Источники права.
Процесс формирования Афинской государственности берет свое начало на рубеже первого и второго тысячелетий до н.э. В это время происходит разложение первобытно-общинного строя и образуется классовое общество.
Создание Афинского государства исследователи связывают с реформами, авторство которых приписывается легендарному герою Тесею (XIII в. до н.э.). Благодаря данным реформам произошло слияние разрозненных греческих племен из отдельных поселений в единый народ с общим центром в Афинах. Такой процесс слияния получил название “синойкизм”. Также в результате реформ Тесея все жители Афин были разделены на три социальные группы: эвпатридов – родовую знать, имевшую монополию на занятие государственных должностей, геоморов – землевладельцев, демиургов – ремесленников. Отдельную группу составляли метеки – некоренные жители Афинского государства, права которых были существенно ограничены.
Дальнейшие шаги к образованию государства затронули общественную организацию в части органов управления и должностных лиц. Так, должность базилевса, как родоплеменного вождя, была устранена, а его обязанности распределены между архонтами. Сначала должность архонта была пожизненной, но затем стала выборной. Ежегодно из родовой знати избирались 9 архонтов: первый архонт имел полномочия по надзору за внутренними делами и считался верховным судьей, архонт-полемарх осуществлял функции военного главнокомандующего, архонт-базилевс исполнял обязанности главного жреца, деятельность остальных 6 архонтов, называемых фесмофетами, была связана с судом.
Совет старейшин, выполнявший функции совещательного органа по особо важным делам при базилевсе и состоявший из избранных представителей родоплеменных общин, был заменен ареопагом. Ареопаг выступал в роли как правительственного, так и судебного органа. Причем состоял он из бывших архонтов, и в то же время в его функции входило назначение новых архонтов, а это значит, что основная государственная власть сосредотачивалась в руках эвпатридов.
Именно в этот период начало формироваться афинское право. В процессе своей судебной деятельности ареопаг руководствовался обычаями, дошедшими из первобытно общинного строя, и посредством толкования применял их в условиях зародившегося классового общества. Таким образом, первоисточником права в Афинах стал обычай.
В 621 г. до н.э. архонт Драконт впервые издал законы. Эти первые писанные нормы права были ни чем иным, как записью тех же обычаев. При этом некоторые исследователи считают, что законы Драконта стали результатом усиления роли городских кругов, которые были заинтересованы в писанном праве, как в инструменте, способном ограничить беспредел эвпатридов, монополизировавших суд и трактовавших все дела в свою пользу. Эти законы до нас не дошли, но, например, Плутарх сообщает, что законы Драконта славились своей суровостью: «В них почти всем преступникам назначено было одно наказание – смерть, так что и обвиненные в праздности подвергались ей и попавшиеся в краже овощей или плодов, были наказываемы наравне со святотатцами и убийцами». [1]
Однако в других источниках говорится, что в законах Драконта были установлены и иные наказания, например, штрафы, исчисляемые быками, и бесчестие или по-другому атимия, состоящее в полном или частичном лишении гражданских прав и сопровождавшаяся зачастую конфискацией имущества. Также эти законы предусматривали разницу между умышленным и непредумышленным убийством, причем в наказание можно было откупиться вознаграждением в пользу родственников убитого, либо удалиться в изгнание.
В начале VI века до н.э. Солоном были созданы законы, записанные на 16 кирбах – выбеленных вращающихся деревянных досках. Сами кирбы до нас также не дошли, но известно, что Солоном в рамках проведенных им реформ и созданных законов особое внимание уделялось интересам частной собственности, развитию ремесел и торговли.
Так, разрешалось:
- завещать свое имущество для тех, кто не имел детей мужского пола;
- сыну не содержать отца, если тот его не обучил никакому ремеслу;
- дарить, но с любопытной оговоркой о том, что даритель «не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины».
