Некоторые вопросы в рубрике «Разговор с писателем» авторы как будто бы пролистывают. И, пожалуй, впервые (или у меня просто память не очень) автор ответил на то, откуда берется вторая книга, достаточно обстоятельно. А еще дал несколько практических советов. Не знаю, как представить вам автора, поскольку здесь пишут два человека, да еще и под псевдонимом. Скажу лишь, что коллективная Анна Морозова – человек обстоятельный. Это я так намекаю на то, что ответы на вопросы получились весьма объемные. Зато дали ощущение того, что разговариваешь с живым человеком, а не текст читаешь. Так что приятного вам общения с писателем.
– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?
– Анна Морозова – это наш с дочкой псевдоним. Мне почти 50, ей в два раза меньше. Родила ее в двадцать четыре года, уж очень хотелось, чтобы мы были рождены в один год по гороскопу. В итоге прекрасно ладим – обе кошки. Дочка любит и умеет общаться, поэтому лицо проекта именно она.
Я родилась в Москве, живу в уютном академгородке, куда мы с мужем-физиком переехали после учебы. Через два месяца после переезда родилась дочка, и жизнь резко поменялась. Мы с мужем оба научники, познакомились в МГУ. Встретиться там физику и филологу – почти чудо, я думаю. Работаю на дистанте, чему очень рада. И еще у меня четверо детей. Моя соавтор – старшая из них. Так что скучать не приходится. Ну, и любимая дача, где я сейчас живу круглый год. Домашние животные, лес в пяти минутах ходьбы. Для меня это лучше место на земле.
– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу /написал, но еще не выпустил?
– Думаю, что зависит от самоощущения. Я почувствовала себя писателем после того, как подержала в руках договор на третью книжку. Вернее, не писателем, а – писательницей. Мне так нравится гораздо больше. Потом в одной из статей Галины Врублевской встретила мысль, что именно третья книжка «утверждает» человека на этом пути.
– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги /выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?
– Я с нетерпением жду того момента, когда можно будет подержать в руках именно бумажный вариант первой книжки – «Надо жить». Очень надеюсь, что издательство «Центрполиграф» это сделает к концу следующего года, как написано в договоре. Первые три книжки нашего цикла – «Надо жить», «Клетка для бабочки» и «Все живы» недавно были опубликованы издательством на Литресе (Анна Морозова, цикл «Надо жить»).
Я принадлежу к тому поколению, для которого быть изданным значит быть напечатанным в бумаге, хотя понимаю, что сейчас поворот к электронным вариантам будет усиливаться. Да и удобно это, конечно, что ж там говорить. Четвертая книжка цикла полностью написана и ждет своей очереди в недрах «Центрполиграфа». Мы с дочкой очень надеемся, что всё будет хорошо. История там очень интересная получилась.
Еще у нас написана одна совершенно сумасшедшая история, где реальность смешивается с мистикой, и сквозь эту смесь просачивается антиутопия. Ее главные герои сами пришли в мой мозг уже давно, и время от времени там царапались. Я не выдержала, конечно, и написала про них. А когда закончила последний абзац, то поняла, что будет продолжение. Не знаю пока, какое издательство заинтересуется этим сюжетом. К огромному сожалению, серию «Бессонница» в Центрполиграфе закрыли, наш «Санитар» туда подошел бы идеально.
Вообще, планов очень много. Но мне проще – у меня есть соавтор.
– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?
– У меня сначала был какой-то барьер, всё казалось, что надо еще немножко подержать рукопись, еще раз вычитать, что-то улучшить. К тому же я начала писать продолжение, и появился страх: вдруг мне надо будет наметить какую-то линию в первой части, а уже поздно что-либо менять. Тянула время, составляла список издательств, которые печатают в бумажном варианте и не за счет автора. Поняла, что у многих переполнен издательский портфель: на сайтах вывешена информация, что рукописи временно не принимаются. В некоторых издательствах вообще не было рубрики «авторам».
Потом мне попалась статистика в интервью, что в среднем лишь один процент присылаемых в издательства рукописей имеют шанс превратиться в книгу. И я поняла, что этап пристраивания может затянуться. Набралась храбрости и разослала сразу в несколько издательств. Знакомств у меня никаких не было, поэтому я влилась в «самотёк», хотя даже еще не знала этого слова. Два гиганта, куда надо было посылать через специальную форму, ответили отказами, причем как-то на удивление быстро. Еще из нескольких средних и мелких издательств или не было никакого ответа, или отказы через два-три месяца. Зато пришло письмо из Центрполиграфа! Там заинтересовались и попросили все сопроводительные файлы: синопсис, подробное содержание, «карту персонажей» и др. Я на волне воодушевления всё быстро подготовила и стала с нетерпением ждать результата.
Когда я получила ответ, что рукопись подходит, то кроме радости почувствовала и огромный груз ответственности, что было очень неожиданно. В 2023 году мы подписали первый договор, сейчас их уже три.
Что я поняла? Рецепт от лишних волнений – пристраивая одну рукопись, надо писать следующую. Ну, и отпустить ситуацию, конечно!
– Быть писателем трудно?
