В 2023-м году развернулась крупнейшая забастовка в Голливуде за последние 63 года. Спустя год после ее завершения, интересно посмотреть, какие у нее были внутренние противоречия, и насколько значительной оказалсь победа кинематографистов
С момента завершения драматичных событий прошел уже год, поэтому мы говорим о том, с чего началась и чем закончилась голливудская забастовка 2023-го года.
Артист и сценарист, бросай работу!
Многие издания написали много слов о причинах забастовки и предшествующих ей событиях, поэтому мы постараемся кратко суммировать информацию без лишних деталей. Всё началось прошлой весной, когда гильдия сценаристов США (WGA) вела переговоры с ассоциацией американских продюсеров (AMPTP) по поводу повышения гонораров, увеличения прозрачности при отчислениях за стриминговые показы и ограничения использования искусственного интеллекта при разработке сценариев. Переговоры закончились провалом, и 2 мая 2023-го года гильдия сценаристов под руководством Мередит Стим («Мост») начала забастовку, о чем и известила ассоциацию продюсеров под руководством Кэрол Ломбардини (эта женщина кинематографических проектов за собой не имеет).
К середине июня разработка многих проектов приостановилась, т.к. сценаристы перестали работать над драматургическим материалом к ним.
А уже в июле против AMPTP открылся второй фронт: не договорившись о повышении ставок и выставив похожие требования в отношении ИИ, стачку начала гильдия актеров США (SAG-AFTRA) под руководством Френ Дрешер («Лихорадка субботнего вечера»). Совместно сценаристы и актеры не бастовали 63 года. Таким образом, голливудские воротилы остались и без авторов, и без исполнителей. Причем гильдия актеров также запрещала своим членам участвовать в маркетинговых кампаниях и PR-мероприятиях для фильмов. Под удар попало создание крупных блокбастеров вроде «Гладиатора-2», «Дэдпула-3» и «Миссия невыполнима: Финальная расплата» (она же «Миссия невыполнима-8»). Повисла в воздухе работа над известными сериалами, вроде 2-го сезона «Одни из нас». Разумеется, масса других проектов тоже заморозилась.
И, несмотря на то, что экономика штата Калифорния ввиду двойной забастовки теряла по 30 млн. $ ежедневно, воротилы американского кинобизнеса сохраняли стоическое спокойствие. Разве что главные хедлайнеры мейджоров позволяли себе выражать, в лучших традициях современной политики, серьезную обеспокоенность. Так, Боб Айгер заявил в интервью CNBC:
«Это худший момент для протеста в истории. <…> Ожидания актёров от результатов протеста не имеют ничего общего с реальностью. Они лишь добавляют новые проблемы к череде трудностей, с которыми уже сталкивается кинобизнес. А это, откровенно говоря, весьма разрушительно для всей индустрии».
Многим бросилось в глаза, что на неудачность момента и проблемы индустрии жалуется человек, который уже к середине 2023-го года получил доход в размере 15 млн. $ (примерно по 535000$ за неделю, что в 72 раза больше средней ставки голливудского сценариста). Бастующие не затягивали с ответной любезностью. Френ Дрешер дала довольно прямолинейную характеристику президенту «Мышиного дома»:
“Заприте его где-нибудь… Потому как слишком очевидно, что он не имеет никакого понятия о том, что на самом деле происходит на местах с теми трудолюбивыми людьми, которые и близко не зарабатывающими тех денег, что получает он. Семизначные, восьмизначные суммы — такие сумасшедшие деньги они [боссы — прим. Craftkino] зарабатывают, и им плевать, что они выглядят, как средневековые лендлорды».
Впрочем, студийные функционеры извергали из себя не только скорбные причитания.
Кинокапитал показывает зубы
Боссы на то и боссы, чтобы бережно охранять свои капиталы. И неважно, идет ли речь о главе нефтяной компании, сталелитейного завода или кинематографической фабрики. Поэтому реакиця на объявление забастовки в целом у Айгера, Заслава и их друзей была предсказуемая: уступок не будет.