Также были введены:
- новая эгейская монета вместо эвбейской. Теперь из того же количества серебра чеканили на 27 монет больше;
- запрет на экспорт любых сельскохозяйственных продуктов, за исключением маслин;
- запрет на долговые обязательства, в обеспечение которых закладывалась сама личность должника;
- новая функция ареопага, которая заключалась в наблюдении за тем, кто и как получает средства и наказании тех, кто не имеет никаких занятий.
В V и IV веках до н.э. основным источником права становятся законы, к которым относятся постановления народных собраний, содержащие общие положения, и псефизмы, касающиеся конкретных случаев, отдельных лиц и предметов.
Законодательные акты греческих государств вообще и Афин в частности до настоящего времени в большинстве своем не сохранились, однако среди документального материала в виде надписей на металлах и камнях находятся тексты, имеющие и юридическое содержание.
Но все же основным источником знаний о древнегреческом праве служат сведения, содержащиеся в работах различных греческих писателей. Преимущественно это речи ораторов Демосфена, Лисия, Исократа, Эсхина и других. Также о греческом праве можно узнать из сочинений философов, таких как Платон, Аристотель и историков, таких как Геродот и Фукидид.
Афинское право.
В целом, большая часть информации из доступных на сегодняшний день источников касается: прав собственности, договорных обязательств, ответственности за нанесение ущерба личности и имуществу граждан, брака и семьи, наследственного права и ответственности за преступления. Рассмотрим кратко каждую составляющую древнегреческого права немного подробнее.
Право собственности. В древней Греции, в том числе в Афинах, не сложилось еще представления об абсолютных правах собственника. Право собственности существовало только с точки зрения совокупности вещей, которыми владеет человек, и было весьма далеко от современного его понимания, включающего в себя: право владения или физического обладания, право пользования, предусматривающее возможность извлечения выгоды посредством потребления, использования, получения дохода, и право распоряжения или решение судьбы вещи, например такими способами, как дарение, уничтожение, продажа, аренда.
Частная собственность рассматривалась как предоставленная государством и первый архонт ежегодно при вступлении в должность заявлял, что сохраняет за каждым гражданином ту собственность, которая ему принадлежит.
Условность значения прав собственника также подчеркивали частые конфискации и экспроприации имущества, однако осуществить защиту прав собственности все же можно было с помощью трех видов исков:
- о доходах с участка или дома, истребуемых владельцами участка или дома;
- о собственности, посредством которых истец обращался к доказательству своего права собственности;
- о нарушении владения, особенностью которых было не только исполнение требований истца, но и штраф в пользу государства. Причинами для подачи такого рода исков могли послужить ситуации при которых, к примеру, собственнику поля кто-то мешал воспользоваться урожаем, или собственник раба, не владеющий им, желал доказать своё право на раба и истребовать его в свое владение.
Договорные обязательства. Четко установленной формы договора, подтверждающей его действительность, не существовало. Чаще всего для оформления сделки было достаточно устных договоренностей, однако в целях облегчения доказательств сделки иногда прибегали и к письменной форме договоров.
В целях исполнения договорных обязательств существовали следующие средства обеспечения:
- задаток – сумма, уплачиваемая при заключении сделки для ее подтверждения. Задаток был популярным средством обеспечения договорных обязательств. Например, философ Фалес, живший в VII-VI в. до н.э., предвидя по астрономическим данным большой урожай оливок, снял в аренду достаточно большое количество прессов для выработки оливкового масла. В целях заключения сделки по аренде ему пришлось воспользовался задатком, так как денежных средств для уплаты аренды за все прессы у него было недостаточно. Примечательно, что последовавший затем урожай оливок позволил извлечь философу все выгоды из созданного им доминирующего положения на рынке;
- залог – получил широкое распространение в Греции благодаря развитому ростовщичеству. Популярным был залог недвижимости или ипотека, т.е. залог земли с оставлением во владении должника, но предоставлением права распоряжения кредитору в случае неуплаты долга;
- поручительство – обязательство третьих лиц за то, что должник исполнит свои обязательства перед кредитором. К поручительству начали прибегать с момента зарождения зачатков правовых отношений. Например, о поручительстве упоминается в «Одиссее». [2]
Отдельно стоит отметить, что иногда договор предусматривал уплату штрафа за его неисполнение и согласие должника на взыскание такого штрафа в судебном порядке.
