Беда пришла, друзья и коллеги, откуда не ждали. Вице-премьер Д.Чернышенко заявил на днях, что к 2036 году, ну максимум к 2040-му, платные услуги по подготовке к ЕГЭ будут заменены бесплатными. Очень уж сильная нагрузка по содержанию репетиторов наваливается на родителей, и необходимо, чтобы выпускники получали качественную подготовку бесплатно в школе, а не платили свои кровные непонятно кому. «Мы планируем предложить бесплатные услуги, чтобы улучшить качество образования учащихся и обеспечить успешную сдачу ЕГЭ без необходимости привлечения платных специалистов», - сказал как отрезал вице-премьер.
Замах, я вам скажу, сделан даже не на рубль, а на полновесный золотой червонец. На сколько же будет удар - делайте ваши ставки, господа.
Огласите весь список, пожалуйста
Мы живем в прекрасную (нет) эпоху отсутствия внятных целей, задач и содержания образования. Да, есть тонны документов, есть миллионы школьников, тысячи школ и более миллиона учителей - и вся эта конструкция распадается на элементы, потому что никакого толком связующего её смысла почти не осталось.
Целеполагание советской школы, дававшей школьнику академическое образование, утрачено чуть больше, чем полностью. И так как система прошлого века себя изжила, она неизбежно раздирается изнутри разнонаправленными движениями всех участников процесса.
Ученики в массе ценности учения не осознают, учиться не хотят, книг не читают, уровень общих знаний из года в год демонстрируют все более удручающий. Ровно при этом они дико перегружены в школе раздутой до абсурда программой всяких бессмысленных и беспощадных грамотностей и к концу школы практически все хотят учиться в вузе, при том что не все понимают зачем.
Учителя тащат непосильную ношу по удержанию конструкции под названием "школа", чтобы она не рухнула нам всем на головы. При этом учителя-предметники часто, особенно в старшей школе, не видят смысла в проведении содержательных уроков, потому что дети совершенно искренне изумляются, зачем им химия, или география, или литература - подставьте нужное. Даже у русистов на вверенном мне пусть даже небольшом участке фронта я вижу повальное учительское выгорание, постоянные болезни, срывы уроков, а уж про выполнение должностных инструкций 40-летней давности и не заикайтесь. Поурочное планирование, конспекты уроков, наставничество, проверка тетрадей в соответствии с СанПиН и т.п. - все эти реалии советской системы, которые были необходимым условием функционирования самой системы, сегодня воспринимаются учительским корпусом как надругательство даже не над человечностью, а над здравым смыслом.
Родители так же, как и остальные участники процесса, весело идут кто в лес, кто по дрова. Школа под окном, частная школа, школа на другом конце города, спецшкола - плюс, само собой, репетиторы по основным и важным профильным предметам. Мамы и даже иногда папы отчаянно мечутся, как мухи в банке, отдают деньги сотнями тысяч, изо всех сил пытаются добиться, чтобы ребенку было комфортно, и он был здоров, и хотел учиться, и учился на положительные отметки - и получается из года в год всё хуже и хуже. Например, я, репетитор (!), вынуждена не закрывать пробелы, не помогать с домашним заданием, а со всеми своими учениками 7-9 классов заниматься прохождением программы, потому что программа банально не освоена. А уж ученики из онлайн-школ вообще демонстрируют просто лютый, беспросветный, тотальный ноль знаний, от которого просто руки опускаются.
И вот приходит спасение, откуда не ждали.
Чем сердце успокоится
Над хаосом, который мы по привычке зовем системой образования, парит государство. Оно штампует правильные документы, треск от которых уже достиг границ Солнечной системы, и повторяет магические заклинания типа "гармонически развитая личность" или "формирование общих компетенций". Устраивает праздники, конкурсы, перерезает ленточку перед новыми зданиями, объявляет месячники и года чего-то там учительско-образовательного. Как это влияет на содержательную работу самой системы? Никак вообще. При этом оно наплодило онлайн-школы с госаккредитацией, позакрывало педучилища, урезало часы в вузах по профильным предметам на педфакультетах. Вопрос со звездочкой: как это влияет на содержательную работу самой системы? Матерный лай в данном бложике запрещён, так что промолчим. Теперь же оно, государство, решило, что качество образования можно повысить, простите за грубое слово, стратегией. То есть разрабатывается стратегия образования, которая предполагает замену репетиторства бесплатными услугами. Я не понимаю - это стратегия будет готовить учащихся к ЕГЭ бесплатно? Сейчас стратегии нет, именно поэтому родители вынуждены платить? Как стратегия сама по себе повысит качество образования, кто-нибудь, помогите понять. А люди, способные дать качественное (не важно уже, платное или бесплатное) образование, к этой стратегии прилагаются или это лишняя опция?
Или кто-то не понимает, о чём говорит, или я брунейская принцесса.
Если всерьёз заняться вопросом реформы системы образования (чего там стратегировать, скоро всё вразнос вообще пойдет), не факт, что не получится совсем ничего полезного, я с оптимизмом смотрю в будущее, лол. Уже работают 14 профильных групп, ну что-то же они должны полезное для родины наработать. И если через 15 лет мы увидим:
- ясное и четкое понимание государством целей и задач образования в реалиях наступающей второй половины XXI века;
- изменение программ, учебников, форм организации обучения и форм контроля в соответствии с новыми целями;
- изменение статуса учителя в государственном масштабе;
- изменение статуса образованного человека;
- полную переработку системы подготовки педкадров;
- полную переработку программ педвузов и училищ -
я с чистой совестью уйду на пенсию, как раз в 2040-м будет в самый раз. В конце концов, придет же молодая смена, будет готовить учеников к ЕГЭ (который, судя по намечающейся стратегии, нас всех переживёт) качественно и бесплатно. Хорошо-то как будет, славно-то как! А я буду сидеть на берегу Тихой бухты, смотреть на опускающееся в ледяные воды океана золотое солнце и есть персики.
...Но это не точно.