Ещё из коридора Андрей услышал голоса отца и матери, сопровождающиеся звуком телевизионной детской передачи.
- Всем привет! – произнёс он, зайдя на кухню, и сразу же увидев родителей. Они сидели за столом, рядом друг с другом, а Артёмка восседал за отдельным, своим столиком. Малыш сейчас ел какое-то пюре, держа ложку в руке, и вся его кожа была покрыта красными пятнышками.
- Ничего себе, как вы его разукрасили! – произнёс удивлённо Андрей.
Деревня Агаповка
Летний дождь, бьющий мелкой дробью по крышам домов, и громко хлопающий по темно-зелёной, густой листве деревьев, начался ночью и сейчас, в одиннадцать часов утра, всё ещё моросил.
Пользуясь тем, что дедушка Кирьян не пошёл сегодня из-за дождя на пасеку, и теперь сидит на диване, изображая из себя очень голодного человека, готового есть даже воображаемую кашу, играя с малышками, Маша занялась уборкой в доме.
Дойдя с тряпками и ведром до угла комнаты, в котором стоят, бок о бок, две фляги, наполненные мёдом, Маша, протерев на них крышки и ручки чистой тряпочкой, вдруг улыбнулась, вспомнив, как дедушка Кирьян первый раз взял её с собой на пасеку.
****
В тот день Маша, с огромным интересом, рассматривала выкрашенные в голубые и жёлтые цвета домики-ульи, и слушала гудение пчёлок-тружениц. Дедушка Кирьян, проводя для неё экскурсию, рассказал немного об устройстве ульев, а затем, раздув дымарь, открыл крышку и достал рамочку с сотами, заполненными мёдом.
Срезая большим, острым ножом на деревянной ручке, белый налёт с сот, он объяснял вслух:
- Воот…Сейчас вощину срежем… Это мёд уже летний. Из разнотравья. Светлый, ароматный. Вишь? Запечатали пчёлки уже эти рамки.
В тот день Маша, помимо ульев и рамок с сотами, впервые в жизни увидела медогонку, хранящуюся в маленьком домике, и вместе с нею разные приспособления для ремесла пчеловода.
Для девушки всё это было очень интересно, и ей сразу же захотелось всему научиться. А дедушка Кирьян, заметив, как горят любопытством и интересом её глаза, и приняв во внимание тот факт, что Маша (это очень удивительно!) совершенно не боится пчёл, пошёл ей навстречу.
С тех пор прошла почти неделя, и нет такого дня, чтобы теперь Маша что-то да не записала в свою тетрадочку. Эту тетрадь она завела специально, чтобы записывать всё, чему учит её дедушка Кирьян.
- Дедушка, а зачем этот мёд здесь хранится? – спросила она, уже вытирая тряпкой пыль за флягами.
Кирьян, в этот момент, кивая головой, и благодаря Иришку и Маришку за невидимую «кашу», в крошечных ложках, которой его всё еще старательно кормили, ответил:
- … Это остатки. Ване некогда реализацией мёда заниматься. Он с прошлого лета своей мастерской занят. Не до этого ему…
И вздохнув тяжело, старик добавил после недолгого молчания:
- С тех пор, как эНтот Ромка, гад, переманил к себе всех мужиков местных, автомобилистов, так и заглох бизнес у Ивана моего... Конечно! Ромкино СТО в центре находится. Там и подъезд удобнее, да и денег вбухала его мамочка –Цветочница не меряно в его мастерскую. Всё там красиво, современно! Кофе вам, пожалуйста, телевизЕр во всю стену, над потолком! А Ваня пока таких размахов не имеет. У него всё скромно, но по делу... Эх…беда, в общем: нет клиентов. И как помочь внуку я не знаю. Пасека моему Ване не очень интересна, а вот к автомобилям у него всегда тяга была. Мечта даже. Выучился на автомеханика, стремился дело своё развивать, а оно воно как вышло…По рукам надавали, идею украли, и всё!
Маша послушала дедушку и задумалась…
Она и сама видит, что Иван всегда возвращается вечером домой, после работы в мастерской, задумчивым и грустным. Лишь когда его привлечёшь разговором, или как-то пошутишь с ним, только тогда он «оживает», и начинает разговаривать, улыбаться и шутить в ответ. Но ведь не надо быть ясновидящей, чтобы понять: Ивана сильно беспокоят проблемы с бизнесом, а вот помощи ждать ему совершенно неоткуда.
****
Вечер
Иван вернулся домой, как и всегда, ближе к семи часам вечера. У Маши уже был готов ужин. Немного позже, уже после ужина, Ваня предложил ей пойти прогуляться с девочками. Так как дождь давно закончился, не оставиви и следа даже в виде луж, Маша согласилась.
****
Они шли по аллее, укрытой от солнечных лучей шатром раскидистых крон деревьев, и тихо разговаривали между собой. Малышки во время прогулки сидели на своих велосипедах, и с любопытством осматривали всё вокруг.
Пока они гуляли, Маша набралась смелости, и попросила Ивана рассказать ей о своей мастерской.
Иван согласился.
Он хмурил брови, но рассказывал всё честно, ничего не приукрашивая и не утаивая. И когда, вдруг, Маша произнесла: «А можно сейчас съездить и посмотреть на твою мастерскую?» он очень удивился её просьбе, но не отказался.
Докатив велосипеды с девочками до оставленной у обочины дороги машины, они, погрузившись, отправились смотреть мастерскую.
******
Маша с любопытством разглядывала довольно большое помещение мастерской.
Потолки здесь высокие, въездные ворота широкие. В это помещение, при желании, может поместиться целый трактор и ещё пару легковых машин в придачу.
По одной стороне мастерской, вдоль стены, стояли в ряд оборудование и стеллажи с разными инструментами, с другой стороны высились башенками шины. По центральному проходу, в глубине помещения, имелась смотровая яма.
Эта яма закрывалась железными пластинами, выезжающими на полозьях, и в то время когда ею не пользовались, служила, как обычный пол под ногами. В мастерской Ивана было очень светло, просторно и чисто.
- Хорошо у тебя здесь. – Произнесла Маша, закончив знакомство с мастерской.
- Да, хорошо. Только клиентов нет, и, наверное, больше их уже никогда не станет. На нашу деревню два СТО – это слишком много, а у Романа в мастерской лучше оборудование, да и, самое главное – место удобное – центральная улица. Вот все к нему и переметнулись. И ещё есть плюс у него: он бывший таксист. Со многими водителями хорошо знаком. Каждый для него «кто друг, кто сват, кто брат», как говорится.
Маша задумалась над рассуждениями Ивана, ещё раз обвела взглядом помещение, а затем спросила:
- А где ты берёшь запасные части для ремонта автомобилей?
Иван вздохнул и ответил:
- О! Это больная тема. Где беру? Заказываю через интернет, или сами клиенты едут за ними в ближайший город, покупают, а потом привозят. И тогда я уже произвожу ремонт.
Маша понятливо кивнула и уточнила:
- И Рома так же поступает?
- Да, так же. Бывает, ремонту всего на три часа, а деталь приходиться ждать неделю.
Услышав такой ответ, Маша не сдержалась и улыбнулась. При этом она постаралась отвернуться, чтобы Иван не заметил её веселья.
Но он всё же заметил.
*****
- Что тебя развеселило, Маша? Признавайся, не прячься.– Спросил Иван, отчего-то и сам расплывшись в улыбке.
Так происходит постоянно: стоит Маше улыбнуться, и он, как будто соединённый с ней невидимыми проводами, тоже начинает чувствовать эмоции радости, и ему сразу же самому хочется улыбаться.
Маша повернулась, посмотрела Ивану в глаза лучистым взглядом, и произнесла:
- Не люблю давать советы, когда меня об этом не просят.
Иван удивился и прищурился хитро:
- Да? А если я тебя попрошу?
Девушка игриво наклонила голову к плечу и ответила, также как и он, прищурив свой взгляд:
- А ты точно уверен, что хочешь услышать мой совет?
Иван хмыкнул:
- На все сто процентов уверен! У меня нет избытка в советчиках, поэтому тебя я выслушаю с огромным удовольствием.
Маша вновь улыбнулась, затем усадила на велосипеды дочерей, чтобы уберечь их от падения на цементный пол, и произнесла:
- Хорошо, я скажу тебе то, что только что пришло мне в голову…
Я думаю, что будет неплохой идеей открыть здесь, в твоей мастерской, магазин автомобильных запчастей. А почему бы и нет? Помещение же есть! Здесь нужно будет только немного поменять всё, сделать витрины и полки. И будет, например, вдоль вот этой стены магазин, а вдоль другой стены можно будет установить всё это оборудование, только ближе к яме.
