За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, но величие мужчины замечают всегда, а величие женщины – нет.
Взять, например, Томаса Мора и его жену Элис Мидлтон.
Томас Мор и Элис Мидлтон
Томас Мор – личность известная. Писатель, философ, государственный деятель.
При жизни выдающие способности Томаса Мора были замечены королём Англии Генрихом VIII, а спустя четыре века после смерти Томас Мор был причислен к лику святых. Не просто так, естественно, а за верность католицизму.
Об Элис Мидлтон известно немного. Томас Мор женился на Элис в 1511 году, чтобы у его детей была мать. Детей от первого брака у Томаса Мора было четверо: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.
Брак Томаса Мора и его первой жены Джейн Кольт длился около шести лет, и это значит, что дети Тома Мора были совсем малышами. Если прибавить сюда тот факт, что через месяц после смерти Джейн Томас Мор женился во второй раз, можно предположить, что управляться с четырьмя ребятишками Томасу Мору было непросто. Впрочем, возле причины второго брака Томаса Мора вокруг и около никто не ходит, и свой рассказ об Элис Мидлтон я начала с того, что написано о ней в официальных источниках. Томас Мор женился на Элис Мидлтон для того, чтобы у его детей была мать.
Упоминается и то, что Элис Мидлтон сама была вдовой и имела дочь от первого брака, которую тоже звали Элис. Но что такое дочь новой жены от её старого брака и что такое четверо малолетних детей нового мужа от его старой жены? Именно новой жене предстояло возложить на свои хрупкие плечи бремя по воспитанию и уходу за детьми, которые достались ей в комплекте с мужем.
Говорят, что Томас Мор относился к дочери Элис Мидлтон как к своей. Охотно верю, что так и было. Не очень сложно относиться к чужому ребёнку как к своему, когда ответственность за его воспитание лежит на его родном родителе. Сложнее, когда происходит наоборот, но я не встречала нигде записей о том, что Элис Мидлтон ставится в заслугу то, что она вырастила четырёх детей Томаса Мора. Именно она была с ними,
- когда Томас Мор в составе посольства был отправлен во Фландрию, где вёл переговоры о торговле английской шерстью,
- когда Томас Мор помогал усмирить бунт в Лондоне,
- когда Томас Мор сопровождал короля Англии во время его встречи с королём Франции неподалёку от города Кале.
За заслуги перед Королём и Англией в 1521 году к имени Томаса Мора была добавлена приставка сэр, а сам Томас Мор был посвящён в рыцари. Наградой Элис была возможность радоваться успехам мужа.
Немилость короля Англии Генриха VIII
В 1532 году Томас Мор ушёл в отставку, в 1534 году – был заключен в Тауэр, а в 1535 году – казнён.
Причина немилости короля Англии Генриха VIII – отказ Томаса Мора произнести присягу, которую должны были принести все представители английского рыцарства.
Суть присяги заключалась в том, что король Англии Генрих VIII признавался Верховным Главой Английской церкви, а дети Генриха VIII и его супруги Анны Болейн, признавались законными.
Зачем это было нужно Генриху VIII?
Ради большой любви к Анне Болейн, которой мешала одна маленькая деталь. Генрих VIII был женат на другой женщине, а расторгнуть брак, освящённый в церкви, мог только папа Римский.
Бракоразводный процесс тянулся с 1527 года, и Акт о супрематии, согласно которому Генрих VIII провозглашался верховным главой английской церкви, принятый в 1534 году, был последним шансом короля. Представьте себе, в каком отчаянии пребывал Генрих VIII и как сильно он желал жениться на Анне, если решился на окончательный разрыв с Римом.
Томас Мор был человеком принципиальным и глубоко религиозным. Не укладывался в его мировоззрение тот факт, что новая любовь даёт человеку право признать брак со старой женой недействительной. Даже если человек с большим и любящим сердцем – король Англии.
Генриху VIII не хотелось казнить Томаса Мора. Если бы он хотел его казнить, сделал бы это сразу. В сериале «Тюдоры» мы видим, как Томасу Мору несколько раз предлагается принять присягу и тем самым сохранить себе жизнь, но Томас Мор непреклонен. Верность католической церкви для него важнее собственной жизни. Именно поэтому Томас Мор и причислен к лику святых. Только есть один нюанс. Принимая судьбоносные решения, человек распоряжается не только собственной жизнью, но и жизнью своих близких. Жены, детей, например.
В сериале «Тюдоры» мы также видим, как жена Томаса Мора срывается на мужа, который категорически отказывается сказать вслух то, что очень хочет услышать король.
Она обвиняет мужа в том, что тот думает лишь о себе, потому что того, кто пойдёт поперёк короля в его любовных делах, казнят, а его имущество – конфискуют. Иными словами, верность Католической церкви Томаса Мора оборачивалась для его семьи не только потерей мужа и отца, но ещё и нищетой.
После казни Томаса Мора
Есть информация, что на момент замужества Элис Мидлтон была богатой вдовой. Это значит, что Элис осталось наследство от покойного супруга.
Как вы уже догадались, богатой вдовой после смерти Томаса Мора Элис не была. Имущество конфисковали, не разбираясь, какая его часть составляла «добрачное богатство» Элис. Не уверена, что в те времена кому-то пришла бы в голову мысль возиться с подобной мелочью тем более, когда браку исполнилось более 20 лет.
Об Элис Мидлтон пишут, что после казни мужа она была бедна и жила примерно на 20 фунтов в год. Для того, чтобы осознать истинную ценность этих денег в те далёкие времена, опишу сцену из сериала «Тюдоры».
Перед неминуемой смертью Генрих VIII передал Анне Болейн кошелёк, в котором лежало 20 фунтов. 5 из них она должна раздать в качестве милостыни, а 15 – заплатить палачу перед тем, как он сделает свою работу.
Как вам контраст? 20 фунтов на жизнь в год, а точнее на выживание, и 15 фунтов за работу.
Говорят, что палач Анны Болейн был дорогим удовольствием, но сложно вообразить, чтобы человек мог безбедно прожить целый год за его гонорар.
Спустя четыреста лет Томаса Мора признали мучеником и причислили к лику святых. Что касается Элис Мидлтон, то её имя всегда рядом с именем Томаса Мора, но мученицей её не признают и «спасибо» за верность Католической церкви ей не говорят. Не только ведь Томас Мор был верен Католической церкви, и за эту верность поплатился жизнью.
Элис Мидлтон тоже пострадала за верность Католической церкви и в отличие от Томаса Мора, который принимал решение о своей судьбе самостоятельно, Элис Мидлтон никто не спрашивал.