Найти в Дзене
ЭКСКУРС TV

А СТОИТ ЛИ ЕХАТЬ В КРЫМ? ВПЕЧАТЛЕНИЯ 2024

Путь из центра европейской части России занимает минимум сутки. Из адекватного общественного транспорта на полуостров - только поезд. Простите, но назвать адекватным способ добираться более суток на автобусе я назвать не могу. А ещё я не готов сидеть пассажиром и \ или за рулём в автомобиле столько же времени. В поезде, хотя бы, есть возможность выполнять хоть какую-то работу, хотя интернет, конечно, бывает далеко не везде. Но бывает. Итак, мы выезжали из Петербурга. Нас с полуостровом связывает прямой скорый поезд Санкт-Петербург - Севастополь, а летом ещ и прямой поезд до Евпатории, но есть нюанс. Говорят, люди боятся ехать в Крым? Как бы ни так! Достать годные билеты практически невозможно. Прямо-таки вспомнились советские времена, когда кассы в день начала продаж нужно было брать штурмом, выстаивая гигантские очереди. Этим летом плацкарт на прямой поезд до Симферополя обходился примерно в 7000, а купе в 14000. Чтобы вы понимали, в сумме это выходило 42000 на дорогу на троих в плац
Оглавление

Путь из центра европейской части России занимает минимум сутки. Из адекватного общественного транспорта на полуостров - только поезд. Простите, но назвать адекватным способ добираться более суток на автобусе я назвать не могу. А ещё я не готов сидеть пассажиром и \ или за рулём в автомобиле столько же времени. В поезде, хотя бы, есть возможность выполнять хоть какую-то работу, хотя интернет, конечно, бывает далеко не везде. Но бывает.

Поезд строгого режима

Итак, мы выезжали из Петербурга. Нас с полуостровом связывает прямой скорый поезд Санкт-Петербург - Севастополь, а летом ещ и прямой поезд до Евпатории, но есть нюанс. Говорят, люди боятся ехать в Крым? Как бы ни так! Достать годные билеты практически невозможно. Прямо-таки вспомнились советские времена, когда кассы в день начала продаж нужно было брать штурмом, выстаивая гигантские очереди. Этим летом плацкарт на прямой поезд до Симферополя обходился примерно в 7000, а купе в 14000. Чтобы вы понимали, в сумме это выходило 42000 на дорогу на троих в плацкарте в обе стороны и 84000 в купейном вагоне. И ладно бы цены - нижние места улетали со скоростью чебуреков на набережной! Самолёты на полуостров не летают, и в ценообразовании и сервисе это очень хорошо ощущается.

Кстати, о ценах и сервисе вообще. Перевозчик на полуостров один единственный - Гранд Сервис Экспресс. И вот этот самый сервис у него отнюдь не гранд. В результате безуспешных попыток взять билет на прямой поезд, было принято решение ехать на Ласточке до Москвы и уже оттуда на поезде до Симферополя, а там только на такси до Ялты - поезд приходил около полуночи, оставалось либо такси через приложение, либо бомбилы на вокзале. Но последнее - не наш метод. О способах путешествовать по полуострову мы ещё поговорим чуть позже.

Сервис. Как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. Случилась у нас совершенно досадная ошибка во время оформления личного кабинета на сайте перевозчика - забыли мы одному пассажиру переставить буковку в графе "пол" с М на Ж. То есть пассажир у нас Ж, а стояло М. Как вы думаете, посадили его в поезд без проблем? Конечно же нет. А я напомню, была у нас пересадка по Москве. А поскольку пассажир этот довольно давно ездит поездами РЖД, то там всё введено правильно, никаких ошибок, а вот с ГСЭ... И да, я знаю все инструкции: если у пассажира допущена одна ошибка (неверная буква или цифра) в имени, или фамилии, или отчестве, или дате рождения, или серии и номере паспорта, то он к посадке допускается. А вот если ошибка в графе "пол" - нет.

Поезд подают за полчаса до посадки. Билеты электронные - проверил дату и время отправления, номер вагона и места и пошёл садиться, пол проверяешь в последнюю очередь. Поезд подали под посадку, дверь закрыта. Через 10 минут оттуда лениво появляется проводница и громогласно заявляет, называя ФИО, что сажать этого пассажира не будет - ошибка в данных. Далее уже мы вытягиваем клещами информацию. Какая ошибка? Пол. Что делать? Идите в кассу. Там что? Переоформлять билет. Начальник поезда поможет? Нет. А где кассы? Там. Где там? На вокзале. Надо напоминать, что среднестатистический петербургский пенсионер далеко не каждый день бывает на Казанском вокзале Москвы? А проводница вообще потеряла интерес к ситуации. Придёте с правильными билетами - посажу. Не придёте - ваши проблемы, ваше место свободным не останется. Монополия, что тут ещё скажешь. Причём 100%, конкурентов на маршруте в Крым вообще нет.

