Найти в Дзене
GPM рассказывает

Проект ВМ-Т «Атлант»: переоборудование стратегического бомбардировщика для доставки космических грузов

В 1970-х годах перед СССР встала задача перевозки компонентов для космических программ «Энергия» и «Буран». Габариты топливных баков и других частей ракет-носителей значительно превышали размеры, допустимые для железнодорожных платформ. Кроме того, маршруты к космодрому Байконур включали узкие повороты, мосты и тоннели, которые не позволяли использовать стандартные транспортные решения. Для решения этой проблемы инженеры решили использовать авиацию. Однако разработка совершенно нового самолёта потребовала бы значительных затрат времени и средств. Выход нашли в переоборудовании существующего стратегического бомбардировщика 3М, ранее созданного для военных целей. Работы по переоборудованию бомбардировщика начались в 1978 году в ОКБ имени Мясищева. Перед инженерами стояли две ключевые задачи: Проектирование заняло около трёх лет, и в 1981 году начались первые испытательные полёты. После доработок самолёт получил название ВМ-Т «Атлант». Вот его ключевые параметры: Самой заметной особеннос
Оглавление

Проблема транспортировки крупногабаритных грузов

В 1970-х годах перед СССР встала задача перевозки компонентов для космических программ «Энергия» и «Буран». Габариты топливных баков и других частей ракет-носителей значительно превышали размеры, допустимые для железнодорожных платформ. Кроме того, маршруты к космодрому Байконур включали узкие повороты, мосты и тоннели, которые не позволяли использовать стандартные транспортные решения.

Для решения этой проблемы инженеры решили использовать авиацию. Однако разработка совершенно нового самолёта потребовала бы значительных затрат времени и средств. Выход нашли в переоборудовании существующего стратегического бомбардировщика 3М, ранее созданного для военных целей.

Создание ВМ-Т: технические задачи и решение

Работы по переоборудованию бомбардировщика начались в 1978 году в ОКБ имени Мясищева. Перед инженерами стояли две ключевые задачи:

  1. Сохранить устойчивость в полёте при перевозке крупных грузов.
    Установка груза на верхней части фюзеляжа изменила аэродинамику самолёта, поэтому были добавлены вертикальные стабилизаторы на концах крыльев. Это решение обеспечивало компенсацию дополнительных нагрузок.
  2. Усилить конструкцию самолёта.
    Корпус бомбардировщика был переработан для перевозки грузов весом до 50 тонн. Были использованы прочные материалы и перерасчитана прочность фюзеляжа.

Проектирование заняло около трёх лет, и в 1981 году начались первые испытательные полёты.

Технические характеристики ВМ-Т «Атлант»

После доработок самолёт получил название ВМ-Т «Атлант». Вот его ключевые параметры:

  • Грузоподъёмность: до 50 тонн.
  • Длина самолёта: 51 метр.
  • Размах крыла: 53 метра.
  • Крейсерская скорость: до 900 км/ч.
  • Дальность полёта: до 2000 км с полной загрузкой.

Самой заметной особенностью ВМ-Т стала цилиндрическая конструкция для размещения грузов, установленная над фюзеляжем. Её крепления и аэродинамическая защита обеспечивали стабильность даже при неблагоприятных погодных условиях.

-2

Испытания и эксплуатация

Во время испытаний самолёт перевозил макеты реальных грузов, таких как топливные баки и обтекатели ракет-носителей. Проверки проводились в различных условиях, чтобы оценить устойчивость при разных скоростях и режимах полёта.

С 1981 года ВМ-Т начал использоваться для доставки компонентов на космодром Байконур. Он выполнял около 150 рейсов, сокращая время транспортировки с нескольких недель до нескольких часов. Основные грузы включали:

  • Баки для ракет-носителей.
  • Крупногабаритные обтекатели.
  • Элементы конструкций для орбитальной станции «Мир».

Сравнение с зарубежными аналогами

В это же время в США был разработан Boeing 747 SCA, использовавшийся для транспортировки шаттлов. Однако подходы двух стран различались:

  • Boeing 747 SCA: перевозил только шаттлы. Его грузоподъёмность составляла около 30 тонн.
  • ВМ-Т «Атлант»: имел более универсальную конструкцию, что позволило использовать его для множества задач, включая транспортировку ракетных компонентов.
-3
-4

Хотя дальность полёта ВМ-Т была ограничена, его высокая грузоподъёмность и возможность адаптации под разные грузы сделали его незаменимым для программы «Буран».

Завершение эксплуатации

После окончания программы «Буран» и сокращения космических проектов в 1990-х годах использование ВМ-Т значительно сократилось. Экономическая ситуация также играла свою роль: эксплуатация самолёта требовала значительных затрат на обслуживание.

Тем не менее, ВМ-Т продолжал выполнять отдельные коммерческие рейсы до середины 2000-х годов.