Найти в Дзене
J. R. Crow

Я есть Абсолют. Отзыв на игру Baldur's Gate 3

«In My name» Буквально вчера закончил прохождение нашумевшей игры Baldur’s Gate 3. Позднее многих, но зато уже со многими приятными дополнениями и доработками, которых не было в начальных версиях. Эта игра увлекала мой разум многие часы, и могу с уверенностью сказать, что она стоила затраченного времени. Ещё до того, как попробовать лично, я натыкался на отзывы игроков, что сюжетная линия буквально требует от протагониста выбирать путь так называемого «добра», то есть вставать на сторону обездоленных и всем помогать, иначе есть риск лишить себя моря интересного контента. На мой вкус, это категорически не так: игра учит быть практичным. Все моральные дилеммы становятся простыми и легко решаемыми, если перед каждой задавать себе вопрос: «а что мне за это будет?» Проблемы идентичности, которые тоже обсуждались в сети, например, как тяжело дроу добиться уважения жителей поверхности, мгновенно отходят на второй, третий и даже десятый план, когда на вопрос, пойдёшь ли ты против своей злобной

«In My name»

Буквально вчера закончил прохождение нашумевшей игры Baldur’s Gate 3. Позднее многих, но зато уже со многими приятными дополнениями и доработками, которых не было в начальных версиях. Эта игра увлекала мой разум многие часы, и могу с уверенностью сказать, что она стоила затраченного времени.

Ещё до того, как попробовать лично, я натыкался на отзывы игроков, что сюжетная линия буквально требует от протагониста выбирать путь так называемого «добра», то есть вставать на сторону обездоленных и всем помогать, иначе есть риск лишить себя моря интересного контента.

На мой вкус, это категорически не так: игра учит быть практичным.

Все моральные дилеммы становятся простыми и легко решаемыми, если перед каждой задавать себе вопрос: «а что мне за это будет?» Проблемы идентичности, которые тоже обсуждались в сети, например, как тяжело дроу добиться уважения жителей поверхности, мгновенно отходят на второй, третий и даже десятый план, когда на вопрос, пойдёшь ли ты против своей злобной природы, спасёшь вон тех несчастных, неизменно отвечать: «да как нефиг делать, сколько заплатишь?» И всё, нет никакого дроу, поклоняющегося кровожадной богине — есть чувак, который говорит на языке денег. Понятный. Свой.

Этот же подход позволяет добиться расположения вообще любого спутника — как народного героя, так и эгоиста себе на уме. Для первых ты становишься хорошим парнем, готовым протянуть руку помощи нуждающимся в трудную минуту, для вторых — деловым человеком, который никогда не забывает о своих дивидендах. Скажу больше, отыгрывать оголтелое добро, которое кидается с кулаками на предположительно «злых» персонажей, не разобравшись — значит точно так же лишать себя контента. В смысле, выгоды.

«Я не предполагал одного — насколько рассудительным ты окажешься»

(с) Император

Кажется, в этом высказывании второстепенного, но чертовски важного персонажа, в общем-то и заключена та квинтэссенция пути, который подарит наибольшее количество игрового опыта и забавных развлечений. Разумеется, у каждого свои представления, что выгодно, а что нет, что проще, а что сложнее, чем лучше поступиться сейчас, чтобы навариться потом. Пожертвовать спутником, силой повелителя вампиров или лишним десятков арбалетов в финальной битве? Нам решать. И именно этот момент делает игру вариативной, подстраивающейся под игрока, а вовсе не абстрактные категории добра и зла. Примечательно, что именно по ним как раз имеются претензии в отзывах, дескать, нельзя отыграть настоящего злодея и идеального героя, выбрать свет или тьму. А нет их, света и тьмы в чистом виде. Есть только люди, каждый со своим видением, что правильно, а что нет. Как в жизни, в общем-то.

Что до меня лично, я всегда поддерживал спутников в реализации амбиций, при условии, что они не противоречили моей личной выгоде, и не вмешивался в их моральные выборы, если это меня не касалось. Они там сами нормально разбирались.

В качестве протагониста я выбрал Калидемару, главного героя романа «Кредо Змея». Поначалу из-за того, что это один из немногих наших героев канонической для D&D расы — (почти) дроу — и носитель соответствующего мировоззрения. Уже потом оказалось, что именно характер не ведающего никаких богов, помимо слова «деньги», идеально подходит для первого прохождения игры, дабы не пропустить ничего любопытного, при этом ещё и оставаясь строго в рамках роли.

Это что касается общего впечатления. Дальше буду про сюжет. Спойлерофобы, пожалуйста, отойдите от экрана ^_^

Примерно с того самого момента, как стали появляться даже не реальные возможности, а призрачные намёки на две возможные концовки, меня не покидало ощущение, что я играю в кроссовер века: да это же Mass Effect в фэнтезийных декорациях! С механикой боёв, как в Divinity, и лагерными посиделками, как в Dragon Age.