Инструкция, кстати, общая для всех пассажирских перевозчиков в поездах дальнего следования, тот ещё редкостный бред: я понимаю, когда ошибка в поле пассажира принципиальна. Например, если речь идёт о посадке пассажира в мужское или женское купе. Тут понятно, что даже при полном совпадении всех данных система туда пассажира с противоположным признаком в билете не посадит. Но в плацкарт? Для исправления такой оплошности при посадке в плацкартный вагон вполне достаточно отметки начальника поезда, что пассажир не он, а она, всё остальное верно, пусть себе едет. Но нет.

Благо обошлось, поменять успели. Ложечки, как говорится, нашлись, а осадочек остался: ну неужели сразу нельзя было ровно и чётко в стрессовой ситуации объяснить, куда идти и что нужно делать? Почему пассажир, который, как и любой человек, имеет право на ошибку, тем более такую досадную, должен информацию из тебя тянуть? На обратном пути из Крыма было не менее весело, отжигал уже вагон-ресторан. Поезд, если что, едет из Крыма - это важно. В меню - много местных напитков, от пива до вин. Спрашиваем - есть? На нас смотрят как на идиотов и отвечают: "Конечно, нет!". Действительно, а зачем поить пассажиров аутентичными напитками полуострова? Тем более когда больше половины контингента ресторана просто жрут водку? Ок, нет пива, а чаи крымские есть? Чаи есть - чайников нет, надо подождать, все чайники заняты. Что?! Вы что, не в состоянии просчитать посадку и количество посуды? У вас первый раз на маршруте обратно полная посадка? Стоит ли говорить, что при каждом ответе официантка закатывала глаза, дескать, что за идиоты тут перед ней сидят, первый раз в вагоне-ресторане, что-ли?

Крымский мост. Снято за долго до вот этого вот всего, в 2019 году
Крымский мост. Снято за долго до вот этого вот всего, в 2019 году

А знаете, что самое интересное? Когда эта тема была поднята в телеграм-чате перевозчика, на меня накинулись... нет, не представители перевозчика. Пассажиры. Видимо из числа тех, которым нравится знаменитый мультик "и так сойдёт". Нет, не сойдёт. Покупая недорогой (весьма условно недорогой, кстати) билет на поезд я покупаю условия поездки, а не хамство проводников и остального персонала. Апофеозом идиотизма стал проезд по Крымскому мосту. Запрет на съёмку а ещё хоть как-то могу понять, хотя более, чем уверен, что те, кому надо знать, где там расставлены оборонительные расчёты и объекты, прекрасно это знают. Но вот закрытые туалеты от Тамани до Керчи - это уже, извините, бред. А ещё запрет передвигаться по вагонам и между ними. То есть вы сначала чуть не с щупами вовнутрь проверяете всех на входах на вокзал, у вас там чуть ли не стерильная зона аэропортов, а потом вдруг запрет для пассажиров ходить по поездам? И эти вечные вопросы проводников в каждом вагоне, а куда вы идёте? В общем, браво ГСЭ - вам удалось превратить дорогу в отпуск в поезд строго режима.

Выводы: сайт и приложение ГСЭ менее дружелюбен по интерфейсу к пользователю, чем сайт и приложение РЖД. Внимательно проверяйте все вводимые данные и буквально досконально изучайте все галочки на страничке или в окне приложения. Билеты, если есть возможность, лучше брать в день открытия продаж (информация обычно есть в телеграм-канале ГСЭ). Также, если не достались хорошие места, лучше брать любые, так вы гарантированно уедете, и продолжать мониторить места ближе к дате отъезда - есть шанс поймать сданные билеты (по статистике самого перевозчика сдаются 10%). Ещё практический совет, если вас не пугают пересадки - берите билеты с ними, так проще кроить маршрут и купить хорошие места. Например, обратно третьего путешественника мы в Питер из Симферополя отправили с пересадкой через Рязань - оба раза в купе по сходной цене на нижних полках в сентябре.

Транспорт на полуострове

Такси

Местные, в смысле те, кто живёт и работает на полуострове вне сфер, касающихся туристов, говорят, что транспортное сообщение между городами после 2014 года подпортилось. Я активно езжу на полуостров уже десятилетиями, начиная с середины 90-х, видел Крым и украинским, и российским. Возможно, моё суждение будет оценочным, но на мой взгляд, кардинально ничего не поменялось. Крым для меня, жителя тогда ещё Поволжья, оставался едва ли не идеалом в плане междугороднего сообщения как центра полуострова с самыми отдалёнными поселениями, так и в принципе райцентров и посёлков между собой. Были и нюансы в виде автобусов местных производителей на маршрутах типа "Богдан", "Эталон" и "I-Van". В то же в украинское время было много подержанной (и, справедливости ради, и новой тоже) техники из Европы. Европейская техника была комфортнее, местная проще, но главным было то, что в течении всего дня ты мог свободно уехать из любой глухомани как минимум в Симферополь и оттуда в любую другую глухомань.