В древней Греции в целом и в Афинах в частности, существовали различные виды договоров:
- купли-продажи. Заключались в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом выступали движимые, недвижимые вещи и рабы. Главным условием договора выступала цена, которая могла быть выражена как в деньгах, так и в каких-либо продуктах. Уплата покупной цены сразу в процессе передачи вещи чаще всего служила основанием перехода права собственности, однако при уплате покупной цены позже, продавец, в случае невыполнения покупателем своих обязательств, мог истребовать вещь обратно. Неизвестно существовала ли ответственность продавца за недостатки проданной вещи, но, например, для продажи рабов действовал закон, согласно которому покупатель мог истребовать расторжения сделки и возврата уплаченной цены в случае выявления болезни у раба. Срок, в течение которого можно было осуществить такой возврат, составлял один год в случае выявления эпилепсии и полгода в случае других заболеваний;
- найма. Такой договор также, как и договор купли-продажи не имел определенной формы. Предметом его были движимые и недвижимые вещи, скот, рабы, суда и земля. Интересный факт, что наем скота дал повод к зарождению поговорки «спорить о тени осла», обозначающей нелепый спор, так как существовал рассказ о собственнике осла, сдавшего его в наем и потребовавшего особую плату за тень от него. Арендная плата вносилась как правило деньгами. При неисправном поступлении денежных средств, например за аренду жилья, арендодателю позволялось снимать двери, разбирать кровлю, закрывать доступ к колодцу. Наниматель же должен был обращаться с вещью как хороший и заботливый хозяин, что нередко прописывалось в договорах;
- личного найма и подряда. Такой вид договоров встречался довольно редко ввиду того, что вместо наемного труда в Афинах применялся труд рабов. К договорам личного найма обычно прибегали разорившиеся крестьяне или ремесленники;
- ссуды. Данный вид договора был аналогичен по сути договору найма, но заключался на безвозмездной основе;
- займа. Предметом этого вида договорных отношений выступали вещи с определенным весом, мерой, например, конкретное количество муки определенного сорта. Однако самым распространенным предметом договоров займа были деньги. Размер процентов займа не ограничивался, при этом нормальным считалось взимание 12-18 % в год. В отдельных случаях размер процентов мог достигать 30 % годовых. Также при задержке с уплатой процентов в срок допускалось начисление процентов на проценты;
- хранения вещей (договор поклажи). Этот вид договора был близок по сути к ссуде, но в его рамках осуществлялось не пользование вещью, а ее хранение;
- товарищества. В Афинах были распространены объединения граждан, оформленные договором товарищества, который составлялся в письменной форме. Участники вносили вклады для образования имущества товарищества, а его доходы и убытки делились между ними согласно условиям договора, как правило, пропорционально вкладу. Среди прочих наиболее популярными были торговые товарищества, товарищества для устройства пирушек «эранос» [3] и общества сотрапезников, члены которых, чаще всего холостяки и вдовцы, объединялись для организации совместного питания.
Ответственность за нанесение ущерба личности и имуществу граждан. В основном нанесение такого ущерба влекло за собой штрафы. Защитить себя и свое имущество от ущерба можно было, предъявив иск о причинении вреда. Подать иск можно было, например, если кто-то рвал чужую одежду, если сосед залил водой поле, если по вине ответчика сорвалась выгодная морская операция и так далее. За вред, причиненный детьми, отвечал отец, а рабами или домашними животными – хозяин, причем он мог избежать ответственности, отдав раба или животное тому человеку, имуществу которого был нанесен вред.
