Найти в Дзене

Последний из могикан. Разведчик месторождений на слюду.

Последний из могикан. Разведчик месторождений на слюду-флогопит в Алданском районе. Интервью Виталия Недошитова, 2002 г., г. Алдан, Якутия. Встретиться с Александром Ивановичем Герлицем мне долго не удавалось. После нескольких неудачных попыток застать его в алданской квартире, наконец фортуна улыбнулась, и в один из холодных январских вечеров дверь в доме по улице Пролетарской открыл сам хозяин. Среднего роста, седовласый, худощавый с приветливой улыбкой на обветренном лице он гостеприимно пригласил в квартиру. Подсунул теплые домашние тапки: - Проходите, пожалуйста, - и извиняющимся тоном добавил, - не обращайте внимания, у меня неприбрано. Редко бываю здесь. Я объяснил Александру Ивановичу цель своего визита. Начал издалека. Дескать, скоро юбилей вашей родной экспедиции и у меня очень ответственное задание: встретиться с А.И.Герлицем и взять у него интервью. Он улыбнулся: - Понимаю. Давайте попробуем. Статью написал Юрий Баранов.

Последний из могикан. Разведчик месторождений на слюду-флогопит в Алданском районе. Интервью Виталия Недошитова, 2002 г., г. Алдан, Якутия. Встретиться с Александром Ивановичем Герлицем мне долго не удавалось. После нескольких неудачных попыток застать его в алданской квартире, наконец фортуна улыбнулась, и в один из холодных январских вечеров дверь в доме по улице Пролетарской открыл сам хозяин. Среднего роста, седовласый, худощавый с приветливой улыбкой на обветренном лице он гостеприимно пригласил в квартиру. Подсунул теплые домашние тапки: - Проходите, пожалуйста, - и извиняющимся тоном добавил, - не обращайте внимания, у меня неприбрано. Редко бываю здесь. Я объяснил Александру Ивановичу цель своего визита. Начал издалека. Дескать, скоро юбилей вашей родной экспедиции и у меня очень ответственное задание: встретиться с А.И.Герлицем и взять у него интервью. Он улыбнулся: - Понимаю. Давайте попробуем.