Единственным отрицательным моментом было то, что невозможно было купить билеты онлайн. Во-первых, ресурсы были на украинском (хотя и с опцией на русском языке), а во-вторых, сервисы онлайн-продажи только развивались, и в основном ты не покупал билет, а только узнавал расписание. И тут, думаю, справедливым было бы сослагательное наклонение, которого история, как известно, не терпит: если бы Крым остался в составе Украины, то покупка билетов онлайн сегодня балы бы таким же обычным делов в украинском Крыму, каким она является в российском. Вообще, говоря о тех сервисах, которые сейчас есть на полуострове и которые там появились после установления российской власти, и которые выдаются за несомненное благо, принесённое Россией, надо помнить, что в смысле финтеха и онлайн-сервисов Россия и Украина мало чем отличались друг от друга, и всё это было вопросом времени, а не власти.

Однако на дворе по прибытии стояла почти полночь - поезд, которым мы ехали, прибыл на вокзал в 23:30. И пока мы переместились к привокзальной площади, уж полночь скоро, автобус уж нет. Если в первые годы после "возвращения в родную гавань" с этим действительно было сложно, и бомбилы вновь расцвели пышным цветом, то теперь проще. Во-первых, есть сервисы, которые спокойно работают на полуострове: это как минимум "Максим", "Волна", "Пикап" и, наверное, есть что-то ещё, но нам хватало этих трёх. У Максима, правда, есть нюанс - стартовую цену лучше сразу умножать раза в полтора, тогда машина приедет точно. Особенно в сезон. Начиная с октября коэффициент можно делать примерно в 20-30% от стартовой цены, и сразу указывать оба тарифа - и эконом, и комфорт, тогда гарантированно в течении 15-20 минут вы уедете в нужном направлении. Мы же с вокзала воспользовались услугами Волны.

Как быть, если у вас нет интернета? Я эту проблему решил уже давно, приобретя сим-карту местного оператора, Волны, и уже на материке при выезде подключаю любой тариф из предлагаемых в момент выезда. У МТС, точно знаем, есть опция что-то вроде "В Крыму как дома", которая убирает роуминг на полуострове, хотя и с некоторыми ограничениями. Если приехал совсем поздно, и с бомбилами никак ехать не хочется, и мобильного интернета нет ну вот никакого, то можно попробовать зайти в любое приличное заведение у вокзала, подключиться к вайфаю и уже оттуда вызвать такси. Либо заранее, на материке, выяснить номера телефонов служб такси на полуострове, и позвонить им уже с вокзала. Да, с вас возьмут за звонок в роуминге, но уж лучше один раз потратить деньги и поехать за адекватный ценник, а на следующий день или в этот же день по прибытию на место решить вопрос со связью.

Железная дорога

Вернёмся, однако, к сообщению между городами. Самое удобное - железнодорожное. В самые крупные города Крыма проложена железная дорога, на пригородных поездах можно путешествовать между Севастополем, Симферополем, Евпаторией, Джанкоем, Феодосией и Керчью. Довольно просто попасть в Щёлкино - со станции Семь Колодезей в пгт Ленино туда ходят автобусы, время в пути не более получаса. Актуальное расписание можно смотреть либо на сайте перевозчика - Южной Пригородной Пассажирской Компании (ЮППК), либо в их же приложении, либо на сервисе Яндекс Электрички. Билеты онлайн можно купить в приложении ЮППК, на станциях стоят терминалы, везде можно рассчитаться картами. Зайцем лучше не ездить - сервис у ЮППК не лучше ГСЭ, иногда попадаются милейшие контролёры, иногда церберы. И да, снимать ни внутри электричек, ни сами электрички нельзя. Б - безопасность (на самом деле безумие). Потому как за прошедшие уже десятки лет с "крымнаша" времени ни рисунок станций, ни расположение стрелок, ни расположение мостов и путей не изменилось. Те, кому надо, всё прекрасно знают и без ваших фотографий и видео. Но низзя и синдром вахтёра с безумными запретами - наше всё. При этом сама КрымЖД на своих страницах свободно выкладывает съёмки своих же поездов: Quod licet Iovi, non licet bovi

Электропоезд ЭР2К на станции Бахчисарай. Снято спустя год после Крымнаша, в сентябре 2015-го
Электропоезд ЭР2К на станции Бахчисарай. Снято спустя год после Крымнаша, в сентябре 2015-го

Справедливости ради отмечу, что технический сервис на Крымской железной дороге относительно неплох. Электрички относительно новые, старых рижанок ЭР-1 и ЭР-2 нет уже и в помине (хотя ретропоезд можно было бы запустить), во всех поездах - электро и дизельных - есть кондиционеры, а в электричках ещё и специальные места под велосипеды. Есть скоростные поезда между Севастополем, Симферополем и Евпаторией; Феодосией, Керчью, Таманью и Анапой; а все дизель-поезда, идущие из Симферополя в Феодосию и Керчь, до Джанкоя идут без остановок, что сильно сокращает время в пути. И если вы путешествуете с туристическим снаряжением и\или велосипедами, то железная дорога - ваш бро. Только нужно помнить, что высокие платформы есть только в Севастополе и на паре остановочных пунктов между Евпаторией (но не в самой Евпатории) и Саки (название не склоняется). Во всех остальных случаях платформы низкие, и придётся с багажом корячится по 3-4 ступенькам. Неудобненько.