– Я отношусь к этой деятельности как к огромному счастью и подарку судьбы. Постепенно сами собой выработались правила: писать регулярно, но понемногу, и останавливаться, когда еще есть, что сказать, и есть желание еще немножко продолжить. Тогда на следующий день точно не будет «страха белого листа», о котором я так много читала. А если чувствуешь, что сегодня «не идёт», то прекрасно помогает такая уловка: надо просто прочитать то, что написано за последние пару дней, и история сама продолжится.
Еще мне было трудно преодолеть какую-то неловкость и завести специальную тетрадь для заметок. Это мне казалось чем-то пафосным и слишком самоуверенным: я ведь не Чехов, чтобы вести записные книжки. В итоге мысли приходили в самый неподходящий момент, в том числе среди ночи или на прогулке, я их кое-как записывала на салфетках, каких-то клочках бумаги, в «Избранном» Телеграма. Всё терялось, путалось, заливалось чаем. Потом я рассердилась. Завела красивую тетрадь и специальные файлы с заметками под каждый проект. И стало гораздо проще.
Еще одна трудность именно в регулярности. Я стараюсь писать поздним вечером, примерно пять дней в неделю. Два дня – не выходные, а пропуски по каким-либо причинам. И порой бывает очень трудно абстрагироваться от проблем и суеты дня, особенно если он был нервным. Не хватает какой-то душевной тишины. Как я решила эту проблему? Да просто махнула на нее рукой. В душе сумятица, мозг пытается найти решение, гоняя по кругу одни и те же мысли? Ну и ладно, я все равно нырну в текст хоть на десять минут… А через десять минут ты уже весь в процессе, причем спокойный как удав. Бывает даже, что потом само приходит понимание, что сделать, с кем посоветоваться, и т. д.
– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?
– У меня за плечами филфак МГУ и километры прочитанных книг. Дочка в магистратуре по культурологии. Безусловно, это очень помогает. Специальных литературных курсов не оканчивала, к сожалению. На начальном этапе они придали бы уверенности, да и о пресловутом «нетворкинге» везде пишут.
Зато я весной и летом этого года занималась на курсах про сценарному мастерству. Очень хочется свои сюжеты подготовить и в виде сценариев – так, на всякий случай.
Всю вторую половину года я уделяла этому много времени. Результат можно посмотреть на специальном ресурсе StoriGo, мы там под тем же псевдонимом – Анна Морозова. Оказалось, что пересказывать свои сюжеты сценарным языком увлекательно безумно! Мозг воспринимает это как некую интеллектуальную игру и просто счастлив.
– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?
– Конечно, начинающему автору зарабатывать писательством на жизнь невозможно. Да и в большие гонорары опытных писателей верится с трудом. Думаю, что таких единицы, для большинства же доходы от писательства лишь приятный бонус.
Как достичь достойных гонораров? Ну, наверное, надо иметь огромную аудиторию в соцсетях, быть известным блогером и т. п. Тогда можно даже воспользоваться для печати ресурсами типа Руграма, Т8 и т. п., где печатают книжки за счет автора. Или же надо «попасть в обойму», чтобы именно на тебя сделало ставку большое издательство, именно в тебя вкладывало свой рекламный бюджет. Но для этого должны совпасть много факторов. Наверное, самые важные из них – интересный стиль, важная для общества тематика, трудолюбие, наличие связей, ну, и огромное везение, конечно. И всё это одновременно!
Верю ли я в большие гонорары для нас? Честно говоря, не очень. Но сотая доля процента такой вероятности всё равно есть. Всё бывает в жизни.
– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга?
– Наверное, мы с дочкой просто болтушки. Ну, что можно успеть рассказать про всех своих героев за 360 тысяч знаков с пробелами? Ведь они для нас живые, а не «персонажи». Вот так и появляются продолжения. Сейчас написаны четыре книги цикла «Надо жить», а в голове идеи для семи книг.
Вторая причина связана со спецификой жанров. Мне очень нравится писать «на грани» с мистикой, и в голове, помимо «Санитара», есть еще два сюжета. Они терпеливо ждут. И я уже знаю, как будет называться этот цикл – «Подземные реки».
Есть и еще одна причина: просто жаль расставаться с атмосферой, героями. И им тоже жалко расставаться, поэтому они будто толкают под бок и шепчут: «Ну ты же знаешь, что через год в моей жизни начнется настоящий треш, ты ведь про это напишешь, да? Ведь всё кончится хорошо?» Или: «Я так и буду жить в одиночестве? Но я не хочу! Это несправедливо!» Очень убедительно шепчут.
И дополнительная мысль вне вопросов:
Приглашаю всех в наш блог на Дзене, который я сделала только что. После доброжелательного, интеллигентного, но очень бодрящего пинка в этом направлении от писательницы Галины Врублевской! Дорогая Галина Владимировна, большое спасибо!!! Он, правда, не совсем писательский. Буду болтать обо всём!
_______________________
Спасибо обеим писательницам за искренность и обстоятельность! Было интересно прикоснуться к тем, кто не мыслит свою жизнь без писательства. Даже немного завидую вот этому умению абстрагироваться от быта через уход в письмо. Удачи вам и больших тиражей!
Если вы хотите стать героем рубрики, то напишите мне письмо на kirikatomsk@gmail.com