Правовые отношения в сфере брака и семьи. В Афинах вступление в брак было обязательным. Так, Платон пишет об обычае [4], который обязывал граждан к браку, однако безбрачие не влекло никаких санкций, а просто рассматривалось обществом как несчастье. Также на отдельные должности, например, архонта-базилевса, могли быть избраны только женатые граждане.
Брак формально был ближе всего к договору купли-продажи, где женщина была предметом договора, а сторонами выступали отец и жених. Отец, как правило, предоставлял приданое, которым впоследствии управлял муж дочери и которое должно было быть сохранено и передано детям, рожденным в браке. Для жениха предусматривалось материальное обязательство в виде «гедны» – некой платы за невесту, представляющей собой обычно скот и драгоценности.
В целом же существовало 2 формы заключения брака:
- обычный договор между женихом и отцом;
- брак, заключенный перед должностными лицами или судом, в случаях, когда девушка была наследницей или была удочерена другим лицом.
В целом, положение женщины в семье сводилось к подчинению мужу и затворничеству. Фактически жена выполняла роль старшей служанки и была обязана рожать детей.
Развод для мужчины был свободным, то есть он мог в любое время вернуть жену обратно отцу, но только вместе с приданым. Исключением являлся возврат жены по причине ее измены. В этом случае обязательство возвращать приданое отсутствовало. Жена тоже могла выступить инициатором развода, но только на основе письменного обращения, которое должен был рассмотреть и одобрить архонт. Так, например, Плутарх в биографии Алкивиада рассказывает, что его жена Гиппарета, недовольная беспорядочной личной жизнью мужа, решила обратиться к архонту с просьбой о разводе. В итоге женщина даже не смогла дойти до архонта, так как была схвачена Алкивиадом на площади и отведена обратно в дом. Препятствуя разводу, Алкивиад боролся не за жену, а за огромное приданое, которое в случае развода пришлось бы вернуть в её семью. Также исследователи утверждают, что муж мог выдать свою жену замуж за другого.
Наследственное право. Наследование по закону наступало в следующем порядке. Наследовали сыновья. Между ними наследство делилось поровну. Дочь при наличии сына не считалась наследницей, однако при замужестве брат-наследник должен был обеспечить ее приданым. Внебрачные дети не имели прав на наследование. При отсутствии прямых наследников наследовали имущество боковые родственники, то есть братья и племянники, потом дяди, двоюродные братья и так далее.
Как уже ранее было отмечено, с реформами Солона появилось и право на наследование по завещанию. Отметим отдельные его особенности:
- завещать мог только тот, у кого нет детей мужского пола;
- если у завещателя была только одна дочь, он мог завещать состояние постороннему лицу, при условии, что этот человек женится на ней;
- если у завещателя было несколько дочерей, то он мог назначить мужчину наследника с тем, чтобы выдать замуж одну из дочерей и обязать наследника впоследствии выдать замуж остальных дочерей и дать им приданое;
- если отец не назначал по завещанию жениха, то эта обязанность передавалась архонту, причем первоочередное право на руку дочери приобретали родные с отцовской стороны;
- лица, замещавшие должности, сопряженные с распоряжением общественными средствами, не могли завещать до тех пор, пока не были утверждены их должностные отчеты.
Ответственность за преступления. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь, к которой обычно приговаривали за убийство, государственную измену или безбожие, телесные наказания, применяемые только к рабам, штрафы и конфискации, бесчестие.