Сентябрь 2020-го года, Феодосия
Сентябрь 2020-го года, Феодосия

Кстати, важный момент: совсем не обязательно ехать прямо до Симферополя. Если вам в Восточный Крым, то логичнее доехать до Керчи или Багерова (от Багерово в город, кстати, идут городские автобусы, это даже удобнее, чем добираться с Керчи Южной). Если вам в Щёлкино или на курорты Азовского моря вокруг него - то лучше опять же до Багерова или до Семи Колодезей (пгт Ленино). Если вам нужно в Судак или Феодосию, то, во-первых, есть ряд поездов прямо в Фео, а если нет, то от Владиславовки можно до Фео добраться на пригородном поезде, а в Судак оттуда на автобусе. Имейте ввиду, феодосийский автовокзал находится прямо напротив станции Айвазовская, до конечной ехать не нужно. Многие туристы, добираясь даже в Ялту и Симферополь, выходили в Керчи и далее ехали на такси: так дороже, но много быстрее, поезд-то делает крюк через Джанкой, а трасса Таврида почти прямая! И есть возможность напрямую с материка приехать ещё в Саки и Бахчисарай. Если повезёт с билетами

Автобус и троллейбус

Проблем с передвижением на автобусах между городами полуострова мы тоже не ощутили. По моим личным ощущениям на некоторых направлениях стало чуть меньше транспорта, чем было до 14-го, но в целом - нормально. Есть сервис онлайн продажи билетов "Билетмир", на котором можно неплохо сэкономить и гарантированно купить билет с местом. Но опять же, есть нюанс: схема расположения мест может кардинально не соответствовать тому, что нарисовано на сайте. Как-то покупая билеты, я точно выбирал места впереди салона, а на месте оказалась, что нумерация не по рядам, а в круг, и мои места оказались в корме, без возможности регулировки и с посадкой а-ля воробушек на проводе. Но зато можно обеспечить себя местом заранее и рассчитаться картой. На автовокзалах тоже ввели театр безопасности. Причём театр в буквальном смысле - сразу после выезда с автовокзала абсолютно все автобусы останавливаются на первой же остановке и берут "поребриков" за наличку без какой-либо проверки. Но возможность нагнуть пассажиров - святая, как же её упустить?

Доживающие свой век Шкоды 9Тр под Демерджи
Доживающие свой век Шкоды 9Тр под Демерджи

Троллейбусная линия Ялта - Симферополь на месте. Старых добрых троллейбусов Шкода 9Тр и Шкода 14Тр там уже нет. Докатывают своё последние украинские Богданы и в основном на маршруте наши Мегаполисы. Не знаю, сохранили ли старые троллейбусы, кроме памятника на Ангарском перевале, для истории? Точно знаю, что много троллейбусов ещё до недавнего времени доживали свой век под Бахчисараем в ожидании порезки на металл, а три троллейбуса в состоянии металлолома, уже почти не подлежащего восстановлению, доживают свой век в частном парке под Демерджи. Грустное зрелище. Когда-то самым длинным троллейбусным маршрутом на этой линии был маршрут "аэропорт Симферополь - ТС Ялта", но самолётов пока нет, и в аэропорт ходят только 2 городских маршрута. Весь межгород от симферопольского вокзала. И да, троллейбус ощутимо дольше автобуса - 2,5-3 часа вместо 1,5 на маршрутном такси. Но зато вам в награду панорамные окна и неспешная поездка, за которую можно насмотреться на красоты предгорий, гор и южного берега. При поездке из Симферополя лучше садиться по стороне водителя, обратно - по противоположной стороне.

Выводы: если есть возможность - лучше пользоваться железной дорогой. Если нет, автобус тоже вполне годный вариант. И там, и там можно купить билеты заранее и онлайн. Такси на полуострове работает, карты к оплате принимают везде, в том числе и на автобусах, и на ЖД. Приложения для такси: Пикап, Максим, Волна. В Максиме не смотрим на стартовую цену и накидываем сразу х1,2 - 1,5 в зависимости от сезона. Расписание междугородний транспорт, если не случится ЧП, выдерживает очень неплохо. Само расписание можно узнать либо на сайте либо в приложении перевозчика, либо на ресурсе Яндекс Расписания (жд), либо на ресурсе "Билетмир" (автобусы), и там же и купить билеты. Водный транспорт, увы, в нулях. Если раньше можно было передвигаться вдоль побережья на теплоходах, как на трамваях, то теперь такой возможности нет. Рейсов мало, стоят как крыло самолёта, чуть море волнуется - рейса не будет.

А как с городским транспортом?

