Найти в Дзене
Наследники Византии

Крымские путешественники. Шпионы Римского папы

Семнадцатый век. Кафа (нынешняя Феодосия) принадлежит туркам. Почти двести лет назад, захватив Кафу у генуэзцев, турки устроили здесь страшную резню. Тех, кто не погиб, переселили в Константинополь. Так откуда же в Кафе теперь взяться католикам? Но монахи – доминиканцы упорно держатся за Кафу. «Что касается латинян, то в настоящее время в Кафе нет таковых среди уроженцев города, там проживающих; здесь так долго не было латинского священника, что, если в Кафе раньше и оставались несколько католиков, то они, женившись на гречанках, сами перешли в греческий обряд; таких теперь немало, и они, не веря в долгую настойчивость латинян, не решаются снова возвратится к латинскому обряду из боязни быть презираемыми» Эмиддио Дортелли д'Асколи Отца Эмиддио Дортелли д'Асколи Рим назначил префектом Кафы и Татарии (то есть Крыма) в 1624 году. «Наша паства состоит из нескольких поляков-невольников или галерных рабов, когда таковые бывают при паше, а иногда из купцов, венецианцев или хиосцев, прие

Семнадцатый век. Кафа (нынешняя Феодосия) принадлежит туркам. Почти двести лет назад, захватив Кафу у генуэзцев, турки устроили здесь страшную резню. Тех, кто не погиб, переселили в Константинополь.

Так откуда же в Кафе теперь взяться католикам?

Но монахи – доминиканцы упорно держатся за Кафу.

«Что касается латинян, то в настоящее время в Кафе нет таковых среди уроженцев города, там проживающих; здесь так долго не было латинского священника, что, если в Кафе раньше и оставались несколько католиков, то они, женившись на гречанках, сами перешли в греческий обряд; таких теперь немало, и они, не веря в долгую настойчивость латинян, не решаются снова возвратится к латинскому обряду из боязни быть презираемыми»
Эмиддио Дортелли д'Асколи

Отца Эмиддио Дортелли д'Асколи Рим назначил префектом Кафы и Татарии (то есть Крыма) в 1624 году.

«Наша паства состоит из нескольких поляков-невольников или галерных рабов, когда таковые бывают при паше, а иногда из купцов, венецианцев или хиосцев, приезжающих для закупки белуги, либо икры»
- признается сам д'Асколи

От былого расцвета генуэзской Кафы ничего не осталось, храмы пришли в запустение и были разрушены, либо перестроены в мечети.

Коллаж мой
Коллаж мой

Но Рим всеми силами старается сохранить доминиканскую миссию в этом регионе. И д'Асколи не случайно занимает свою должность. Он прошел серьёзную подготовку для работы в Крыму. Изучил распространенные среди местного населения греческий, турецкий, татарский и армянский языки, был физически сильным и коммуникабельным человеком.

И вот уже отец – доминиканец настолько расположил к себе местную армянскую общину, что

«…армяне, движимые похвальным рвением, выкупили её (церковь Святого Петра (San Pietro d'Italiani) за восемьсот гроссов, а десять лет тому назад, когда мы приехали сюда, весьма ласково и предупредительно ввели нас во владение оной. Теперь каждый из нас, в свое время и без препятствия, совершает в ней богослужение».
д'Асколи «Описание Чёрного моря и Татарии»
мечеть в Генуэзской крепости.  Судак
мечеть в Генуэзской крепости. Судак

Правда, отцу д'Асколи не всегда приходилось иметь дело только с галерными рабами. Среди его прихожан были и женщины… не желавшие ходить в церковь.

«Мне немало стоило уговорить одну из них, после четырех лет стараний, прийти в церковь»
- пишет д'Асколи

Проживая среди мусульман женщины – христианки усвоили традицию не выходить из дома, в том числе и в церковь, считая это неприличным.

Отец д'Асколи в течение десяти лет не только исполняет обязанности пастыря, но и много путешествует. Как он сам пишет,

"имел неоднократно случаи совершать плавания по Черному морю,
Черное море
Черное море
чтобы, не довольствуясь лишь слухами и рассказами других путешественников, увидеть всё воочию и изучить различные местности Северного Причерноморья"

А в Рим регулярно идут отчеты.

Кроме того, отец д'Асколи собирает сведения по географии и истории Крыма, а также описывает обычаи и нравы народов, населяющих полуостров.

Д'Асколи покидает Крым в 1634 году, но Доминиканская миссия продолжает усердно работать. «Описание Чёрного моря и Татарии», а так же другие многочисленные отчеты сначала радуют римских пап, а потом историков, этнографов и краеведов.

В 1660-е годы, по подозрению в шпионаже, многие работники Доминиканской миссии в Кафе были арестованы турками, а сама организация запрещена.