И тогда, приехав к тебе за запасной деталью, владелец авто, увидев, что у тебя есть всё для ремонта, скорее всего, согласится на полное обслуживание в твоей мастерской.
Иван стоял, хмурил брови, обдумывая совет Маши, а она тем временем продолжала говорить.
- Только тебе надо сделать это всё тайно. Твои конкуренты должны узнать об этом как можно позже, чтобы не украли идею! Я бы даже, на твоём месте, сделала вид, что закрыла мастерскую. Пусть на месяц или два. А за это время всё здесь переоборудовать, закупить самые ходовые детали, и тогда уже открыть магазин, прежде, прямо накануне, ярко прорекламировав об этом событии всех жителей Агаповки.
И само открытие надо будет сделать, с размахом и весело: с шариками, с музыкой, с продажей вкусностей и вручением маленьких подарков первым покупателям!
- Каких подарков? – Иван сейчас слышал, кроме слов Маши, ещё и шум в своей голове. Кровь бешено стучала в висках, так как эта идея с магазином его так захватила, что он сейчас уже лихорадочно соображал, где и с кем можно заключить договора на поставку запасных частей для ремонта автомобилей.
- Ваня! – Маша вновь лучезарно улыбнулась:
- У вас с дедушкой две фляги мёда дома стоит! Можно закупить красивых маленьких баночек, разлить его в них, красиво назвать, например: «Мёд с пасеки дедушки Кирьяна», или ещё как-нибудь. И всё! подарки готовы! А ещё я могу заранее сделать конфеты. Можно в виде батончиков или трюфелей. Упакуем их красиво и тоже предложим покупателям! Первым бесплатно раздадим, а остальным потом уже за деньги!
- А где мы это будем продавать и раздавать? – Спросил Иван, больше не из-за того, что сам не мог додуматься, а просто, чтобы слышать голос Маши и видеть её взгляд.
- Как где? Здесь, на этой площади, у здания! Можно поставить палатку, натянуть светящиеся гирлянды, флажки, поставить несколько столиков. Чай подать можно будет гостям, соки, выпечку, конфеты!
Маша, размечтавшись, вдруг резко спустилась с небес на землю, и произнесла, смущённо:
- Только, конечно, на открытие магазина нужны большие деньги. Без денег это только мечты...
Иван посмотрел на Машу долгим, задумчивым взглядом, и произнёс, чувствуя, как у него внутри что-то оживает, складывается, кирпичик к кирпичику, даря уверенность в себе и своих силах:
- Маша, деньги, пусть и не огромная сумма, у меня есть. Я просто не хотел вкладываться дальше в этот убыточный бизнес. Я уже подумал, что пока завяжу с услугами, так сказать, населению, и устроюсь на работу на железную дорогу. Я успокаивал себя тем, что может быть, когда-нибудь, через много лет, вновь попытаюсь открыть свою мастерскую, но только уже не здесь, не в Агаповке, а в том городе, где у меня квартира родителей. Но ты…
Ты даже не представляешь, что ты сейчас для меня сделала, Маша!
Я обязательно, слышишь?! Я обязательно и очень серьёзно подумаю над твоим предложением! Мне нужно пару-тройку дней на предварительные переговоры... И мне надо будет обязательно съездить в город, а ещё…
Иван резко замолчал и выдохнул, затем провёл рукой по волосам, зачесав их от лба к затылку, и добавил, улыбаясь и сияя глазами:
- Спасибо тебе, Маша! И даже если ничего у меня не получится – СПАСИБО!!!!
Маша засмущалась от такой искренней, щедрой благодарности, и опустила ресницы.
Девочки, к этому моменту, уже устали сидеть на велосипедах, и видя это, она произнесла:
- Не за что, Ваня. Мне просто нравится заниматься торговлей. Вот я и тебя туда подталкиваю. Но ты думай сам, взвесь все «за» и «против», просчитай все риски… А я – Маша теперь посмотрела на Ивана, улыбаясь, - Я буду тебя поддерживать морально. И я очень бы хотела, чтобы ты делился со мной, рассказывал, как всё получается. И если ты всё же решишься оформить магазин, я помогу тебе, взяв на себя организацию церемонии его открытия. Можешь в этом на меня положиться... А сейчас нам пора домой. Девочки уже устали.