Плохо. Это если сказать мягко и чтобы Дзен пропустил. Если говорить правду - то, чтобы описать ситуацию в некоторых городах, надо вспоминать великий и могучий.

Севастополь

Самый хороший в смысле внутригородского транспортного сообщения город. В плане количества маршрутов, исполнения расписания и возможности довольно быстро и без проблем добраться городским транспортом до самых отдалённых уголков территории города федерального значения. Тут, конечно, прогресс прямо таки на лицо. Внутри города каркас по-прежнему, как и в советские времена, держится на троллейбусах. Иногда ехать на них чуть дольше, чем на автобусах, но гарантировано можно уехать из центра прям чуть ли не в полночь. На маршрутах подвижной состав с украинских времён обновлён на 100%, летом работают кондиционеры, проезд можно оплатить картой. В городе есть даже некоторое подобие билетного меню, но поскольку часто мы транспортом не пользовались, то не сильно вникали в его подробности. Нас больше интересовала возможность доехать до окрестных достопримечательностей на автобусах \ троллейбусах.

Из минусов - автобусы МВ (малой вместимости) на городских маршрутах, идущих через весь город. Севастополь город хоть и рельефный, но основные маршруты городского транспорта проходят по нормальным широким улицам. Мало того, что такому мегаполису маршрутки вроде Векторов просто не к лицу, так ещё в пиковые часы они просто забиваются в мясо и стоят в пробках: выделенных полос в городе нет в принципе. Выделенку на городском кольце можно вынести за скобки - она проблемы не решает. Благо, хотя бы часть маршрутов, особенно вылетных и пригородных, и особо нагруженных городских, обслуживается автобусами СВ (средней вместимости). Но на некоторых из них прямо просятся сочленённые машины.

Особый шарм Севастополя - бухта и катера между берегами, центром и Северной стороной, по цене автобуса. Это фактически городской рейсовый транспорт, которого так не хватает тому же Петербургу. Катера вплетены в общую городскую систему, на них действует городской тариф и местные проездные, а саму поездку до недавнего времени, пока с катеров можно было вести видео и фотосъёмку, можно было вполне рассматривать как замену водной экскурсии и прекрасную возможность взглянуть на морской фасад центра города. Также внутри города и для поездки в пригород и на природу можно пользоваться и железной дорогой: Верхнесадовая это ещё Севастополь!

Мы, проживая в районе парка Победы, регулярно выбирались в центр, а также в Балаклаву, на Большую Севастопольскую тропу, на водопад Козырёк в Байдарскую долину. В центр - на троллейбусе. Во все остальные точки - на городских автобусах через автостанцию "5 километр Балаклавского шоссе". Интервалы либо расписание везде было очень удобным. Из Байдарской долины (из села Уркуста \ Передовое) мы вообще без проблем уехали в десятом часу вечера. Но маршрутки и пробки, увы, портят картину.

Бахчисарай

Это очень странный в смысле функционирования общественного транспорта город. Здоровому человеку пройти из конца в конец города пару раз труда не составит, но в который раз тебе это надоест? Транспорт внутри города непрезентабелен, это мелки маршрутки, которые почти всегда набиты в мясо. Интервалы большие даже на популярных маршрутах №1 и №2, а маршруты, идущие в пригороды - вообще беда. Причём чем дальше от райцентра, тем хуже транспортное сообщение. Если до соседних Куйбышева или Танкового добраться ещё можно без особых проблем, то куда-нибудь в Соколиное или Поляны интервалы уже гигантские, а ведь там вся красота. Да и просто там живут люди. Которых такой транспорт только провоцирует покупать автомобили и устраивать пробки на дорогах. Или пользоваться такси, что мы и делали. Из немногочисленных плюсов - возможность оплатить проезд картой, в том числе и в пригородных маршрутах.

Евпатория

Единственный город в Крыму, в котором есть трамвай. И если тебе повезло поселиться на время или жить на постоянной основе вдоль линии маршрута №1 и работать там же, то ты счастливчик. Потому что остальные части более чем статысячного города не обеспечены транспортом от слова совсем. Маршрутки есть, но интервалы гигантские, забиты они в мясо, и, по словам местных жителей, дела с автобусами в городе обстоят год от года всё хуже и хуже. Это вообще удивительно, ведь город большой и живёт далеко не только в курортный сезон. Мы бываем в Евпатории в разное время года, и особенно любим бывать там не в сезон, и что же мы наблюдаем? Да, почти пустынную курзону, но стоит выйти в центр города и... и людей там, конечно, тоже меньше, чем летом, но они там есть, город не вымирает, подобно, скажем, Судаку, и этим людям также приходится брать штурмом скотовозки, которые тут по недоразумению называют автобусами. Билетного меню никакого, но картой платить проезд можно. Картой "Мир" платить дешевле.

