Расскажу, что такое окно возможностей и почему важно развивать речь ребенка до трех лет. А также дам пошаговый план, который поможет вашему малышу заговорить.
Я логопед, педагог высшей квалификационной категории, специалист по запуску речи у неговорящих детей Алёна Васильева.
Окно возможностей для речи - что это?
Это время до трех лет, когда у детей появляется активная речь. После этого возраста окно возможностей начинает плавно закрываться, и если ребенок не говорит к трем годам, то его обучение речи в будущем может быть затруднено. К четырем годам научить говорить становится значительно сложнее, а к пяти - практически невозможно. Исследования показали, что дети Маугли, не смогли полноценно освоить речь, как бы их не учили. Потому что до четырех лет они не слышали человеческой речи. И окно возможностей закрылось. Поэтому важно обратить внимание на речь малыша до достижения им трехлетнего возраста.
Что делать, если ребенок не говорит в 3 года!
- Проверить слух. Часто оказывается, что дети не слышат некоторые звуки или воспринимают речь искаженно. Сурдолог может провести необходимые тесты, чтобы определить, как звуковые волны доходят до мозга ребенка. Так как если слух нарушен, обучение речи может быть неэффективным. Важно помнить! Сначала идет понимание речи, затем ее воспроизведение. Понимание должно развиваться до года, и если этого не происходит, необходимо обратиться к специалисту.
К году ребенок должен понимать простые слова, которые вы часто используете в речи. Например, "где твой большой мишка?", "пойдем гулять", “обними папу”. Если малыш не реагирует, то это может быть признаком непонимания речи.
Уже в эту субботу, 7 декабря, пройдет “Открытый урок”, на котором я дам пошаговую инструкцию, как научить ребенка говорить дома вместе с мамой через интересные и простые игры. Если ваш малыш еще не говорит, не откладывайте развитие речи на завтра, переходите прямо сейчас по ссылке https://alena-vasileva.ru/urok-1 и регистрируйтесь.
- Понимать, что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте. Если малыш слышит и понимает речь окружающих, но не говорит, важно знать, что он должен уметь в три года.
- Знать свое имя, имена родителей, уметь отвечать на вопрос “Сколько тебе лет?”;
- понимать девочка он или мальчик;
- в норме трехлетний ребенок говорит около тысячи слов, половина из которых понятна окружающим. Если малыш не составляет предложений и говорит менее ста слов - это может быть признаком задержки речевого развития. Важно помочь ребенку начать говорить;
- ребенок в три года может заменять звуки и неправильно произносить слова - это норма. Например, он может сказать "кваква" вместо "трактор". Однако если трехлетка не составляет предложения и говорит очень мало, это требует внимания. Если ребенок не говорит, это не значит, что он не может научиться. Существуют эффективные методы, которые могут помочь;
- важно, чтобы ребенок учился совместным играм, позволял близким взрослым участвовать в них. Активно взаимодействуйте с малышом - это поможет развить социальные навыки и коммуникацию.
Игра в мяч. Изобразите ворота и посадите перед ними мягкую игрушку. Покажите малышу, как можно забить “Гол”. Пинайте мяч по очереди - соблюдение очередности важный этап развития ребенка.
Игра в догонялки. Объясните малышу правила игры: собачка будет убегать, а ты догони и поймай ее за хвост. “Раз, два, три - лови” говорит родитель и убегает, зажав между ног большую, мягкую собаку (любую другую игрушку). Ребенок догоняет и ловит игрушку за хвост. “Молодец, теперь собачка тебя догоняет. Раз, два, три - беги!” - таким образом мы учим ребенка играть по правилам, которые установили. Учим соблюдать очередность.
Игра в прятки. Мама прячется под прозрачной тканью, тюлью и зовет “где мама? Ищи. Мама. Мама”. Когда ребенок находит, обнимает его и говорит “вот мама, молодец. Теперь ты прячься, а я буду искать”. Скорее всего, ребенок спрячется точно также, как вы. Его фантазия еще не развита, чтобы придумывать разные варианты. Мама ищет ребенка, проговаривая при этом “где же … (имя)? Под столом нет, под диваном нет. Вот же (имя), вот ты где!”. Здесь учим терпению и сосредотачиваем слух на словах мамы.
- к трем годам ребенок должен уметь самостоятельно есть ложкой. Если малыш не умеет этого делать, то следует научить его этому навыку. Первое время, малыш будет кушать не аккуратно. Будьте терпеливыми и дайте возможность ребенку развиваться;
- к этому возрасту ребенок умеет жевать твердую пищу. Не бойтесь постепенно вводить ее в рацион. Пережевывание твердой пищи способствует развитию челюстей, что важно для развития речи. Предлагайте разнообразные текстуры пищи, начиная с мягкой и постепенно переходя к более твердой;
- в норме к трехлетнему возрасту ребенок самостоятельно ходит в туалет. Не используйте подгузник в этом возрасте. Дайте малышу возможность чувствовать свое тело и таким образом формировать навык. Это важный этап в развитии ребенка.
- Записывайте то, что ребенок умеет делать. Ведите записи о том, как малыш играет, сколько слов говорит. Это поможет отслеживать прогресс и выявлять области, требующие внимания. Если ребенок говорит всего несколько слов, запишите, какие именно слова он использует. Важно! Слова, которые ребенок произносит только один раз, не следует учитывать.
После записи умений вашего малыша, следует подобрать подходящую программу для развития речи. Важно! Программа должна соответствовать потребностям ребенка. Начав занятия, регулярно проверяйте прогресс вашего малыша. Это поможет определить, какие методы работают лучше всего.
- Регулярно занимайтесь. Это необходимо делать каждый день по 10-15 минут. Будьте терпеливы и последовательны, помогайте малышу развивать необходимые навыки и улучшать речь.
- Используйте речевые игры. Такие игры должны быть интегрированы в повседневную жизнь ребенка. Это поможет развивать словарный запас и улучшать понимание речи. Важно использовать игры в различных ситуациях, чтобы малыш мог учиться в моменте. Это поможет сделать обучение более увлекательным и эффективным.
Если вашему ребенку уже три года, но он не говорит, необходимо срочно начать заниматься! Не бойтесь обращаться за помощью и использовать доступные ресурсы. Важно использовать оставшееся время, чтобы помочь малышу. Не откладывайте занятия на потом. Помните, что раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию.