Все началось со скандала. 10 мая 2021-го в Сеть утекло личное видео басиста Megadeth Дэвида Эллефсона. Дальше события развивались стремительно.
- 14-го Мастейн увольняет Эллефсона. Говорит, что обратно не примет.
- 24-го Мастейн официально объявляет об увольнении Эллефсона.
- 17 июня Мастейн заявляет: бас-партии Эллефсона для предстоящего альбома будут перезаписаны другим басистом. Стив ДиДжорджио с задачей отлично справляется.
- 31 мая 2022-го Ломенцо официально вошел в состав группы, съездив с ней в тур незадолго до выхода альбома.
Ломенцо по сути второй самый устойчивый басист коллектива после Эллефсона. Впервые он успешно отработал в Megadeth с 2006-го по 2010-й и запомнился Мастейну. Эллефсона связывают преимущественно с Мегадэт, а Ломенцо отметился работой с бессчетным множеством неизвестных, большим количеством малоизвестных, и несколькими всемирно известными музыкантами. Среди третьих Джон Фогерти, Закк Уайлд, Дэвид Ли Рот, Оззи, Слэш... Какой он человек и басист, попробуем разобраться.
Начало пути
Джеймс рос в Бруклине и в детстве хотел стать барабанщиком. Родители купили ему малый барабан и он начал отрабатывать рудименты. Отец и мать быстро пожалели о шумной покупке и через некоторое время предложили сыну учиться игре на гитаре. Благо, Джеймс сразу согласился и уже на ближайшее Рождество получил в подарок гитару, которая его тоже увлекла. А немного погодя он запел, что не удивительно, поскольку в его доме постоянно звучал маленький транзисторным радиоприемник. В то время он впервые услышал “классический рок” и много всего другого от Рэя Чарльза до Фрэнка Синатры. Маленький Джеймс был просто зациклен на радийной музыке. Если кто-то по соседству включал радио, Джеймс прислушивался, боясь упустить что-то новое.
Как-то вечером Ломенцо зависал с Кико Лорейро. Они пили вино, и Кико сказал: “Знаешь, чем лучше ты становишься, тем больше исчезает магия музыки. Ты начинаешь лучше ее понимать”. Ломенцо кивнул. Еще когда в средней и старшей школе Джеймс играл на валторне, он понял, как функционируют инструменты в оркестре, как работают друг с другом. Это понимание все для него испортило: раньше оркестр был просто одним большим звуком… Видимо, музыка тогда утратила для Ломенцо магию, но не настолько, чтобы бросить.
Радиоприемник привел Джеймса к осознанному слушанию музыки. Сначала его внимание привлекли The Beatles и Пол Маккартни. Потом он переключился на The Who. Джеймс, как и Джон Энтвистл из The Who, играл на валторне, поэтому заинтересовался им особенно. Ломенцо собрал группу из семерых духовиков, и, с разрешения родителей, стал репетировать в подвале своего дома. Они играли песни Chicago и The Who, а Джеймс разрывался между валторной и бас-гитарой.
Первой "струнной" рок-группой Джеймса была Sir Donicus. Он собрал ее со своим другом, с которым познакомился в школе на уроках музыки. Отец Джеймса, как вы уже, наверное, догадываетесь, был не против их репетиций в том же подвале. Группа играла на вечеринках в своем квартале и в церкви для сбора средств.
Игра Ломенцо на валторне принесла ему стипендию Бруклинского колледжа, но в итоге он сделал выбор в пользу баса и переехал в Калифорнию. Там он пытался играть под все, что передавали по радио: Creedence Clearwater Revival, Grand Funk Railroad, Black Sabbath, Judas Priest, Майкла Джексона…
В 2006-м Ломенцо узнал, что Megadeth нужен новый басист, и пришел на прослушивание к Мастейну. Ломенцо играл соло в офисе его менеджера и Мастейн сказал: “У нас концерт в Дубае через три недели. Сможешь выучить 23 песни?” Джеймс согласился. Но когда взялся учить песни, понял, насколько они сложны. Еще бы, каждая минут по шесть с кучей разных частей! Но на концерте в Дубае Ломенцо показал себя отлично.