Судите сами: вашему миру угрожают малоизученные существа — иллитиды, — которые прилетают на кораблях с тентаклями из глубин астрального космоса, при любой возможности пытаются залезть вам в мозг, устанавливая для облегчения процесса импланты (в данном случае — личинки). Их цель — объединить всю «созревшую» цивилизацию в своём роевом сознании, сделав послушными рабами или себе подобными. Лицом всего этого действа выступают уважаемые в определённых кругах товарищи, которые уверены, будто контролируют процесс, но на самом деле контролируют их самих (привет, Сарен). Когда одна из спутниц, Минтара, комментируя случившееся с ней, произнесла знакомое всем слово — Indoctrination — ассоциацию стало уже невозможно остановить. Если что, это ни в коем случае не упрёк! Наоборот, я считаю, что собрать из знакомых «кубиков» что-то новое и самобытное — нереально круто.

Так вот, концовки тоже соответствующие: «уничтожение» и «контроль». (Слава богу, без «синтеза», она-то как раз казалась в ME максимально странной) Неважно, кем ты добрался до этого мгновения, героем, который всех спасал, или отмороженным психопатом, убивающим всё, что движется — ты можешь выбрать любую.

В сообществе ME «синяя» концовка — «контроль» — считается «плохой» негласно. Многие настаивают, что на самом деле нет никакого контроля, Шепард пал(а) жертвой обмана Жнецов и будет обречена привести в исполнение их Великий План. Ох, простите, Великий план — это уже про Baldur’s Gate 3! :) Здесь же разработчики объявили захват иллитидского «мегамозга» плохим официально. Даже достижение за него называется «Абсолютная власть развращает абсолютно» с припиской про «царство ужаса». За подобный выбор нас лишают финальных посиделок в лагере с компаньонами, благодарственных писем от всех спасённых и милых сцен о дальнейшей жизни героя. Разве что можно заставить выживших балдурцев отгрохать статую в свою честь (офигеть эпилог XD )

Что ж, они пытались, но не отговорили. Я ответственно пересмотрел всех возможные концовки, доступные после заключительной беседы с «мегамозгом», кроме, разве что, спасения принца Орфея (оттуда слишком далеко бежать), и с уверенностью могу утверждать, что «стать Абсолют» (и захватить мир) лично для меня — самая правильная и предпочтительная, точно так же, как синяя в ME.

По крайней мере, это верно в случае протагониста без предыстории, как в моём случае. Из своих спутников можно вырастить повелителя вампиров, главу тёмной секты, предводительницу восстания, великого герцога и даже нового бога. Того же самого ребята могут достигнуть, если изначально играть за них. Что полагается спасителю Врат Балдура, не обременённому связями с различными неигровыми персонажами? А ничего. Возможность отправиться в дальнейшие приключения с одним из друзей и заново построить себе карьеру в той или иной области.

«Ты не спаситель, если некого спасать», — очень верно подмечает Иссохший (предположительно — бог смерти и архивариус душ), который становится организатором упомянутой ранее afterparty.

Пройдя по пути уничтожения и освобождения, мой герой проснулся рядом с Минтарой, на тот момент бывшей его девушкой. Она строит планы, как лучше найти сторонников и расширить своё влияние. В какой-то момент можно посетовать ей:

— Надо было захватить контроль над мозгом, пока была возможность.

На что Минтара очень резонно ответит:

— Так что ж ты этого не сделал?

— Минутная слабость, — вздохнёт мой герой. А что он ещё мог бы ей сказать?

Действительно, если не привязываться к реализованным в игре вариантам, что можно сделать с абсолютной властью, почему, заполучив её в свои руки, герой должен непременно захотеть захватывать миры или городить статуи в свою честь? Что мешает ему причинять добро, которое, к слову, в другой концовке всегда стоит в вариациях диалога первым пунктом? Или вспомнить знакомый игрокам по тому же МЕ принцип: «чем свободнее воля союзника, тем он полезнее» — и позволить им довести свои амбиции до конца, помогая обретённой мощью? Основать частную военную кампанию с оверпрайсом, наконец, получая столь любимые в течение прохождения деньги?

Нет, по версии разработчиков суперсилы непременно ударят по мозгам... чтож, тогда пусть будут статуи. Я верю в своего мальчика, он наиграется и одумается. Для всего остального есть воображение ^_^

Спасибо всем, кто дочитал до конца ;) Возможно, пока не отпустило, потом поделюсь мнением о конкретных персонажах, благо глазу есть за кого зацепиться.

Герой мечтает о власти и богатстве, лёжа в лесу у костра
Герой мечтает о власти и богатстве, лёжа в лесу у костра
Герой захватил мир XD
Герой захватил мир XD