Рассмотрим примеры отдельных преступлений. Так, особое место в карательной практике Афин занимали:
- государственные преступления, такие как государственная измена. В качестве преступления она впервые была указана в псефизме Демофанта 411 г. до н.э., согласно которой всякий, кто будет содействовать уничтожению демократии объявляется врагом афинян и подлежит смертной казни с конфискацией имущества в пользу государства;
- обман народа, к которому, в числе прочего, относили и «нечестные» речи ораторов;
- оскорбление богов, которое выражалось в извращении веры и отступлении от служения «национальным» богам. Так, например, в подобном преступлении обвиняли Сократа. Также к примеру преступления в данной сфере можно отнести посягательство на собственность богов, то есть кражу храмового имущества;
- внесение противозаконных предложений в народное собрание;
- измена жены, которая давала право убить любовника жены на месте;
- кражи, причем, если вора удавалось поймать на месте, то его можно было подвергнуть заточению или убить. Если же проходило какое-то время после кражи, то наказание смягчилось. В данном случае можно было подать иск в судебные органы для наказания виновного штрафом. При этом штраф не мог превышать двойной стоимости украденной вещи.
Судебные органы.
По хронологии создания судебных органов древнейшим считается ареопаг. Позднее, при Драконте, появился суд эфетов, который во времена Солона утратил свое значение. При Солоне же был создан суд присяжных – гелиэя, а при Писистрате для рассмотрения мелких дел учреждены суды по демам, которые были заменены судами тридцати (позднее судами сорока). Кроме того, существовал суд диэтетов, состоящий из официально назначенных третейских судей по гражданским делам, и коллегия одиннадцати. Рассмотрим каждый из указанных видов судебных органов немного подробнее.
Ареопаг. Данный судебный орган наиболее часто рассматривал дела о предумышленных убийствах, а также об отравлениях и поджогах. Убийство считалось делом, которое вызывает гнев богов, поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Именно поэтому жалоба родственников убитого передавалась через архонта-базилевса, в ведении которого находились религиозные вопросы. Дела в ареопаге слушались под открытым небом, чтобы не осквернять присутствующих нахождением под одной кровлей с преступником. Обвинитель стоял на камне обиды, обвиняемый на камне непрощения. После речи обвинителя преступник мог удалиться в изгнание, тем самым избавив себя от другого наказания. При этом наказанием за преднамеренное убийство была смертная казнь, за преднамеренное нанесение ран – изгнание с конфискацией имущества. При равенстве голосов членов ареопага подсудимый считался оправданным.
Суд эфетов. В зависимости от рассматриваемых дел заседания суда эфетов проводились в двух разных местах.
Так, в зале при храме Афины Паллады суд эфетов рассматривал дела о:
- непреднамеренных убийствах;
- подстрекательствах к убийству и нанесению увечий;
- об убийствах метеков.
При храме Аполлона рассматривались:
- дела об убийствах по неосторожности и об убийствах, дозволенных законом, например таких как, убийство вора, пойманного на месте преступления;
- дела тех, кто был изгнан из Афин за непреднамеренное убийство, но совершил убийство снова. В этом случае подсудимого, который не имел права ступать на территорию Афин, подвозили в лодке к берегу, где размещались судьи;
- случаи нанесении смерти животными или предметами, например, тяжелым предметом, упавшим без чьей-либо вины на голову потерпевшего. В итоге такие предметы и животные удалялись за пределы Аттики.
Коллегия одиннадцати. Данной инстанции были подсудны дела разбойников, карманных воров, похитителей граждан и других преступных элементов. При этом приговор к смертной казни коллегия выносила только в случае признания вины самим преступником. Если же такого признания не было, то дело передавалось на рассмотрение другим судебным органам. Также коллегия одиннадцати осуществляла надзор за тюрьмами и за приведением в исполнение приговоров.
Суд диэтетов и суд сорока. Эти два судебных органа рассматривали дела по имущественным спорам. Незначительные споры на сумму менее 10 драхм были в ведении суда сорока, а дела на сумму более 10 драхм разбирались судом диэтетов. Таким образом, суд диэтетов рассматривал большую часть имущественных споров, в том числе срочные дела, срок по которым составлял месяц. К ним относились дела о возврате приданого, о процентном займе или займе на оборудование мастерской, дела об обществах и товариществах и другие.
