Добро пожаловать в первую часть, если не читали.
***
Оборудование
Ломенцо последние лет двадцать предпочитает усилитель Ashdown.
Он использует созданный совместно с этой же компанией басовый дисторшн HyperDrive ради интересных средних частот и небольшого “гармонического блеска”.
Из инструментов Ломенцо предпочитает Yamaha. Среди его любимцев пятиструн Натана Иста, заводские 5-струнные TRB и пара басов Билли Шиэна. Если он их и дорабатывает, то ставит пару обратных пресижн-звукоснимателей у бриджа, что меняет текстуру звучания. Именно поэтому его чаще можно видеть с Yamaha Custom BB-style с добавленными "EB-0" в нэке и обратным "пресижном" в бридже.
Когда я обратился в Yamaha, у меня было вполне определенное представление о том, что я хочу. …гриф на болтах, потому что на басах со сквозным грифом огибающая нот слишком длинная для этого жанра музыки. …корпус из ольхи и гриф из цельного клена. Есть средний звукосниматель в стиле пресижн, а затем тот же звукосниматель, отраженный в обратном направлении у бриджа, что создает интересные, сложные гармоники. Между тем, в позиции у грифа есть большой звукосниматель в стиле EB-0, идея, которую я позаимствовал у бас-гитары … Билли Шиэна. Я могу использовать этот звукосниматель для того старого, хрюкающего звука Феликса Паппаларди/Джека Брюса, хотя это не то, что я часто делаю с Megadeth. С тремя звукоснимателями это бас «на все случаи жизни» — из него можно извлечь практически любой звук... Это потрясающий инструмент, и я не могу от него оторваться.
Ломенцо предпочитает четырехструнные инструменты. На пятиструнных басах Джеймс играл в White Lion с первого по третий альбом, а потом вернулся к четырем струнам и продолжает так играть в Megadeth. С его точки зрения, в Megadeth пятая струна не нужна. Ломенцо считает, что у Megadeth есть четыре-пять песен, в которых встречается одна нота в определенной гамме в определенный момент в качестве знака препинания, которую не пропустишь. Как Джеймс обходит подобную ситуацию? Использует октавер, который особым образом настраивает.
Для Джеймса четырехструнный инструмент легче, удобнее лежит в руках, позволяет ему лучше двигаться, быстрее играть, не возиться с глушением пятой струны. В “Hangar 18” Ломенцо играет с дроп ре детюнером Hipshot D.
Детюнерами Ломенцо пользуется с 1980-х. В “Ангаре” он начинает с дроп ре, а к концу, когда играет вместе с гитарой, переключает детюнер обратно в ми и продолжает играть.
Дело в том, что как только вы настраиваете …детюнер, все говорят: «О нет, он никогда не вернется в тональность». У меня вообще никогда не было проблем с этими штуками. Я имею в виду, если вы настроите их правильно, будете следовать инструкциям и недостроите их на 10%, а затем поднимите их до тональности, а потом несколько раз постучите, вы можете играть с ними всю ночь.
Джеймс использует струны Rotosound из-за привычки к их звуку и натяжению.
Это, конечно, далеко не все оборудование Джеймса Ломенцо, но то основное, без которого его трудно представить на сцене с Megadeth.
Воссоединение с Megadeth
Много лет Джеймс давал всевозможные концерты с тех пор, как в последний раз работал в Megadeth. Незадолго до звонка, вернувшего его впоследствии в группу, он играл с Джоном Фогерти из Creedence и с барабанщиком Кенни Ароновым.
...однажды утром мне наконец позвонили — и я действительно играл концерт; не могу вспомнить, где именно … это была команда менеджеров. Они … сказали: «Дэйв [Мастейн] хотел бы, чтобы ты рассмотрел возможность помочь нам и провести нас через предстоящий тур». …мне пришлось бы оставить некоторые обязательства, которые у меня были, поэтому мне нужно было сначала это уладить, что я и сделал. И все были очень любезны по этому поводу на другом конце провода. Поэтому, приняв это во внимание, я поговорил … с Дэйвом... Он сказал: «Чувак, это будет здорово. Если ты хочешь это сделать, это действительно поможет. У нас скоро будет Metal Tour of the Year». Как я уже сказал, у меня было волнение, но волнение было в следующем: я мог бы играть песни Megadeth - я знал, что мне понадобится неделя или около того, чтобы как-то привыкнуть и снова набить руку - но сцена... Четыре парня на сцене, заполняющие сцену и развлекающие металлюг. Снова стать таким, понимаешь? Это было единственное [что вызывало волнение].
Джеймс полез на YouTube смотреть видео “Blood on the water” - концерт в Сан-Диего, прошедший примерно через год после того, как Ломенцо впервые стал полноценным участником группы. Джеймс сказал тогда: «Дай-ка я посмотрю, на чем мы остановились». Все это он будто бы заново вложил себе в голову и учел. А потом были полторы недели интенсивных домашних “воспоминаний”. Ломенцо вспомнил песни гораздо быстрее, чем предполагал. Для него настало время снова сосредоточиться на Megadeth.