Трамвай Евпатории: новые вагоны на старых путях
Трамвай Евпатории: новые вагоны на старых путях

Остальные города

Предпочитаю в "путеводительных" очерках давать только актуальную информацию, так что не буду описывать прошлогодние визиты и визиты этого года в города, в которых мы внутригородским транспортом не пользовались: Ялта, Феодосия, Керчь, Щёлкино, Судак, Алупка, Алушта, Старый Крым, Симферополь. Отмечу лишь, что по личному опыту внутригородского транспорта в Старом Крыму нет в принципе, Алупку обслуживают ялтинские маршруты, в Судаке на постоянной основе круглогодично с интервалами в 10-15 минут летом и 20-30 минут зимой курсирует пара маршрутов; в Керчи и Симферополе более или менее разветвлённая сеть общественного транспорта, но качество его оставляло желать лучшего, в обоих городах есть троллейбусы и некоторое подобие городской электрички.

Выводы: внутригородской транспорт наиболее развит в центрах - Севастополе и Симферополе. Во всех более или менее крупных городах есть городской транспорт, но далеко не везде он комфортен и удобен. Во всех городах есть возможность расплачиваться картой, однако система проездных есть только в Симферополе и Севастополе. В большинстве случаев удобнее и оперативнее, хоть и дороже, пользоваться такси. Выбирая съёмное жилье в Евпатории на отдалении от моря желательно смотреть на близость к маршрутам трамваев №1 и №3. Если вы везёте с собой велосипед или берёте его в аренду на полуострове - то до проблем общественного транспорт вам дела нет)

Сервис

И вновь о нём, родимом. Если говорить коротко, то его нет. Хамство в магазинах, кафе и ресторанах, на транспорте - норма. Норма настолько, что когда тебе просто ровно отвечают, ты готов поставить заведению пять баллов. А когда ещё и действительно хорошо обслужат, так готов их за это носить на руках. Из особо феерично отжигающих контор - почта Крыма и местная продуктовая сеть ПУД. Эти вообще не стесняются. А почта Крыма, которая вроде бы как и почта России, но не совсем, до сих пор, уже десятый год как, работает только за наличные. За наличные, Карл! Это же какой степенью лени и пофигизма к клиенту нужно обладать? На полуостров зашёл даже Сбербанк (понятно, что теперь-то санкций за это можно не бояться, наверху постарались), а эти до сих пор, как в каменном веке. Постоянные очереди дополняют картину.

Общепит не отстаёт. Если вы считаете, что вас за ваши деньги должны вкусно накормить и вежливо обслужить, то вы не в ту дверь. Здесь вам будут отвечать так, что ты им минимум раза в 4 больше должен. А уж если ты зашёл и, сволочь такая, просто заказал кофе или чай, то скажи спасибо, если тебе в чашку не плюнут. И никакие звёзды и отзывы на яндексе их не волнуют и ничего вам не гарантируют: официант вполне мог встать не с той ноги или поругаться с парнем, и ему плевать на вас - у него настроение не то вас обслуживать. Из самых феерично отжигающих в общепите - сетка "Мияги". Эти могут при пустом зале игнорировать вашу компанию из пяти (!) человек (привет "Мияги" в Ялте), а после того, как ты в четвёртый раз нажмёшь на кнопку и спросишь, а почему ваш стол игнорируют, одновременно вяло и сквозь зубы (тренируются они все где-то, что ли?) ответить: "Сейчас официант освободится и подойдёт". В это время три официанта будут стоять за стойкой и ковырять в носу, ни обращая никакого внимания на происходящее. Браво!

А вот где действительно сервис хорош, так это в татарских кафешках. Вот честно, ни в одной, в которой мы были, от забегаловки на пляже в Отрадном до ресторанов, нас не обхамили и ничего не напутали. А чтобы не быть голословными, в следующей статье мы прямо специально напишем, где можно вкусно (правда, иногда, дорого) покушать

Впечатления от городов

Ялта (Отрадное)

Конечно, можно просто взять и разом написать: Ялта уже не та. У каждого, кто когда-то бывал в Ялте, еть свои воспоминания. Но какая Ялта должна быть той? Старая татарская рыбацкая деревушка? Дореволюционный курорт с императорскими резиденциями? Советская Ялта с профильными ведомственными санаториями? В современной Ялте увы, много всего понастроено непонятно как и непонятно, как это вообще получено разрешение. Много заброшенных зданий, парков, виноградников, особенно на окраинах.

В Крыму нужно уметь принимать действительность и мириться с тем, что делают с природой и городами люди. Потому что природа и остатки былой роскоши тут прекрасны. Но большинство современных "произведений архитектуры" повергают в уныние. Мы отдыхали в Отрадном. И если вы ищете отдыха в бархатном сезоне в отрыве от цивилизации, чтобы вот только вы, горы и море, то вам сюда. Но будьте готовы, тут нет нормальных магазинов, нет хорошего общепита, пляжи местами очень узкие, и выбраться отсюда в город в удобное время можно только на такси. Автобус ходит с интервалом в час, он маленький и в сезон забит "в мясо".