Ассоциация кинопродюсеров вполне рационально рассудила, что у всех студий, вместе взятых, ресурсов больше, чем у профсоюзов сценаристов и актеров, потому можно просто затянуть мероприятие настолько, чтобы противник просто не мог продолжать сопротивление из-за полного истощения (вполне в духе военной тактики). Один из представителей AMPTP в беседе с изданием Deadline, на правах анонима, простодушно заявил:
«Цель заключается в том, чтобы затянуть всё это до тех пор, пока у членов профсоюза не начнут заканчиваться деньги на то, чтобы заплатить за квартиру».
В той же публикации журнал процитировал и другого анонимного продюсера, назвавшего подобный подход к урегулированию конфликта со стороны студий «жестоким, но неизбежным злом«. Характерно, что подобные комментарии давались анонимно.
На эти тезисы весьма эмоционально отреагировал актер Рон Перлман («Хэллбой»). Сквозь ругательства он намекнул, что с такими предложениями продюсеры ненароком тоже могут лишиться своих домов, потому что актеры знают, где эти воротилы живут.
Правда, чуть позже Перлман сильно смягчил риторику и сослася на то, что очень уж разнервничался от заявлений AMPTP. Актер даже нарисовал утопическую картину единства труда и капитала, как он себе ее представляет в рамках кинобизнеса:
«Мы должны любить, уважать друг друга и отказаться от всех этих поз, которые, по вашему мнению, должны показывать, будто вы лучше нас, сильнее нас и могущественнее нас — не нужно нам на это указывать. Вам стоит обнять и поблагодарить нас, а затем, если вы добьетесь огромного успеха из-за продажи чего-то, что нашло многомиллионый отклик, мы должны присоединиться друг к другу [надо полагать, в этом успехе — прим. Craftkino]».
Между прочим, позиция ассоциации продюсеров в этом отношении почти полностью копирует позицию Луи Майера из Золотой эпохи Голливуда. Он также грозился закрыть студию и уверял, что продержистя хоть год, хоть два со своими запасами, в то время как актеры, сценаристы и режиссеры будут нищать и голодать.
Но неужели действительно речь может идти о столь остром столкновении? В конце концов, это же кино, а не резня в Мэтуоне!
Гильдии и классы
С определенной точки зрения вся эта забастовка может выглядеть мелкобуржуазным протестом. Ведь выступают не какие-то рядовые американские трудящиеся, а представители кинематографической отрасли, которая в США традиционно получает очень неплохо даже в настоящий момент: при средней зарплате $1028 по Соединенным Штатам в неделю, сценарист получает в среднем $7412 (по подсчетам издания Variety), и даже минимальная ставка составляет солидные $4546. Однако у актеров дела несколько хуже, и кроме Тома Круза или Харрисона Форда, которые могут получить по несколько десятков миллионов долларов за одну картину, в Америке живут тысячи артистов, имеющих куда более скромные доходы: так, средняя недельная зарплата актера в Калифорнии к осени 2023-го года составляла $1319, т.е. немногим больше, чем оклад рядового американского работника. А с постановщиками дела обстоят еще хуже, т.к. на тот же период средняя зарплата режиссера (в эту статистику входят также вторрежи и помрежи) по некоторым данным составляла аж $929! Немного меньше, чем 100 млн. Кристофера Нолана, полученные им за «Оппенгеймера«, не правда ли?
Очевидно, что в каждой отдельно взятой кинематографической гильдии Голливуда существует свое классовое расслоение. И то, что для одних представляет собой борьбу за еще больший кусок пирога, для других является вопросом реальной борьбы за существование. Более того, для разных социальных групп внутри этих профессий забастовка даже с бытовой точки зрения выглядела по-разному. Супер-звезды могли позволить себе не работать в течение нескольких месяцев, потому что в их распоряжении есть большие финансовые накопления, но для многих рядовых членов гильдий забастовка, которая длилась бы слишком долго, означала бы прямой удар по благосостоянию. К тому же, остановка производства означала прекращение работы не только для бастующих гильдий: ведь если не работают сценаристы и актеры, то вместе с ними не работают также декораторы, гримеры, операторы и т.д.