Перезапись бас-партий для альбома Ломенцо упустил, хотя и не по своей вине. В беседе с менеджментом группы он попросил разрешения сыграть на пластинке и поверг их этим в шок. Они просто ответили, что исчерпали бюджет и она уже готова.
Бас Стива ДиДжорджио на перезаписи порадовал Джеймса. Одновременно, Ломенцо мучился вопросом, останется ли ДиДжорджио в группе или продолжит играть в Testament.
Когда Джеймс беседовал о перезаписи уже с Мастейном, оказалось, что поддержать группу басом в туре на тот момент было гораздо важнее. Ломенцо было подумал, что Мастейн не хочет его возвращения в Megadeth. Но Мастейн знал, что у Ломенцо есть обязательства перед коллективом Фогерти и хотел, чтобы Джеймс сначала уладил все там. После окончания тура счастливый Мастейн позвонил Ломенцо и сказал: “Я бы хотел, чтобы ты просто остался. Если ты это сделаешь, тебе здесь место”. И Ломенцо с радостью ответил: “Да, чувак. После такого тура давай продолжим”.
А стремление к перезаписи Джеймс все же компенсировал записями лайвов в туре.
Советы басистам
На вопрос журналиста в одном из интервью о том, какой совет он может дать тем, кто хочет научиться играть на басу, Ломенцо дал аж несколько.
1. Слушайте отличных басистов. Зайдите на видеохостинг, обратитесь к своей фонотеке с компакт-дисками или аудиокассетами и просто начните слушать любую группу. Сосредоточьтесь на том, что делает бас-гитара, и как это связано с исполняемой музыкой.
2. Перестаньте слушать басиста и начните слушать саксофониста. Это поможет расширить ваше понимание мелодии.
3. Не торопитесь. Если действительно любите играть на басу, нужно это развивать. Убедитесь, что играете правильно, не напрягая мускулатуру. Это как когда вы начинаете учиться читать: вы делаете это медленно и методично, чтобы вложить в свой разум одну концепцию за другой.
Из того же интервью можно выудить еще три бонусных совета:
4. Воспроизводите услышанное. Вы не можете попасть в плохую ноту. Вы можете попасть в новую ноту или переосмыслить то, что услышали. Вы можете неверно истолковать услышанное и придумать что-то по-прежнему музыкальное.
5. Обращайте внимание на контекст. Чтобы на самом деле делать музыку на этой штуке, вы должны смотреть на общую картину. Общая картина - это то, как бас согласуется с другими музыкантами в разных жанрах музыки. Старайтесь находить это в музыке и следовать этому.
6. Не смотрите [и не слушайте] Жако Пасториуса в первый год обучения. Вам покажется, что вы вообще не умеете играть. Но спустя пару лет, как только ваши пальцы начнут двигаться, обязательно посмотрите [и послушайте] его.
Это моя мечта, вот куда я направляюсь. Видишь тот большой холм там…? Это холм Жако Пасториуса.
Заключение
Подытожить все хочется цитатой из интервью Мастейна:
У нас все еще был Дэвид Эллефсон на басу, но, как мы знаем, дерьмо попало на вентилятор. Мне пришлось уволить Дэвида из группы, и это поставило нас в положение, когда нам понадобился басист. Последнее, чего я хотел - это какой-то придурок, у которого от участия в Megadeth раздулись бы мозги. Я вспоминаю Кико, который прошел путь от гитариста в группе, играющей в барах, до группы, играющей на аренах, в театрах и на стадионах, но воспринял это спокойно.
Вот тогда мне пришло в голову пригласить Джеймса обратно в группу. Джеймс играл с Оззи и вращался в нашей индустрии на самых высоких уровнях. Он был великолепен как старожил группы, помогая ребятам, когда меня не было рядом. И, если честно, он значительно продвинулся как басист.
И еще цитата из другого интервью Мастейна:
Мы приветствовали Джеймса с распростертыми объятиями и все его любят. Он просто … отличный парень. Так что решение было совсем несложным. По сути, я позвонил ему, посмотрел, что он делает. Все очень, очень довольны им. Я не видел особого сопротивления со стороны фанатов. Я знаю, что два человека … помимо меня, Дирк и Кико, любят его. Это то, чего я хотел. Я хотел, чтобы мы вчетвером играли вместе и всем было комфортно друг с другом, и мы знали, что не происходит никаких странностей или двуличия или чего-то подобного, потому что это то, что всегда разрушает группы. У нас была эта близость, у нас вчетвером, с тех пор, как пришел Джеймс. Они всегда где-то вместе ... Джеймс в баре пьет бокал вина с Кико или Джеймс в спортзале тренируется с Дирком. Они всегда делают что-то отличное вместе.
Джеймс Ломенцо - командный игрок и просто хороший человек. Поладить с авторитарным Мастейном - та еще проблема и он с ней справляется. Во всяком случае пока. Иначе бы его второй раз в группу не позвали. Да и мэтч с Вербуреном дорогого стоит. В общем, и Megadeth сейчас, и другие коллективы раньше, нашли в нем того самого члена команды, с которым не страшно ни в огонь, ни в воду.