Из прелестей отдыха в сентябре-октябре в этом местечке - действительно тишина и почти пустынные пляжи. Тут же, рядом, шикарный полузаброшенный парк пансионата Прибрежный. Он прекрасен в своём запустении и в заброшенности санаторных корпусов. Буйство южной природы дополняет пейзаж, а если знать места, можно полакомиться гранатом и виноградом. Пляжи галечные, местами встречаются крупные булыжники, так что в волну нужно быть аккуратнее. А при сильной волне к пляжам вообще не подойти - она подкатывает к самой подпорной стенке.

Зимой здесь вообще великолепно: цены на жильё раза в полтора ниже летних, туристов-курортников нет вообще, магазины (их тут два, и оба далеко не супермаркеты) свободные, в окна почти всех номеров на первой линии видно море, а горы над Отрадным и рядом с ним, а также вдалеке у Ялты, теряются в туманной дымке. Уединиться - милое место. Только вот нормально работать толком не получится: у многих отелей здесь очень нестабильный вайфай, да и мобильный интернет толком не выручает. Надо сказать, что интернет вообще большая проблема по всему Крыму.

Севастополь

У нас к этому городу очень противоречивые чувства. С одной стороны, здесь, как и в самом городе, так и в ближайшей округе, есть пляжи, тут летом тоже много туристов: как тех, кто приезжает сюда на пару дней, посмотреть на городские достопримечательности вроде панорамы обороны города, так и тех, кто принципиально отдыхает именно в Севастополе. Каждый свой приезд мы проводим в городе минимум две недели, и, несмотря на свою любовь к Севастополю (а, точнее, к его центру, потому как его окраины та ещё прелесть), я не понимаю людей, которые сознательно выбирают Севастополь (именно город, а не его пригороды или Северную сторону) как точку постоянной дислокации на всё время отдыха.

Закаты на мысе Херсонес
Закаты на мысе Херсонес

Севастополь - это большой город с нерешёнными до конца транспортными проблемами, и это очень утомляет. Это город "одного часа" - куда бы ты не собрался, проживая не в центре, закладывай минимум час. Это вечно спешащий куда-то город, в глубине которого, не у моря, вообще не ощущается того, что этот город может быть курортом. Всё, как обычно: красивый и помпезный центр, унылые однообразные советские окраины, вечно забитые (и до недавнего времени разбитые) дороги.

Закат на мысе Херсонес
Закат на мысе Херсонес

Кроме того, Севастополь ещё и самый потенциально опасный на сегодня город региона: над ним постоянно что-то летает и что-то сбивают. На гражданские объекты вроде бы пока ничего, за исключением ЧП на пляже в Учкуевке, не падает, но есть нюанс: на время воздушной тревоги останавливается общественный транспорт и катерные линии на Северную сторону. А город немаленький. Выход один - ждать, пока тревогу не отменят. А выть серены могут и дольше часа.

Морской фасад Артиллерийской бухты Севастополя
Морской фасад Артиллерийской бухты Севастополя

Однако же справедливости ради отметим, что у Севастополя, как у локации для отдыха, есть и несомненные плюсы. Во-первых, наличие прямого железнодорожного сообщения не только с материком, но и с курортами Крыма, куда можно совершить 1-2 дневные турне. В окрестностях Севастополя много природных достопримечательностей, куда можно метнуться одним днём, даже если вы не на машине: в ту же Терновку (пещерные монастыри Шулдан и Челтер Мармара) или Байдарскую долину (Скельские менгиры, Скельская пещера, водопад Козырёк) ходят городские рейсовые автобусы. Ходят они и в Балаклаву.

Бахчисарай

При всей любви к этому прекрасному городу, бывшей столице Крымского ханства, его кривым старым улочкам, старинным мавзолеям и мечетям, положа руку на сердце, стоит признаться и себе, и читателю - это дыра. Город вымирает полностью после 20 часов летом и после 18 часов зимой. Поесть после шести вечера можно буквально в паре заведений во всём городе. Общественный транспорт работает отвратительно. Более или менее освещена и выглядит прилично в старом городе одна единственная улица - Ленина \ Басенко \ Гаспринского. Всё остальное просто мрак.

Ханский дворец до реставрации
Ханский дворец до реставрации

Однако же, здесь есть то и те, за что мы его любим. Во-первых, это очевидные достопримечательности вроде ханского дворца, чуть менее очевидные вроде старинных мечетей и мавзолеев вокруг города, и ещё менее очевидные вроде старинных источников, один из которых, Асма кую, появился на Яндекс картах благодаря нашим стараниям. Гулять по его разбитым улицам на закате, или наблюдать за закатом с окрестных скал - невероятное наслаждение. Бахчисарай смело можно выбирать для базы трекинговых, велосипедных и автомобильных маршрутов по крымским горам.