Дженнифер Хорхе, глава социальной службы при Фонде кино и телевидения (MPTF) сообщала о сотнях звонков, поступавших к ним на линию с просьбой о помощи от различных кинематографистов: у кого-то срывались платежи по ипотеке или даже возникал реальный риск выселения из квартиры; у кого-то могли конфисковать автомобиль за неуплату (учитывая, что в Соединенных Штатах серьезные проблемы с общественным транспортом, это превращается в довольно ощутимую неприятность); кому-то даже сложно стало кормить свои семьи. Этой и другим благотворительным организациям США и Канады, занимающимся помощью творческим работникам, пришлось выделить несколько млн. $ в виде поддерживающих пособий в период, когда бушевала забастовка в Голливуде. А для кого-то сложившиеся обстоятельства стали столь тяжелым испытанием, что их психика не выдержала: тут приходится вспомнить историю ассистента режиссера Джо Буфалино, впавшего в депрессию на фоне длительного перерыва в работе и покончившего с собой. Очевидно, когда голливудские бонзы цинично делились планами подождать, пока у бастующих не начнут конфисковывать имущество, они имели в виду как раз таких кинематографистов. Едва ли Роберта Дауни-младшего бы выселили из квартиры. Т.е. предполагалось, что «кровь» прольется именно со стороны малообеспеченных представителей профессии — и именно они должны были оплатить тот или иной исход.
Впрочем, отдельные представители богатейшей прослойки калифорнийской творческой интеллигенции вели себя настолько достойно, насколько это было возможно в их положении. Джордж Клуни, Мэрил Стрип, Мэтт Дэймон, Дуэйн Джонсон, Леонардо Ди Каприо, Арнольд Шварценеггер, Николь Кидман, Джулия Робертс, Хью Джекман, Бен Аффлек, Дженнифер Лопес, Райан Рэйнольдс и некоторые другие пожертвовали по 1 млн. $ (собрав, в итоге, около 15-ти) для помощи менее богатым бастующим.
Мэрил Стрип сказала по этому поводу:
«Я помню те дни, когда работала официанткой, уборщицей, машинисткой, и даже время, проведенное в очереди за пособием по безработице. В условиях нынешней забастовки мне повезло, что я могу поддержать тех, кто будет бороться в долгой борьбе против Голиафа».
Но нашлись и свои штрейкбрехеры. Так, актер Стивен Амелл, известный по сериалам «Стрела» и «Хилы» осудил забастовку, назвав ее ошибкой, а такой метод борьбы «упрощенной тактикой ведения переговоров«.
Впрочем, позиция Амелла стала очень редким исключением.
Солидарность
Для любой социальной борьбы необходима солидарность, коллективное действие. И для забастовок это правило не менее актуально, чем для любой другой формы сопротивления. Забастовка в Голливуде в 2023-м сумела достичь этой солидарности лишь до известной степени.
Гильдия аниматоров (TAG), героическую борьбу которой мы рассматривали в одной из предыдущих статей, в этот раз сохранила нейтралитет, хотя на словах и выразила умеренную поддержку:
«Большинство работ по написанию анимационных сценариев в округе Лос-Анджелес выполняются в рамках соглашений The Animation Guild, IATSE Local 839. Эти контракты являются отдельными от контракта WGA. Если вы работаете по контракту TAG, вы можете продолжать работать. <…> Это ваше личное решение, пересекать ли линию пикета или соблюдать ее. Уважение линии пикета показывает вашу поддержку авторам WGA, их профсоюзу и рабочему движению. Соглашения TAG прямо не запрещают сотрудникам соблюдать законные линии пикета. Поэтому сотрудники, работающие по соглашению, сохраняют свое право, предоставленное NLRA (Национальный закон о трудовых отношениях), соблюдать законную линию пикета. Однако, если вы соблюдаете линию пикета, работодатель имеет право временно и/или постоянно заменить вас в рамках надлежащей правовой процедуры».
Из обращения руководства The Animation Guild
Профсоюз водителей грузовиков Teamsters (интересующиеся историей рабочего движения сразу вспомнят их печально известного экс-лидера Джимми Хоффу) напрямую запретил своим водителям присоединяться к забастовке сценаристов и актеров, сославшись на собственное соглашение, действующее с ассоциацией продюсеров:
«[Наш профсоюз — прим. Craftkino] не имеет активных трудовых споров с работодателями. <…> Независимо от того, работаете вы или нет, наши члены не могут присоединяться к пикетной линии, носить плакаты или баннеры, раздавать литературу для WGA на пикетной линии или находиться рядом с ней».
