Найти в Дзене

«Император». Фильм о «белой вороне» и власти

Когда поднимается тема самоутверждения подростка в коллективе и связанная с ней тема школьного буллинга в отечественном кинематографе – вспоминаются фильмы «Чучело», «Соблазн», «Класс коррекции», «Все умрут, а я останусь» и некоторые другие. Разумеется, все они разные – и по героям, и по утверждаемым в них ценностям. Мы решили узнать, вписывается ли в этот ряд дебютный фильм режиссера Альфии Хабибуллиной «Император», - прочитав аннотацию, подумали, что будет похожее. Фильм снят в 2022 году. Вышло немного иначе. По сюжету, в выпускной класс провинциального городка приходит новенький, москвич Арсений (или Арс) Иванов. Из-за проблем с коммуникацией парень восемь лет находился на домашнем обучении, после переезда сразу же решил пойти в школу, чтобы найти друзей. Мама-психотерапевт этому решению совсем не препятствует – кажется, она занята собой и своими личными переживаниями. Хрупкий юноша с очень спокойными, даже отрешенными голубыми глазами без смущения презентует себя классу, кое-кто и

Когда поднимается тема самоутверждения подростка в коллективе и связанная с ней тема школьного буллинга в отечественном кинематографе – вспоминаются фильмы «Чучело», «Соблазн», «Класс коррекции», «Все умрут, а я останусь» и некоторые другие. Разумеется, все они разные – и по героям, и по утверждаемым в них ценностям. Мы решили узнать, вписывается ли в этот ряд дебютный фильм режиссера Альфии Хабибуллиной «Император», - прочитав аннотацию, подумали, что будет похожее. Фильм снят в 2022 году.

Вышло немного иначе. По сюжету, в выпускной класс провинциального городка приходит новенький, москвич Арсений (или Арс) Иванов. Из-за проблем с коммуникацией парень восемь лет находился на домашнем обучении, после переезда сразу же решил пойти в школу, чтобы найти друзей. Мама-психотерапевт этому решению совсем не препятствует – кажется, она занята собой и своими личными переживаниями. Хрупкий юноша с очень спокойными, даже отрешенными голубыми глазами без смущения презентует себя классу, кое-кто из ребят уже гогочет, но у зрителя закрадывается мысль - затравить новенького будет не так-то просто.

-2

Дальнейшее развитие событий эту догадку подтверждает. Арс раскрывается перед сверстниками как эрудированный, технически подкованный парень, который сочиняет философские стихи, умеет управлять дроном (снимает фото и видео с городом) и проводит сложные физические опыты. А еще новенький прекрасно разбирается в сортах чая и рассказывает ребятам об устройстве, позволяющем слышать голоса мертвых. Дает поэкспериментировать с ним. Как бы вскользь мы узнаем, что отец парня умер.

Необычный, очень уверенный в себе, доброжелательный молодой человек сразу же притягивает внимание других ребят, в том числе и девочек. Видно, что ему нравится ощущать интерес к собственной персоне. Практически сразу Арс наживает себе врага – это прежний неформальный лидер класса, хулиган без тормозов, против которого ничего не могут сделать даже педагоги, Саша Нежинский (или Неженка). Очевидно, чувствуя в новеньком соперника, Неженка начинает его ненавидеть. Мало того что не Арс не пасует перед обидчиком - иногда он ведет себя провокационно, задирая его первым.

В то же время у Арса появляется неожиданный старший товарищ и покровитель – «конкретный пацан» по прозвищу Резак.

-3

Этакий интеллигентный гопник, которому почему-то импонируют стихи Арсения, посвященные некоему древнему императору. Что это - неосознанная тяга к прекрасному и загадочному? Или инстинктивное ощущение, что с этим парнем лучше не ссориться?

По легенде, которая звучит в фильме, император правил страной двести лет, и почти все время он носил на глазах повязку, чтобы не видеть мира, несовершенства которого причиняли ему сильную боль. Лишь иногда он снимал ее, чтобы посмотреть на небо. Однажды к императору подослали человека, чтобы его убить и тем самым избавить страну от тирана, каким его воспринимал народ. Больше всего убийцу интересовали глаза властителя, который все эти двести лет скрывал их под повязкой.

Таким образом зритель приходит к мысли о том, что главная тема фильма – это сила и власть. Не случайно Арс признается новому однокласснику и другу Вальке, что хотел бы в будущем стать вождем народа. Шутит он или нет? Непонятно. Однако Валька твердо говорит ему: «Я бы за тебя голосовал!»

-4

Условный герой-протагонист - вне всякого сомнения, не кроткая овца отпущения, которая в конечном итоге одерживает моральную победу над обидчиками, тем самым пробуждая в них совесть и другие лучшие человеческие качества. Как Лена Бессольцева у Железникова и Быкова. И когда в финале герои вступают в открытый конфликт, даже бой, – побеждает сильнейший. Физически побеждает. Но так ли это на самом деле? Если так, то какова цена этой победы? Что произойдет после нее?

-5

Тем интереснее, что прямого ответа на эти вопросы создатели фильма не дают, предлагая сделать это самому зрителю.