  • Александр Герлиц. Александр Иванович оказался на редкость немногословным собеседником и мне, откровенно сказать, стоило немалых усилий, чтобы «разговорить» его. - Александр Иванович, давайте представим те далекие сороковые годы. Как все для Вас началось на Алдане? - Наверное, так же, как для многих моих сверстников. Отца репрессировали в 1933 году. Мы тогда жили в Саратовской области и почти всех немцев Поволжья стали высылать кого куда. В основном, в Сибирь и Казахстан. Мать умерла. Тогда нас с братом в 1935 году забрала к себе на Север, в Якутию наша тетка. Мне было 8 лет, а брат на четыре года постарше. Приехали из Невера в Алдан, и нас определили в интернат на Втором Орочене. Там мы жили и учились. Мне довелось закончить только шесть классов и пришлось искать работу.
-2
  • Отец Александра, Иван Герлиц. Работал квалифицированным плотником в городе Алдане. Много домов при его участии построено, в том числе старая деревянная контора РайПО на перекрёстке улиц Октябрьской и 10 лет Якутии, сохранившаяся до нынешнего времени. - Время было тяжелое, шла война, надо было как-то кормиться. Ходил по разным организациям, но везде отказывали - ростиком я маленький, щупленький, даже на свои 15 лет не тянул. Только в Алданской экспедиции приняли, пожалели, наверное. До сорок пятого работал рабочим, потом окончил курсы техников-геологов. Меня направили в Эмельджакскую геологоразведочную партию на съемку. До Укулана (Томмота) добрались на машине, а дальше пешком 70 километров. Мы вели разведку на слюду-флогопит. Всю окрестную тайгу и гольцы пешком прошли.
-3
  • Посёлок Эмельджак на карте Алданского района в Якутии. - В тех местах прошла Ваша юность, молодость. - Какая там юность! Все в работе и работе. Жили постоянно в тайге, в город или ближайшие поселки почти не выходили. Жили одной семьей. Вкалывали будь здоров, как! Ну, а что? Все, в основном, молодые крепкие ребята, здоровье в избытке. Знаете, радость испытывали от работы. - И даже отдохнуть, повеселиться не хотелось? На танцы сходить? - Это уже позже было, когда на Эмельджаке построили горняцкий поселок и клуб. В поселке открыли цех заготовки слюды, где стали работать девушки. Вот мы и ходили вместе на танцы, устраивали вечера. Хоть и работали во время полевого сезона без выходных, но на танцы все же ходили. - Годы рождения Алданской геологоразведочной экспедиции сегодня уже история. Сохранились документы, фотографии тех лет. Но почему-то о быте, условиях жизни военных и послевоенных лет геологи не любят говорить.
-4
  • Слюдяной рудник Эмельджак. Алданский район. - Говорить об этом, скажу, удовольствия мало. Жили в рубленых избах, в углу стояла железная печка и вдоль стен нары. Спали кто на чем. Если сумел раздобыть матрац, значит, повезло, а нет - то на голых досках. А в первое время вообще спали на земле. Подстелешь под себя телогрейку, накроешься сверху одежонкой, натопишь буржуйку до красна и ложись, отдыхай. Среди ночи чувствуешь мороз начинает пробирать, встанешь, подкинешь дров и до утра хватает. Питались плохо. На Эмельджаке столовая была, куда нас и прикрепили. Как сейчас помню то меню: на первое - суп-лапша, на второе - жареная лапша без соли и кипяток. Хлеба давали по 300 граммов в день, 10 граммов масла, мяса не было, только рыба. Были и карточки. По ним на месяц полагалось 750 граммов сахара, 800 масла, килограмм крупы и 3 кило рыбы. Что еще сказать? Радио не было, связи тоже, газеты привозили с опозданием на два-три месяца. Смешно сказать, но о войне с Японией мы узнали только 9 сентября, спустя две недели после её окончания. - Александр Иванович, расскажите, чем конкретно занималась Эмельджакская партия? - Основная задача для нас была- разведка месторождений на слюду-флогопит. Занимались и съемкой. Копали канавы и траншеи, проходили штольни. Все работы велись вручную, вплоть до 1950 года. Только в пятидесятых годах стали брать канавы на взрыв. Коротко, это так выглядело: взорвем породу, пройдем до коренных пород, возьмем пробы и потом определим среднее содержание флогопита.
-5
  • Образец диопсидовой породы с включениями слюдяных кристаллов
-6
