Очень даже понимаю, что конец ноября вместе с началом декабря не самые лучшие месяцы для путешествия в культурную столицу. Но сложилась тенденция - два раза в год я позволяю себе потратить много времени и много денег (все это относительно, и тем не менее) на поездку в город, приютивший меня на пять лет, город, в котором сейчас без меня живут мои дети. Как говорила Роксолана в романе Павла Загребельного: "Мой дом там, где мои дети" ...
Мой дом пока в Донецке, тут ничего не попишешь. Не время, говорю себе я, пакую чемодан всем необходимым в поездке и подарочным разнообразием для "малышей" и выезжаю. В этот раз как то вообще все получилось быстро. Быстро пришло решение ехать, быстро пролетело время, проведенное в городе на Неве. Приехала я в среду днем, а уже в следующий вторник днем же и уехала. Но даже эта чудесная неделя, не смотря на свинцовое темное питерское небо (а какое оно должно быть в ноябре?), была для меня с пользой и получением сертификатов по закрытым вопросам. Так наконец-то спустя целых десять лет я съездила на обзорную экскурсию по городу. Как и хотела - на большом экскурсионном автобусе, по всем практически знакомым местам, но с гидом и звуковым сопровождением.
Это реально нереально отличается от самостоятельных прогулок. Истории в Петербурге много. И сколько бы я не читала, все равно я узнала много нового. Живя в Петербурге я чаще гуляла по "бесплатным" местам, зарабатывая на съемное жилье, на жизнь, на учебу и содержание сына. Тратить деньги было куда с большим смыслом, чем на прогулки за деньги. Выгуливать себя по Эрмитажу, по чудесному Русскому музею получилось позже, приезжая в Питер короткими двухнедельными поездками. И вот большой двухэтажный красавец автобус возит нас с моей сотрудницей по широкому Невскому проспекту, вдоль каналов и рядом с Невой, привозит наконец-то к Авроре (впервые). Наряженные типа матросы - революционеры в шинелях и бескозырках с лентами патронов крест накрест любезно приглашают с ними сделать кадр, но теряют интерес, услышав, что за пятьсот русских рублей я это делать не стану. На мои слова:"У меня дети" они отвечают:"У нас тоже". И мы без взаимных претензий легко и непринужденно расстаемся. У Авроры кадр только со мной, матросы продолжают зарабатывать деньги своим детям без моих финансовых вливаний.
Мы гуляем по Петропавловской крепости на Заячьем острове, а наша гид рассказывает ее историю постройки. В моих самостоятельных прогулках конечно этого не было. Даже скульптура Петра первого, выполненная Михаилом Шемякиным, вызывавшая во мне всегда удивление и непонимание, оказалось изготовлена с намеренным искажением пропорций: голова меньше туловища в полтора раза. Со слов нашего гида - такая намеренная диспропорция показывала сложное для России время. Рост Петра составлял два метра пять сантиметров. Царь необычно сидит, без привычного головного убора сверху бритой лысины, длинные пальцы рук (слишком длинные, как по мне), натертые до блеска посетителями, лежат на коленях. Вокруг памятника сделали ограждение побольше - оказывается китайские туристы приспособились фотографироваться с русским царем, усаживаясь к нему на колени.
Прогулка была днем, поэтому в вечернее время было особенно интересно попасть в подготовленный к новому году город. Яркие арки подсветки на Невском проспекте, украшенные лампами перила мостов через Обводный канал, все это было в последующие дни. Которых все равно в поездке получилось меньше, чем хотелось бы.
Город на Неве такой разный, такой меняющийся небом, погодой и настроением, всегда красив, но любоваться ним у меня получается лучше именно наездами. Когда я жила в нем, все было немного по-другому. Он был чудесным, но мне было некогда. Питер как море - приезжаешь, получаешь удовольствие и возвращаешься в привычный будничный и трудовой ритм. Жить на море это обычно, а приезжать на море - это праздник. Похоже, что так у меня получается и с Питером. Не строю никаких планов, но очень хочется определиться с постояным проживанием. Жить так далеко от детей сложно. Все эти поездки забирают время и силы.
В прошлый приезд я чувствовала себя лишней в этом мегаполисе. В городе, где прожила пять лет, было ощущение пустоты. Он был отчужденным - может обиделся на меня, что я взяла, да и покинула его разом, отказавшись от всех благ, от уже выстоявшейся и налаженной инфраструктуры и придуманных планов на будущее. Уехала, приняв трудное решение сделать это и вернуться на родину и оставить все, считаемое домом за пять непростых лет. Я писала как-то об этом, о самом моменте принятия нужного шага. Всегда есть выбор, в тот день он был у меня максимально сложным. Если я вернусь к нему, то смогу описать это со всей гаммой посетивших тогда чувств. Возникшее ощущение легкости дало мне понимание верно выбора между городом на Неве с детьми и перспективами и городом на Кальмиусе (хоть про Донецк так никогда не говорят). Оглядываясь назад спустя неизменные пять лет я лишь пару раз посожалела, искренне понимая, что поступок имел смысл.
Пять лет я приезжала домой в Донецк, чтобы вернуться обратно в Питер, теперь все точно наоборот. Я возвращаюсь в свою шахтерскую столицу, где все понятно, привычно, даже те последние события, о которых не хочется в этот раз. И в чем я точно уверена - я совершенно не знаю про пять лет следующих...