Суд Гелиэя. Данный суд рассматривал важнейшие дела, в том числе о государственных и должностных преступлениях, а также служил апелляционной инстанцией по делам, не разрешенным другими судами. Состояла Гелиэя из 6000 членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших тридцатилетнего возраста. Все члены Гелиэи были разделены на 10 коллегий – дикастерий. Помимо судебных функций Гелиэя осуществляла контроль деятельности должностных лиц и окончательно утверждала постановления народного собрания.
Судопроизводство.
Начать судебный процесс в Афинах можно было по заявлению потерпевшего или его законного представителя, а также по заявлению любого гражданина вне зависимости от того, были ли затронуты его личные интересы.
Для рассмотрения дел по каждому из указанных видов заявлений предусматривались свои особенности. Так,
по заявлению потерпевшего/его законного представителя
- начавшийся процесс можно было не доводить до конца;
- для рассмотрения дела истцу необходимо было оплатить судебную пошлину;
по заявлению любого гражданина
- начавшийся процесс должен был быть доведен до конца, в противном случае истец обязан был уплатить штраф 1000 драхм;
- для рассмотрения дела обязательство по уплате истцом судебной пошлины не было предусмотрено;
- истец не получал никаких материальных выгод в случае выигрыша дела, за исключением случаев, когда жалоба касалась нарушения финансовых прав государства, например неуплаты налогов. В данном случае истец получал часть конфискуемого имущества или наложенного на виновного штрафа;
- в случае проигрыша по дела с истца взимался штраф 1000 драхм.
Право на подачу одного из таких заявлений имели только полноправные афинские граждане. При этом за женщину и ребенка заявление мог подать законный представитель, например, муж, отец, либо мужчина под чьим покровительством они находятся, за раба – его господин.
Обязанность по вызову в суд ответчика лежала на истце. Он перед свидетелями, обычно в людном месте, призывал ответчика в назначенный день и час явиться к должностному лицу, которое будет рассматривать дело.
Должностное лицо, получившее жалобу, прежде всего проводило предварительное расследование, в процессе которого ответчик мог представить письменные возражения против заявления истца. Например, он мог сослаться на то, что дело уже разбиралось, истек срок давности, нарушен порядок подачи жалобы или неверно выбрано должностное лицо, у которого дело рассматривается. Если протест ответчика признавался обоснованным, рассмотрение дела прекращалось.
Далее дело рассматривалось по существу: стороны представляли свои доказательства, например документы, подтверждающие их доводы, и свидетельские показания. В качестве свидетелей могли выступать как свободные граждане, так и рабы. Однако, допрос рабов проводился лишь под пытками: битьем бичами, подвешиванием на лестнице, заливанием носа уксусом и так далее. Женщины и дети не могли давать свидетельские показания.
Все показания заключались в особые медные или глиняные сосуды, называемые ехинами, и запечатывались, после чего нельзя было представлять новые доказательства, а ссылаться разрешалось только на те, что находятся в ехине.
По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания, в рамках которого секретарь оглашал жалобу истца и возражения ответчика. Затем заслушивались речи каждой из сторон. Для этого назначалось определенное количество времени, которое измерялось специальными водяными часами – клепсидрой. На время цитирования законов, документов и свидетельских показаний клепсидру останавливали.
В процессе всего заседания стороны пытались воздействовать на судей, например, приводили жен и детей, чтобы они плачем пытались повлиять на исход дела.
Завершалось судебное заседание тайным голосованием судей за вынесение приговора, для которого использовали белые и черные камешки, обозначавшие невиновность или вину подсудимого. При равенстве голосов подсудимый считался оправданным.
После вынесения приговора происходило голосование относительно меры наказания. Предложения могли давать как обвинитель, так и обвиняемый. Например, Сократ во время судебного процесса против него предложил за его заслуги перед государством вместо обвинения накормить его почетным обедом в пританее. Однако судьи поддержали сторону обвинения и назначили Сократу смертную казнь.