  • В центре снимка: образец колотой слюды-флогопита и её пробы из бурового керна, справа проба из слюдяной жилы, слева – из кристаллически – рассеянной породы. - Первым начальником Эмельджакской партии был Александр Вениаминович Коровин - хороший организатор, требовательный руководитель. Он позже стал главным инженером экспедиции. Его заменил Андрей Дмитриевич Смыков, а чуть позже пришел Александр Павлович Тычино. Много сменилось начальников нашей партии, однако костяк оставался неизменным. - Геологи славятся крепкой дружбой, с кем вы близко сошлись? - Когда работали на слюде, коллектив наш почти не менялся. Дружно жили и работали дружно. Время было военное, суровое, может, это и сплачивало. А позже, когда вели разведку на золото, стало по другому. Люди в партиях часто менялись, приходили-уходили, каждый сезон. Многих быстро забывали - случайные люди в геологии. Но ребята, кто пришел со мной первые, самые тяжкие и в то же время самые счастливые годы, остались моими верными и надежными друзьями. Назову их. Это Саша Чернов, Володя Лючанты, Петя Аксенов, Леня Коковин, с которым мы с 1946 по 1960 год работали в одной партии. Костя Татаринов. - Нет, наверное, геолога, который бы не хотел открыть «свое» месторождение, быть первым. Я слышал, что вы были в списке первооткрывателей месторождения в районе Леглиера, но вашу фамилию вычеркнули. Почему? - Было такое дело. В 1947 году. В сентябре дали задание проверить заявку оленевода Федорова, который принес кусок слюды в экспедицию. Сформировали отряд, его возглавил Михаил Иванович Лемешонок. Всего шесть человек. Навьючили продуктами и снаряжением 20 оленей и тронулись в путь. Надо было пройти до места (ключ Бардыхлай) более пятидесяти километров. Шли по верховьям речек, так как путь наш провожатый из местных эвенков выбирал только по низам, где больше леса: так легче двигаться оленям. Мы шли рядом. Ягельник там богатый, проваливались в нем глубоко, поэтому шли медленно. В день по 8 километров только. Лишь на восьмой день вышли на место, осмотрелись. На небольшом мыске, где сливались два ключа, решили разбить лагерь. Кругом крупный листвяк, сухо. Срубили дом и только потом приступили к работе. Провели разведку, собрали много материала. Завершили все работы к октябрю, как раз управились до снега. Прогноз подтвердился: здесь хорошая слюда. Обратно добрались быстро: по подмороженному мху шли как по асфальту. В Алдане сдали отчет, а потом на разведанное нами месторождение была отправлена партия. Позже, в том районе открылся рудник «Тимптон» и появился поселок Канку. Месторождение стало называться Федоровским.
-7
  • Рудник Тимптон (в прошлом здесь добывалась слюда, с 90-х годов тут никто не живёт, всё брошено, шахты на глубине заполнены льдом, который труднее бурить и убирать, чем заново добывать породу Фёдоровского месторождения.) Недалеко от него находился посёлок Канку.
-8
  • Зимний посёлок Канку, нежилой с 1990-х годов. Алданский район, 140 км. от г. Алдана к югу, республика Якутия. На память пришел еще в детстве прочитанный роман Фенимора Купера «Последний из могикан». Как мне показалось, лучше и не придумаешь. Может быть, кое-кому покажется слишком громким и в данной истории не совсем уместным, и все же остаюсь при своем мнении. А.И.Герлиц - история ТУГРЭ (ГГП "Алдпнгеологии"). Он остался сегодня один. Последний из первых алданских геологов. Герлиц Александр Иванович работал с 1942 г. коллектором, прорабом-геологом, горным мастером, нач.участка, отряда, зав.склад ВМ, ГСМ. Внес большой вклад в поиски и разведку Леглиерского и Федоровского месторожедний флогопита. Награжден медалью "Ветеран труда". Ветеран труда ПГО "Якутскгеология", ГГП "Алдангеология ". P.S. А.И. Герлица не стало в 2005 году. СПРАВКА Слюда-флогопит. Изоляционный материал для строительной, электротехнической, электродной, металлургической отраслей промышленности.
-9
  • Алданская геологоразведочная экспедиция треста «Сибгеолнеруд» (г. Иркутск) была организована в феврале 1942 года с целью поисков и разведки месторождений слюды-флогопита (зоны ослюденения в диопсидовых породах докембрия) – дефицитного сырья для оборонной промышленности СССР.
-10
  • Здание управления «Алдагеологии» в г. Алдане. Якутия. И в рекордно короткие сроки были изучены почти все известные на сегодня флогопитоносные районы: Центрально - Алданский, Нижне-Тимптонский, Нимнырский, Учурский, Чугинский (геологоразведчиками «Алдангеологии» разведаны 18 месторождений). На базе крупнейших месторождений флогопита рудниками треста (ГОКа) «Алданслюда» во время Великой Отечественной Войны добывалось 1/3 — ½ союзной слюды.
-11
  • Обзорная карта Южной Якутии. Алданская флогопитоносная провинция, включающая 10 групп месторождений флогопита, имеет балансовые запасы около 370 тысяч тонн, прогнозные ресурсы ее оцениваются в 2510 тысяч тонн. Основной объем балансовых запасов слюды-флогопита - 345 тысяч тонн. Сосредоточены в Алданском районе. За открытие и разведку Леглиерской и Федоровской групп месторождений флогопита удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР геологии Алданской экспедиции – геологи И.В.Быков, А.В.Коровин, Н.Ф.Клековкин, Г.К.Семигузов, А.Д.Смыков, Е.С.Швецов. Однако в настоящее время природная слюда-флогопит, как изоляционный материал, является не конкурентноспособным продуктом по сравнению с искусственными изоляционными полимерами. Сейчас здесь добыча слюды не осуществляется, геологоразведочные работы прекращены.

Статью написал Юрий Баранов.