Иван, посмотрев на малышек, а потом вновь на Машу, произнёс:
- Конечно, идите, садитесь в машину. Я сейчас всё здесь закрою и поедем домой.
И когда Маша, кивнув согласно в ответ, начала разворачивать велосипеды, чтобы выкатить их из мастерской, она вдруг вновь услышала у себя за спиной голос Ивана:
- Маша, ты самая замечательная девушка на свете! Ты знаешь об этом?
Маша обернулась, посмотрела на Ивана удивлёнными глазами, и ответила, рассмеявшись мягким, тихим смехом:
- Не преувеличивай, Ваня! Я самая обыкновенная. Поехали уже домой.
*******
Посёлок
Андрей не ночевал дома последние четыре дня, но сегодня решил зайти, посмотреть, как дела у мамы с Артёмкой. Да и от Вики ему сегодня хотелось скрыться, как от кош*****марного сна.
Уже на подходе к дому увидел фуру, припаркованную у двора.
- О! Отлично! Отец вернулся. Хоть одна хорошая новость за этот день.
Ещё из коридора Андрей услышал голоса отца и матери, сопровождающиеся звуком телевизионной детской передачи.
- Всем привет! – произнёс он, зайдя на кухню, и сразу же увидев родителей. Они сидели за столом, рядом друг с другом, а Артёмка восседал за отдельным, своим столиком. Малыш сейчас ел какое-то пюре, держа ложку в руке, и вся его кожа была покрыта красными пятнышками.
- Ничего себе, как вы его разукрасили! – произнёс удивлённо он.
- Привет, сынок! У Артёмки ветрянка. – Отец поднялся, со стула и они обнялись.
- А.. Ясно. - Андрей кинул ещё один осторожный и внимательный взгляд на малыша, а затем на мать, и заметил, как раскраснелись её щёчки за эту минуту. - А что у вас тут происходит?
Андрей чувствовал по взглядам родителей, и по каким-то невидимым воздушным потокам, что что-то изменилось в доме за время его отсутствия.
- Уже произошло, сынок. Мы с мамой теперь снова вместе. – Объявил, с гордостью, отец. Говоря эти слова, он встал за спиной у жены и положил ей свои руки на плечи. Мама в этот момент подняла лицо и они встретились взглядами.
Андрей заметил, «как» родители посмотрели друг на друга. Точно как раньше! Такого взгляда он не видел больше ни у кого и никогда, не считая Маши. Точно таким же взглядом когда-то смотрела и она на него… Когда ещё верила ему и любила его.
- Поздравляю! Я так рад за вас!
Андрей обнял родителей, искренне за них порадовавшись. Когда он сел за стол, отец, не позволив матери подняться, сам поставил перед ним тарелку с жареным мясом и картошкой, а Лидия лишь подвинула ближе к нему салатницу, и тарелку с нарезанным свежим хлебом.
*****
Когда мясо и картошка были съедены, и стол накрыли уже для чаепития, Андрей решил завести разговор за деньги на обучение. Но он тогда ещё не знал, какое его ждёт разочарование, так как отец, услышав о его плане получить категории и стать водителем дальнобойщиком, ответил:
- В этом я тебе больше не помощник сынок. Видишь ли, я дал слово маме, что завязываю с рейсами. И тебе поэтому тоже не советую получать такую профессию. Для семейной жизни она не подходящая...
И вообще, мы с мамой планируем, после свадьбы Любавы с Петром, переехать в город. Будем жить в квартире Артёма. Кстати, ты знаешь, что твоя сестра замуж собралась?
Андрей лишь отрицательно качнул головой, услышав такую новость, и продолжил слушать отца:
-…Да, она нам вчера позвонила. Сказала, свадьба на второе августа намечена. Они уже с Петей и заявление подали… Так что вот так! Дом новостей полон, а ты ходишь, не известно где, даже ночевать домой не приходишь! – Упрекнул Андрея Леонид. - А на счет денег... Нет их пока у меня, сынок. Всё, что сейчас заработаю, надо будет отложить, чтобы было нам с мамой и Артёмкой на что жить до моей первой зарплаты на новом месте. Да и свадьба у сестры твоей! Мы должны не ударить в грязь лицом, подарить хороший подарок молодоженам. А дальше... Дальше я планирую найти для себя работу по месту жительства, чтобы каждый вечер возвращаться домой, к семье. Устроюсь таксистом или в ЖКХ на какую-нибудь спец. машину, а мама будет дома с Артёмкой сидеть.