Для исполнения решения суда виновному назначался определенный срок. Если по делу предусматривалась уплата штрафа, то за нарушение сроков их уплаты или неуплату виновник подвергался атимии и личному задержанию, за исключением случаев, когда ему удавалось найти не менее трех поручителей. Через некоторое время штраф удваивался, а после и вовсе государство могло конфисковать имущество осужденного.
Также допускалась апелляция, которая рассматривалась гелиэей. Ее решения были окончательными и обжалованию не подлежали, за исключением открытия нового рассмотрения дела по факту выявления ложных показаний или в случае, если ответчик не явился на суд по уважительной причине.
Вывод.
Подводя итог, можно отметить, что основой древнегреческого права был обычай, который позже был заменен законом, имевшим светский характер, и ставшим в последующем основным источником права. Такая смена была обусловлена процессами развития общества от первобытно-общинного до классового. Последующую трансформацию законодательства можно считать своеобразной реакцией на возникающие в обществе проблемы, зачастую вызванные чрезмерным ущемлением интересов большинства граждан со стороны класса, в руках которого была власть. Таким образом, писаное право ограничивало власть одних, предусматривая относительную справедливость в отношении других.
Из множества древнегреческих полисов выделялись Афины, как одно из наиболее крупных государственных образований. Управление в Афинах осуществлялось гражданами с помощью хорошо продуманных законов и правил. При этом, несмотря на достаточно высокий уровень развитости правовых основ, к полноправным гражданам причислялась лишь меньшая часть всех жителей полиса. Огромное число метеков и рабов не принимало участия в государственном управлении. Положение раба приравнивалось к вещи. Так, например, за ущерб, причиненный здоровью раба, вознаграждение получал хозяин раба. Он же отвечал за ущерб, причиненный его рабом третьим лицам, но мог освободиться от этой ответственности, выдав потерпевшему своего раба. Смертная казнь рабу могла быть назначена только судебным приговором, а господин мог лишь наказывать его плетью. Однако на практике убийство раба господином не могло повлечь наказания для последнего.
При всем этом рабы составляли основную часть рабочей силы. Они трудились в ремесленных мастерских, рудниках, каменоломнях и различных отраслях народного хозяйства. Труд был уделом раба, плоды которого позволяли его хозяину вести тот образ жизни, который он считал предпочтительным для себя. Таким образом, Афины представляли собой, с одной стороны, полис, в котором большое внимание уделялось правам граждан, с другой стороны, Афины были рабовладельческим государством, где человека, находящегося в рабском положении, считали собственностью господина.
Следовательно, демократию, которой так гордились афиняне, можно назвать демократией немногих, основу существования которой составлял рабский труд, а афинское право — отражением социально-экономических факторов общества, направленным в первую очередь на защиту имущественных интересов.
Примечание:
1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Перевод С. И. Соболевского (Солон, 17)
2. Гомер. Одиссея. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1953. Перевод В. В. Вересаева: VIII, 345 стр. (Посейдон берет поручительство за Арея)
3. греч. ἔρανος, совместная трапеза, куда гости приносят что-то от себя
4. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. Перевод С. К. Апта. Пир (192a,b).
Список литературы
- Кечекьян С. Ф. Всеобщая история государства и права. Часть I. Древний мир. Выпуск I. Древний восток и Древняя Греция. Учебник для юридических институтов: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1944. – 211 с.
- История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Крашенинниковой Н. А., Жидкова О. А. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - С. 144.
- Галай Ю. Г. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. – Нижний Новгород : Нижегородская правовая академия, 2007. – 172 с. ISBN 978-5-8263-0101-2с.
- Воронцова Ю. А. Право и государство Древней Греции: статья в журнале «Учёные записки Орловского государственного университета, 2009.
Alma_Malum