как Сергей Мигицко, коллега и давний друг Левакова, держал венец над его головой.
К сожалению,15 мая 2024 года Олега Александровича не стало. Народный артист Российской Федерации ушёл из жизни неожиданно, и причина его смерти не была обнародована. До последних дней он оставался бодрым и энергичным, не давая повода предполагать какие-либо проблемы со здоровьем. Даже за месяц до кончины Леваков посещал спектакли, в которых выступала Ева, внучка его жены Татьяны, и радовался её успехам на сцене.
Читайте также статьи:
Татьяна Збруева. Известные родители. Путь к славе. Личная жизнь. Как живет актриса?
Мария Петрова. Путь к успеху. Известный муж. Кто дочь и как живет фигуристка?
Антонина Венедиктова. Путь к успеху. Непростая личная жизнь. Как живет актриса?