Дом этот мы оставим тебе. Будешь ты здесь теперь хозяином. Так что можешь хоть завтра собираться и ехать за Машей. Миритесь, и вези дочек и жену домой. Я точно знаю, что Маша тебя любит. А ты… Ты должен вымолить у неё прощение. У вас дочки, сынок! Они маленькие совсем. Им и папа, и мама нужны.
Андрей слушал отца, и у него в душе разгоралась злость. В какой-то момент он не выдержал, и произнёс:
- Я смотрю, вы и за меня, и за Машу уже всё решили. И кем мне быть, а кем не быть, тоже решили! Расписали всё, по полочкам разложили, даже вновь нас в этот дом в своих мыслях заселили! Но, знаете что? Пока вы всё решали, у нас тоже в жизни произошли перемены!
- Какие перемены? Ты о чём?– Нахмурив брови, спросил Леонид, почувствовав, как ладонь Лидии, в этот момент, легла поверх его пальцев на руке, в успокаивающем жесте.
И Андрей, и так находящийся весь сегодняшний день на грани эмоционального срыва из-за этой сумасбродной Вики, ответил:
- А то, что не простит меня Маша уже никогда! И жить мы вместе больше не сможем тоже никогда!
- Почему? – Вновь спросил настойчиво Леонид сына.
- Почему? Да потому что, папа, другая женщина решила меня «осчастливить» (Андрей поднял руки и загнул по два пальца на каждой из них) ещё одним ребёнком! Круто?
Видя, как у родителей вытянулись в удивлении лица, он рассмеялся неестественным смехом и подтвердил:
- Да! И не смотрите так на меня! Я сам в шоке! Викуся мне сегодня свинью конкретную подложила с этой беременностью! Прямо как когда-то твоя Света, отец! Нежданно-негаданно! Хоп, и ... "Я беременна!"
Леонид потемнел лицом и произнёс:
- И что дальше?
- А ничего, пап. Куда я денусь с подводной лодки? Женюсь! Приведу в дом. Ты ж меня воспитал так.
- А Маша? Дочки?
Андрей хмыкнул:
- А что "Маша, дочки"? Алименты буду платить. Пусть возвращается и идёт жить к своей маме. Другого выхода нет. Я искал съёмное жильё для них в посёлке. Всё, что хорошее не сдают тем, у кого есть маленькие дети, а то, что сдают, то ни лучше дома тёщи – развалины.
Леонид выслушал сына и ответил, осознав только в эту минуту, что не смог воспитать в Андрее главного – чувства ответственности и долга:
- Даже не смей ехать за Машей и девочками, чтобы потом бросить их в тот хаос! Раз такое дело, я сам съезжу за ними, и мы с мамой их тоже заберём с собой в город.
Отчего-то слова отца показались Андрею какими-то унижающими его достоинство.
Встав из-за стола, он произнес отрывисто:
- Делайте что хотите! – И демонстративно направился к выходу.
Но тут раздался взволнованный голос матери за его спиной:
- Сынок! Стой! Если ты к своей будущей жене собираешься идти – не смей! Слышишь меня!
Андрей развернулся, и посмотрев обиженным и злым взглядом на мать, спросил:
- Это почему это? Вы мне и учиться, и жениться хотите запретить? Не слишком ли вы много на себя берёте, родители?
Но Лидия, отчаянно качнув головой, ответила:
- Нет! Женись, конечно! Мы не против! Только тебе теперь целый месяц нельзя близко будет к той женщине подходить!
Когда и отец и сын посмотрели на Лиду удивлёнными взглядами, она объяснила:
- Это опасно, сынок! Ветрянка! Если беременной женщине заболеть ветрянкой в начале беременности, ребёнок родится больным! Это точно! А ты можешь её теперь заразить, так как был рядом с Артёмкой!
И Андрей, услышав ещё и эти мамины страшилки, застонал в бессильной злобе, и стукнулся затылком о дверной косяк, произнеся:
- Господи! За что мне всё это!
******
Благодарю Вас за прочтение))
Путеводитель по каналу можно посмотреть здесь
Я в соцсетях:
ОК и Телеграмм: https://t.me/naivnayaskazochnica