Техника игры, подход к инструменту и ритму
В Megadeth Ломенцо всегда играет медиатором. Какое-то время он колебался между ним и игрой пальцами, стараясь соответствовать исполняемой музыке. Когда Ломенцо попал в Megadeth, он играл в основном пальцами. Его окружение считало, что ему придется играть медиатором, раз так делал Дэвид Эллефсон. Ломенцо это понимал. Он и сам хотел звучать как Эллефсон, поэтому пользовался медиатором на концертах чаще обычного. Это помогло ему почувствовать себя увереннее.
Чтобы лучше играть партии Эллефсона, Ломенцо нужно было понять, как Мастейн использует руки при игре. Мастейн играет с полной растяжкой пальцев, поэтому Ломенцо решил подражать его технике. Позже он посмотрел видео Эллефсона и увидел, что тот делает что-то похожее.
Играть в разных группах и разных жанрах - естественное состояние Джеймса. Он всегда старается сыграть как можно ближе к оригиналу, потому что это и людям нравится, и ему самому. Ломенцо понимает, что никогда не будет звучать в точности как Эллефсон, независимо от техники, потому что у них в телах разные нейронные связи. А еще у Ломенцо пальцы короче. Джеймс воспринимает эти обстоятельства как вызов, возможность вырваться за собственные границы и перейти на следующий уровень.
За годы игры техника Ломенцо становилась то лучше, то хуже. Он понимает: чтобы стать лучше, нужно упорно трудиться, работать над собой. Нужно не только изменить что-то в технике игры, но даже просто поменять высоту баса на ремне, струны, звукосниматели. Ломенцо любит верхнюю середину из-за ее “ударности”, которая идет от его любви к барабанам. “Ударность” нужна, чтобы бас было слышно за громкими гитарами:
Нужно бить [по струнам] так же сильно, как [гитаристы]. И, как я узнал, слушая Джона Энтвистла, все дело в высоких частотах. Несмотря на то, что бас выдает много низких частот в диапазоне от 70 до 80 Гц, без сильных высоких частот в диапазоне от 1,6 до 2 кГц ваш звук теряется. Я был рад, когда попал в Megadeth, потому что Дэйв Мастейн сказал: «Единственный способ получить отлично звучащий бас - это усилить высокие частоты». И я подумал: «Да! Этот парень понимает!»
Бас при повышении верхней середины, по мысли Ломенцо, выдает основную ноту и атаку, а не просто “трель гармоник”.
У Джеймса вполне естественно сформировалось особое отношение к ритму. Да и гитаристов он ценит не за соло, а за ритм-партии:
Ритм — это всё... Я имею в виду, даже на гитаре. [Когда меня спрашивают:] «Каких гитаристов ты любишь?» [Отвечаю:] «Я люблю Эдди Ван Халена!»… «…Ну разве он не великолепен на соло-гитаре?»… «Нет! Его ритм!» … Всякий раз, когда я нахожу гитариста, который может играть такой ритм, это … сносит мне крышу... Ритмически его ощущение от барабанов было потусторонним. То же самое и с Хендриксом... Барабаны, казалось, почти не имели [для него] значения, и все же то, как он переплетался с ними, было чистой магией.
Мир Megadeth, по мнению Ломенцо - ритм высочайшего порядка. Есть места в песнях группы, где можно идти против ритма, находясь “на краю” бочки и малого барабана или “чуть позади” малого.
