Найти в Дзене
Фотоблог №1005001

«Первым делом самолёты!» Подборка говорящих фото о авиации в СССР

«Недостаточно делать самолёты на уровне мировых образцов. Надо быть впереди». Эта фраза принадлежит советскому авиаконструктору О. Антонову. К ней хочется добавить и другую, от действительного члена Академии наук Авиации и Воздухоплавания - В. Августиновича: «Авиация в России (и военная, и гражданская – это единая неразрывная система) – это инструмент сохранения суверенитета». И вот тут уже невозможно не задуматься о том, насколько обе фразы верны и актуальны. А также насколько было не дальновидно руководству страны пустить на самотёк ситуацию в гражданской авиации, благодаря чему мы сейчас имеем то, что имеем. По данным РБК на весну 2022 года, доля иностранных самолетов в пассажирских коммерческих перевозках РФ составляла 67,1%. При этом на них приходилось 95% пассажирооборота. Дальше вы знаете и сами. Теперь мы пытаемся в сжатые сроки и за бешеные деньги реанимировать нашу авиационную отрасль в гражданской сфере. Дальше нагнетать не хочу, но хочу показать вам несколько занимательно-
Оглавление

«Недостаточно делать самолёты на уровне мировых образцов. Надо быть впереди». Эта фраза принадлежит советскому авиаконструктору О. Антонову. К ней хочется добавить и другую, от действительного члена Академии наук Авиации и Воздухоплавания - В. Августиновича:

«Авиация в России (и военная, и гражданская – это единая неразрывная система) – это инструмент сохранения суверенитета».

И вот тут уже невозможно не задуматься о том, насколько обе фразы верны и актуальны. А также насколько было не дальновидно руководству страны пустить на самотёк ситуацию в гражданской авиации, благодаря чему мы сейчас имеем то, что имеем.

По данным РБК на весну 2022 года, доля иностранных самолетов в пассажирских коммерческих перевозках РФ составляла 67,1%. При этом на них приходилось 95% пассажирооборота.

Дальше вы знаете и сами. Теперь мы пытаемся в сжатые сроки и за бешеные деньги реанимировать нашу авиационную отрасль в гражданской сфере.

Дальше нагнетать не хочу, но хочу показать вам несколько занимательно-показательных фотографий на тему того, как было когда-то. А вы, друзья мои, если имели такой опыт, поделитесь личными впечатлениями про авиацию в СССР в комментариях.

Гражданская авиация в СССР

Итак, международный аэропорт «Шереметьево». Начало начал. Был открыт 11 августа 1959 года. В этот день там приземлился первый самолёт с пассажирами из Ленинграда.

Фото Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Фото Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Меньше чем через год в «Шереметьево» был выполнен первый уже международный рейс на самолете Ил-18. С этого дня аэропорт стал визитной карточкой Москвы для прибывающих из-за рубежа иностранцев.

Посадка пассажиров в дальнемагистральный пассажирский самолет ТУ -114, 1965 год

Фото: С. Преображенский
Фото: С. Преображенский

Всего было построено 32 экземпляра таких самолётов (плюс один опытный прототип). На тот момент Ту-114 был самым большим в мире скоростным пассажирским лайнером, который мог разместить на борту до 200 человек!

А на фото ниже места первого класса на международном рейсе Аэрофлота в самолёте
Ту-104:

Фото: Howard Sochurek / LIFE
Фото: Howard Sochurek / LIFE

Американский фотограф Ховард Сочурек в 1958 году снял целый фоторепортаж про свой перелёт на советском лайнере, который позже опубликовал журнал LIFE. Еще одно его фото из эконом-класса прилагаю:

Фото: Howard Sochurek / LIFE
Фото: Howard Sochurek / LIFE

Двумя годами ранее Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон прилетели сразу три борта Ту-104. А впоследствии советские пилоты на этих самолётах установили 26 мировых рекордов!

Далее покажу интересный кадр с транспортным вариантом самолёта Ан-24:

Фото: А. Поликашин
Фото: А. Поликашин

В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолётов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Дело в том, что на нём можно было совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и даже на грунт. Всего с 1959 по 1979 год было произведено 1367 самолетов Ан-24.

Давайте теперь посмотрим на что-то более современное. Подборка фото историческая, но вы, я надеюсь, поняли, что я имею ввиду =) Пусть даже фото будет цветное:

Советский «аэробус» Ил-86 на взлетно-посадочной полосе с эскортным автомобилем «Волга», 1980 год.

Фото: Владимир Гребнев
Фото: Владимир Гребнев

Это первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. В 1981 году на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полёте по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.

Производился этот самолёт с 1980 по 1997 год на Воронежском авиационном заводе. Всего было выпущено 106 самолётов. С января 2011 года Ил-86 на пассажирских рейсах больше не летает.

В рамках данной публикации было бы неправильно не упомянуть и вот этого красавца, которого, кстати, тоже делали в Воронеже:

Фото: С. Преображенский
Фото: С. Преображенский

Ну, конечно, советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса Ту-144 не узнать невозможно! Очень уж он не похож на остальные гражданские самолёты:

Фото: В. Савельев
Фото: В. Савельев

Коммерческая эксплуатация Ту-144 началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года. При разработке лайнера на него возлагали большие надежды. Самолёт должен был преодолевать расстояния в 5-6 тыс. км за несколько часов без промежуточных посадок. Однако из-за некоторых технических проблем это оказалось невозможным. Увы.

Ну а самым массовым советским среднемагистральным пассажирским самолетом стал Ту-154.