У Ханского дворца
У Ханского дворца

Что ещё стоит иметь ввиду, так это то, что гостиницы здесь одни из самых дорогих на полуострове. Одинаковые по уровню комфорта номера здесь могут стоить дороже, чем в Ялте. Это объясняется тем, что Бахчисарай редко выбирают для долгой постоянной базы невлюблённые в него люди. Сюда приезжают на ночь, две, иногда три, а сейчас и вокруг города по долинам стали появляться базы отдыха, кемпинги, глэмпинги и гостевые дома, составляя конкуренцию. Но цены в городе почему-то всё равно не падают. А вот кормят здесь почти везде вкусно и вежливо.

Евпатория

Это, наверное, самый удобный и комфортный город для неспешного отдыха на излёте сезона и \ или зимой. Во-первых, с транспортом (если вы пользуетесь трамваем) относительный порядок. Во-вторых, здесь есть вокзал, откуда также можно метнуться и в Симферополь, и в те же Бахчисарай с Севастополем на скоростной электричке. В-третьих, относительный порядок с общепитом. А если что-то вдруг приключится с вашим имуществом, то Евпатория относительно большой город - здесь масса магазинов, в которых можно найти всё, что вам нужно.

Евпатория
Евпатория

Особый шарм Евпатории, её настоящее богатство, - это, конечно же, старый город, состоящий из двух частей: непосредственно старого татарского Гезлёва и "дачных" кварталов к западу от старого города. Там можно пропадать часами дни напролёт. Город совершенно абсолютно в этой части считывается как курортный и морской, и только в центре, в советских микрорайонах, это ощущение немного притупляется. В целом же Евпатория в конце сезона и межсезонье - это золотая середина между вечно снующим в спешке, вне зависимости от сезона, туда-сюда Севастополем и мёртвым Бахчисараем.

Симферополь

Это же не курорт! Да, восклицая так, вы совершенно правы, это не курорт. Однако Симферополь многие незаслуженно обходят стороной, и очень зря. В городе очень красивый, я бы не побоялся этого слова, по-настоящему европейский центр, особенно в пешеходной зоне. Там фантастически красивая река Салгир и набережные вдоль неё - таким может похвастать только Симферополь. И довольно немало интересных заведений, в которых можно вкусно и на разный карман поесть. В общем, пару дней в столице Крыма мы точно провести рекомендуем.

А что с ценами?

Да всё с ними нормально, но опять же, есть нюанс. Чем глуше будет посёлок и чем меньше магазин, тем он будет дороже. Например, продукты в Отрадном под Ялтой были в среднем на 20% дороже, чем продукты в Петербурге. Если брать сетку ПУД, то это такая местная люксовая Пятёрочка, с поправкой на местный же сервис. Уровень цен плюс-минус такой же, как на материке, но есть и различия. Например, этой осенью сливочное масло стоило на 15-20% дешевле, чем в Петербурге, а вся остальная молочная и мясная продукция дороже. Молоко и его производные на 20-25%, мясо на 15-20%. Фрукты в сезон также, как на материке, даже местные, фермерские продукты, в том числе и на ярмарке, тоже. Транспорт же серьёзно дешевле. Городской транспорт по всему полуострову почти вдвое дешевле, чем в Петербурге, железнодорожный пригородный примерно на 30%, междугородний автобусный оценить нам сложно, на материке автобусами мы пользуемся редко. По ощущениям - также.

А где там жить?

Выбор жилья, как и раньше, огромен. Рекомендовать что-то конкретное мы будем в следующей статье, здесь же скажем, что вполне себе обходились при бронировании двумя сервисами: Суточно.Ру и Яндекс.Путешествия. В обоих случаях разворот у ворот за годы десятилетие с 2014 год был только один раз, и то только потому, то менеджеры Яндекса вовремя не сняли продажу (по условиям отеля в эти номера в октябре не заселяли). Можно, конечно, пользоваться Авито (наша добрая знакомая в Отрадном, например, работает только с этим сервисом), и даже по старой доброй традиции снять жильё у частника на вокзале, но это уж совсем на любителя. Из нюансов - лучше списаться или созвониться с хозяином жилья после подтверждения бронирования - так будет надёжнее.

Так стоит ли ехать в Крым?

Да, стоит. Придётся, конечно, обрасти толстой кожей, которую сложно будет пробить тупым и хамоватым продавцам и официантам, контролёрам и прочим охранникам. Однако Крым - это кладезь истории, архитектуры, невероятно красивых природных мест, вкусной еды, вкусных ... эээ... продуктов виноградарства и виноделия, да много чего ещё. В конце концов, это просто море и солнце, бескрайние пляжи или, наоборот, микроскопические уединённые лагуны в отвесных скалах. Опасно ли в Крыму? Нам так не кажется. С начала так называемой специальной военной операции мы там не в первый раз, и не на пару недель, и прямо вот страшно не было даже тогда, когда прилетало в сакский аэродром или в штаб флота. Потенциальная угроза, конечно, есть. Мы не будем вас отговаривать или наоборот, горячо рекомендовать вам ехать на полуостров. Мы можем поделиться своими впечатлениями, опытом и знаниями, а вывод делайте сами.

Крым
652,3 тыс интересуются