Из обращения руководства Teamsters
При этом некоторые зарубежные творческие профсоюзы выразили безусловную поддержку не только словом, но и делом: гильдии писателей Канады, Великобритании и Австралии рекомендовали своим членам не вступать в переговоры с голливудскими продюсерами в том случае, если их попытаются нанять на разработку сценариев в обход забастовки WGA. Декларировала поддержку и французская гильдия сценаристов, но не стала отговаривать своих писателей от сотрудничества с воротилами вроде Боба Айгера, Дэйва Заслава или Теда Сарандоса.
А вот что касается соединения с не-кинематографическими профсоюзами (Teamsters здесь не в счет, т.к. у них есть соглашения с киностудиями), то восставшие голливудские творцы, по-видимому, и не искали путей для того или иного соединения с ними. Судя по имеющимся данным, в США за 2023-й год прошло 33 крупных забастовки, и в большинстве из них среди требований озвучивалась необходимость повышения заработных плат на фоне длительной стагнации, последствий пандемийного кризиса, а также непомерно разрастающихся зарплат генеральных директоров и прочих топ-менеджеров. Т.е. претензии трудящихся других сфер во многом были схожи с претензиями кинематографистов.
Но ни с учителями и педагогами, ни с рабочими автомобильных заводов, ни с представителями сферы здравоохранения, ни с баристами из Starbucks сценаристы и актеры так и не попытались объединиться или даже помочь друг другу. А ведь подобная коллаборация наверняка помогла бы завершить забастовку раньше и улучшить переговорные позиции бастующих. Может быть кто-то сохранил бы свою квартиру, а такие как Джо Буфалино — свою жизнь. Однако, к сожалению, сегодняшняя творческая интеллигенция хуже понимает саму природу классового противостояния, в отличие от своих коллег 1930-х годов.
Победа…?
Спустя 7 с лишним месяцев пикетов, громких заявлений в СМИ, возобновляющихся и срывающихся переговоров, и пустив по ветру миллиарды долларов, WGA и SAG-AFTRA все-таки заключили коллективные договоры с AMPTP. И это действительно можно считать победой, причем с заметными улучшениями в условиях труда.
Сценаристы получили повышение минимальной ставки на 12,5% (точнее, эта сумма будет достигнута в течение трех лет после соглашения); право на полноценную оплату второго драфта, если автор работает не дороже, чем за 200% минимальной ставки (чтобы застраховать недорогих сценаристов от бесконечных неоплачиваемых правок — тут можно передать привет российским продюсерам); сильно увеличиваются ставки за работу на стриминговых платформах (гонорар на 18%, авторские отчисления на 25%). Некоторый успех достигнут и в отношении искусственного интеллекта — теперь нейросети не могут считаться сценаристами и не должны поставлять оригинальный материал для экранизации.
Актеры тоже в какой-то степени сумели ограничить использование ИИ — в первую очередь несогласованное применение цифровых двойников в том или ином виде. Различные процентные набавки к гонорарам получили разные категории артистов, в том числе актеры массовки. Повышения проходят в 3 этапа (у одних сначала на 7, 4 и 3,5%; у других на 11, 4 и 3,5%). Также актеры добились бонусов за показы на стримингах, но только для проектов, которые посмотрело от 20% пользователей этого стриминга.
Уже даже вышел «Гладиатор-2», чуть не сложивший голову от острого удара голливудской стачки. Но всё ли закончилось благополучно? Этим летом по душу многих деятелей киноискусства в Калифорнии пришла новая и не менее известная в мире трудовых конфликтов напасть — массовые сокращения. Так, Paramount во время слияния со Skydance летом 2024-го объявила о сокращении 15% своих работников. Fox Entertainment анонсировал сокращения. Netflix в рамках реструктуризации кинематографического подразделения уволил 15 человек. Disney тоже не отстает в оптимизации расходов за счет рабочих мест. В итоге, к настоящему моменту только среди людей, зарегистрировавшихся на биржах труда, безработица в кинематографической отрасли достигла 12,5%. Кинопроизводство в Америке вообще обвалилось на 20% по сравнению с 2022-м годом. А генеральные директора продолжают получать гигантские бонусы.
Так что в недрах этого кризиса зреет и не может не зреть зачаток новых забастовок. И, учитывая, что кризис носит мировой и всеобщий характер, можно предположить, что будущие столкновения могут быть более жестокими.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!