Фото: Petr Popelar
Фото: Petr Popelar

Его эксплуатация началась в феврале 1972 года, но последний рейс единственного из остававшихся в гражданской авиации России Ту-154 состоялся не так уж давно. Осенью 2020 года. А между тем, это один из самых быстрых в мире серийных пассажирских самолетов с крейсерской скоростью более 900 км/ч.

Заканчивая рассказ про советские авиалайнеры, хочу показать вам еще одно замечательное фото. Тоже цветное:

Фото: Всеволод Тарасевич
Фото: Всеволод Тарасевич

Ил-18 приземлился в аэропорту Душанбе в 1974 году. Посмотрите на счастливые лица таджикских женщин! На Ил-18 было установлено целых 20 (!!!) мировых рекордов дальности и высоты полёта, но грузить вас цифрами я уже не буду, так как нам еще хотя бы кратко надо вспомнить о так называемой малой авиации.

Малая авиация

Она зародилась в СССР в 50-е годы прошлого века, а в 60-е существовало даже такое явление как аэротакси. Это местные авиалинии, связывавшие областные центры с районными, а также с удаленными сёлами и посёлками.

В качестве примера держите фотокарточку с посадкой пассажиров на борт на аэродроме села Карпогоры Архангельской области:

Фото: Людмила Пущина
Фото: Людмила Пущина

Самый массовым советским народнохозяйственным самолётом был Ан-2. Да-да, тот самый пресловутый "кукурузник". Но у него было огромное множество модификаций в зависимости от целей использования, в том числе и пассажирский Ан-2П на лыжном шасси:

Фото: В.А. Брюханский
Фото: В.А. Брюханский

Всего было построено более 18000 штук Ан-2, ведь его еще экспортировали аж в 26 стран мира!

Фото: А. Велчинский
Фото: А. Велчинский

Другой весомой частью малой авиации в Советском Союзе были вертолеты. Поэтому я просто не могу не показать вам хотя бы пару-тройку тематических фото с ними.

Местные жители приветствуют пилота Ми-1, Туркменская ССР

Фото: Семен Мастермайн / ТАСС
Фото: Семен Мастермайн / ТАСС

Ми-1 стал самым первым советским серийным вертолётом. На них доставляли почту в труднодоступные районы, применяли в геологоразведочных и в сельскохозяйственных работах, использовали в армии, в ГАИ и т.д.

Да-да, я не ошибся. Впервые применять вертолеты на службе в госавтоинспекции начали в 1969 году. На фото ниже многоцелевой вертолет Ка-26, который тоже в свое время служил в милиции. Всего же было построено 816 таких вертолётов, из которых более 250 были поставлены в 14 разных стран.

Фото:  Виталий Созинов / ТАСС
Фото: Виталий Созинов / ТАСС

Заканчивая эту часть повествования хочу показать еще один прекрасный кадр с вертолетом Ми-4 на архипелаге Шпицберген в 1975 году:

Источник: avp23649.livejournal.com
Источник: avp23649.livejournal.com

Ну, во-первых это красиво, а во-вторых, в 1956-1965 годах на Ми-4 было установлено 8 международных рекордов! В том числе, подъём груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м. Неудивительно, что данный вертолёт поставлялся на экспорт аж в 30 стран мира!

Авиационные "тяжеловесы"

В завершающем разделе я просто обязан показать вам хотя бы парочку по настоящему революционных разработок советских инженеров в сфере авиации.

Например Ми-12 (он же В-12). Это самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Он способен перевозить 196 пассажиров, а его грузоподъёмность - до 44 тонн груза!

Фото: Лев Поликашин / РИА Новости
Фото: Лев Поликашин / РИА Новости

Ну и на финал подборки самый большой и самый грузоподъёмный самолёт за всю историю мировой авиации - Ан-225 "Мрия". Был спроектирован и построен в СССР в единственном экземпляре в 1984—1988 годах.

Фото: Игорь Гайдай
Фото: Игорь Гайдай

Изначально Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для транспортировки различных компонентов ракеты-носителя и непосредственно космического корабля "Буран". Но после распада СССР и свертывания космической программы "Энергия - Буран" единственный летающий экземпляр самолёта прекратил полёты и перешёл в собственность соседней страны.

Фото из архива А.Г. Вовнянко
Фото из архива А.Г. Вовнянко

С него сняли двигатели и стали дербанить на запчасти, но летом 2000 года вдруг появилась новость, что Ан-225 будет восстановлен и переделан для коммерческих целей авиакомпанией «Авиалинии Антонова». Сообщается, что с 2001 года супергрузовик выполнял 1-3 перевозки крупногабаритных грузов в год.

Фото из архива Сергея Грачева
Фото из архива Сергея Грачева

Ан-225 "Мрия" базировался на территории аэропорта Гостомель, чьё название с некоторых пор стало известно почти каждому. Зимой 2022 года там произошли боевые действия, в результате которых самолет был уничтожен. Так или иначе, но от самолета-легенды остались просто обломки.

Ну а я возвращаюсь к тому, с чего начал эту публикацию. В настоящий момент история российской гражданской авиации экстренно пытается "зайти на второй круг". Мне хочется верить, что рано или поздно всё у получится и наши отечественные самолёты будут в нужном количестве, удобны и безопасны, а потом начнут ставить новые мировые рекорды.

А на сегодня это всё, друзья, надеюсь, что вам было интересно. Не забывайте про дружеский лайк, комментарии и репосты. А ещё рекомендую посетить мой телеграм-канал Фотохроники Прошлого. Напомню, что я путешествую по России и делюсь самым интересным, красивым и полезным в своём Фотоблоге.