Дизельные двигатели в отечественном автопроме пошли в массы только на тяжелых грузовиках и только в последней трети XX века. На легких коммерческих машинах – в начале века нынешнего. Сегодня внедорожники на тяжелом топливе не редкость. В обозримом будущем и модельный ряд УАЗ ждут подобные изменения. Что, впрочем, логично: у завода из Ульяновска имеется довольно большой опыт разработок автомобилей с моторами такого типа.
Дизельный УльЗИС-НАТИ
История советского дизеля в классе малотоннажных грузовиков могла начаться сразу после Великой отечественной войны. В марте 1943 года закипела работа над перспективным УльЗИС-НАТИ. По техзаданию модель должна была иметь полную массу 3,5 тонны, задний привод, капотную компоновку и, да-да, дизельный двигатель: двухтактный, трехцилиндровый, рабочим объемом 3,5 л, со степенью сжатия 16. Главным достоинством нового мотора была экономичность: он расходовал на треть меньше тяжелого топлива в сравнении с бензиновым аналогом на ЗИС-150 (25 литров на сотню километров против 35, что было весьма неплохо по тем временам).
УльЗИС-НАТИ
Автомобиль разработали в рекордные сроки не только с учетом шедшей войны, но и отсутствия аналогов в СССР. В 1944-м прототипы вышли на испытания. Хотя машина объективно получилась удачной, до конвейера, увы, она всё же не добралась. Как это нередко бывало, где-то «наверху» изменились планы, и о проекте подзабыли. А ведь кто знает, дойди УльЗИС-НАТИ до серийного воплощения, как бы сложилось развитие советского автопрома?
Дизельный УАЗ от Марторелли
Спустя два десятка лет неожиданную волну интереса к дизелям подняли предприимчивые итальянцы, семья Марторелли. В 1970-х годах братья сделали советский УАЗ-469 популярным в своей стране, наладив поставки ульяновских автомобилей на Аппенинский полуостров. За все время партнерских отношений с УАЗ, коммерсанты реализовали около 7000 автомобилей. Катализатором стало участие в соревнованиях, которые повлияли на развитие внедорожника. Итальянские УАЗы отличались от оригинальной версии более броским дизайном с яркой окраской, наличием жесткой крыши, «кенгурятника» и кованых дисков на широких шинах. Но ключевым пунктом доработки была как раз замена двигателя.
Филиппо Марторелли возле гоночного УАЗ-469
Наряду с бензиновыми версиями в продажу поступили две дизельные. UAZ Marathon (да, итальянцы меняли даже название модели) оснащали мотором Peugeot XD2 объемом 2,5 л и мощностью 76 л.с. UAZ Dakar получил двигатель VM 2.4, выдававший аж 100 сил. Что интересно, выпускала Dakar компания одного из братьев Марторелли – Витторио. Но еще более удивительным может показаться тот факт, что дизели под капот УАЗов интегрировали… в Ульяновске. Так что экспортные модификации с полным правом можно назвать заводской продукцией, ведь заменить силовой агрегат куда сложнее, чем сиденья или крышу.
УАЗ от братьев Марторелли
С 1973 по 1999 год фирма Марторелли реализовала в Италии около 7000 УАЗов. Очень серьезный результат для советского внедорожника, который для массового покупателя вообще-то не задумывался.
Следующая веха в дизельной истории наступила уже на рубеже 90-х и 00-х годов. В начале 2000-х можно было купить внедорожники УАЗ, которые комплектовались отечественным двигателем на тяжелом топливе — ЗМЗ-514.
УАЗ Хантер с дизельным двигателем
Мотор считался специфичным, что не лучшим образом сказалось на интересе потенциальных покупателей к экзотическому для России типу ДВС. Но потраченных на разработку сил, времени и средств было, естественно, жалко, поэтому проект не закрыли, а постарались исправить модернизациями. И небезуспешно!
Двигатель ЗМЗ-514 на УАЗ Патриот
В 2012-м ЗМЗ-514 обрел современную систему питания Common Rail, импортные ТНВД и форсунки. На этом этапе к работе привлекли концерн Bosch, и двигатель вышел на новый уровень надежности и характеристик. Однако дальнейшую модернизацию сочли нерентабельной. Причина проста – мизерные продажи. Например, из всех покупателей Патриотов дизель выбирали не более 1%, поэтому агрегат тихо исчез из уазовской линейки в 2016 году.
Дизельный УАЗ Пикап
Параллельно с 514-м УАЗы примеряли и другие моторы на тяжелом топливе. Хантер выпускали с польским дизелем Andoria, Патриот – с агрегатом Iveco. Последний, с индексом F1A, перекочевал на УАЗ с Fiat Ducato. Средний по мощности (116 л.с.), зато с солидным крутящим моментом (270 Нм) и надежный. К сожалению, на пути массовой популярности F1A встала не только весомая доплата, но и «развод» владельца УАЗа, компании Соллерс, с итальянским концерном Fiat. Финал сотрудничества положил конец и поставкам моторов.
Дизельный УАЗ Патриот
Как бы то ни было, и охотники с рыболовами, и частные предприниматели успели распробовать моторы на тяжелом топливе, поэтому сейчас УАЗ снова примеряет дизель.На сей раз в помощь ульяновцам – разработка китайских коллег, турбодизель объемом 2,0 л мощностью 136 л.с. агрегатированный с новой 6-ступенчатой механической коробкой. Компания «Соллерс» анонсировала старт производства грузового семейства «Профи» с дизельным двигателем уже в наступающем году, чуть позже в компанию вольются дизельный Патриот и Пикап. Так что у нас есть все шансы стать свидетелями удачной с рыночной точки зрения «дизелизации» ульяновской техники.
УАЗ Профи