Знакомство с барабанщиком Megadeth
Джеймс встретил Дирка Вербурена в самолете. У них есть общий друг, так что тема для начала знакомства нашлась. В первый день, когда они вдвоем отправились на репбазу, Мастейн был занят и не появился, а Лорейро еще не приехал из Финляндии. На репбазе оказался только техперсонал, так что у Дирка и Джеймса появилось время, чтобы познакомиться друг с другом уже в музыкальном плане. Установка Дирка в тот день располагалась на огромной платформе 2,5 м в высоту. Джеймс привык к положению Джона Пола Джонса и Бонзо: смотреть барабанщику прямо в глаза и веселиться. А тут - увы... Но, как только Дирк ударил в бас-бочку и в рабочий, музыка "превратилась в монолит". Похоже, это часть стиля игры Дирка. Они вдвоем пробежали почти весь сет-лист, и Джеймс решил, что все получится.
Ломенцо съел не одну собаку в попытках понять, как играют барабанщики. Кто-то из них “вел” с хай-хэта, кто-то - с бас-бочки. Кто-то “выносил” на передний план малый или “отодвигал” его назад. Джеймс первым делом при работе с барабанщиком старается понять, как играть с ним, как подстроиться под его игру. Для Ломенцо как басиста важно именно сформировать ритм-секцию.
Сплочение ритм-секции Megadeth, по ощущениям Джеймса, произошло мгновенно. Такое у него случается очень редко. За годы работы он успел переиграть почти с каждым из своих любимых драммеров, кроме Кози Пауэлла из-за его смерти. Пока они с Дирком разбирали материал Megadeth, Джеймс почувствовал, будто они уже играли вместе много лет.
О гитаристах Megadeth
Ломенцо очень трепетно и по-человечески относится к бывшим и нынешним гитаристам Megadeth, с которыми ему довелось поработать. Он считает, что все они, да сам Мастейн, великолепны по-своему.
“Крис Бродерик был фантастическим. Он был потрясающим на этих записях, и таким замечательным парнем, с которым приятно играть в группе, но его путь был в этом мире очень “металлическим” сверху донизу. И это здорово. Но это то, что ускользает от [моего понимания], потому что на меня за эти годы повлияло так много людей, что я никогда не смогу просто выбрать [один жанр].”
“Кико [Лорейро] … мастер-исполнитель. … У него так много граней в игре; вам нужно услышать его бразильскую акустическую игру. Ритмически он потрясающий; ему не нужен другой инструмент, чтобы создавать отличную музыку. ... Он очень сильный [музыкант]. … Но что мне особенно нравится в Кико, так это то, что он на самом деле упрощает для меня, чтобы мы могли джемовать. Например, … до четырех запоминающихся аккордов, на которых мы можем остановиться, и поэтому мы можем раскрыться. Но это то, что, по моему мнению, делает джем … богаче.”
“...Теему Мянтисаари, … просто феномен. … На самом деле, когда Кико должен был уйти, он предложил Теему в качестве своей замены. …как замена, он казался тем парнем, который мог бы справиться с этой работой. И он доказывает это каждый вечер. …он быстро учится. Он действительно очень искусен в изучении всей этой музыки и безупречном ее исполнении.”
“...мы плечом к плечу каждый вечер сражаемся. Я очень высокого мнения о нем. Я не думаю, что есть кто-то, похожий на Дэйва [Мастейна]… У него свой собственный голос в музыкальном плане, вокально... …Дэйв в такой отличной форме, учитывая, через что он прошел, и учитывая, сколько лет он этим занимается. Не думаю, что я когда-либо видел кого-то настолько голодного на его месте. Для него это все еще в новинку. … Лучший лидер — это тот, кто вдохновляет всех стать его частью, и это то, что он делает. Но его энтузиазм и его стремление для таких людей, как я …заразительно…”
***
Из второй части вы узнаете:
- какое оборудование использует Джеймс Ломенцо и почему,
- как проходило его воссоединение с Megadeth,
- какие советы дал Джеймс тем, кто хочет научиться играть на басу,
- почему Мастейн снова взял Ломенцо в группу.