Найти в Дзене
Ruslan_CGI

Oculus Quest 3 или PSVR2 только личный опыт в 2024-2025

Оглавление

Предыстория

Самые популярные VR шлемы в одном ценовом сегменте своего времени.
Самые популярные VR шлемы в одном ценовом сегменте своего времени.

Первый шлем, который оказался в моих руках, был от компании Sony и назывался Playstation VR. Это было в далёком 2017 году. Тогда я испытал настоящий шок, осознав, что игры в VR могут быть настолько крутыми по впечатлениям и ощущениям.

Через несколько месяцев я продал шлем. Он отнимал у меня слишком много времени, да и качество картинки порядком надоело. Но, попробовав VR однажды, вам рано или поздно захочется повторить этот опыт.

Следующий опыт был со шлемом Oculus Quest 2. Разрешение и чёткость картинки в этом шлеме были выше, чем у PSVR, что радовало, но цвета казались бледными, а угол обзора был гораздо меньше, чем у предшественника. Было такое ощущение, что смотришь в бинокль, поэтому через месяц я его продал.

Затем я попробовал Pico 4. Он перенял все плюсы и минусы от Quest 2, разница была лишь в том, что “бинокль” был побольше, но это всё равно не давало полного погружения, которое обеспечивал PSVR. Поняв, что без 4K разрешения VR пока не готов покорять вселенную, я продал и этот шлем тоже, закрыв вопрос с этой технологией почти на 4 года.

Наше время

На рынок VR технологий наконец-то пришло 4К разрешение по доступной цене. В продаже появились такие шлемы, как PSVR2 с официальным адаптером для подключения к компьютеру, и Oculus Quest 3 на новой платформе Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2. Что ж, время VR технологий настало, и пора этим воспользоваться.

Playstation VR2 + PC Adapter

Мой выбор с самого начала пал на PSVR2, так как именно шлем от Sony в прошлом обеспечивал наибольший угол обзора по сравнению с конкурентами в близком ценовом сегменте. К тому же, с этим шлемом можно получить опыт как с Playstation 5, так и со Steam VR через специальный адаптер.

Я решил начать со Steam, приобрел PC Adapter и рекомендуемый адаптер Bluetooth для подключения контроллеров. Установил нужный софт, выполнил все по инструкции, скачал игру “Half-Life: Alyx” и запустил. Море эмоций! Надев шлем, я в полной мере ощутил, что такое 4К изображение в VR! Четкая, резкая картинка с насыщенными красками, разборчивые шрифты, великолепные оттенки черного, честные 120 герц и великолепный угол обзора. Шлем сконструирован в духе своего предшественника PSVR1, отлично сидит на голове и не давит на лицо.

Однако у этого шлема есть один минус — провод! Могла ли Sony сделать шлем беспроводным? Да, могла бы, но не сделала. Почему? Я объясню ближе к концу статьи.

Далее предстояло попробовать шлем в его родной среде обитания, для которой он и был создан. Я подключил шлем к Playstation 5, запустил Resident Evil 4VR и пару других проектов. Что я могу сказать? Это действительно работает хорошо. Отслеживание великолепное, есть вибрация в шлеме, хваленые адаптивные триггеры вносят новизну во взаимодействие с игрой. Есть качественные и хорошо сделанные игры — это именно тот формат, когда можно прийти домой, нажать пару кнопок и просто наслаждаться.

Однако у шлема есть проблемы с нечетким изображением и размытием как на PS5, так и на PC, хотя это не настолько критично, чтобы мешать наслаждаться игровыми мирами. Оказавшись в этой гарнитуре, я ясно понял, что качество, которое дает этот шлем, более чем достаточно на долгие годы. Хотелось бы в дальнейшем увидеть более продвинутые и интересные игры, чем очередной новый шлем.

Кстати, нужно принять во внимание тот факт, что хорошие игры для этой гарнитуры очень дорогие. Например, игра “Horizon Call of the Mountain” без скидки обойдется почти в 9 000 рублей, но через год она может раздаваться бесплатно по подписке Playstation+. Все зависит от вашего терпения.

В итоге, получив все, что я хотел от этого шлема, пришло время для следующего испытуемого.

Oculus Quest 3

Супер разрекламированный всеми возможными блогерами продукт, обещающий качественно новый уровень погружения в стек технологий VR, AR и MR, уже лежал у меня на столе. Я купил его лишь потому, что просмотрел множество положительных обзоров, в каждом из которых отмечали его непревзойденные возможности. Ну как я мог обойти стороной такой технологичный продукт?

Первое, что меня ожидало, это многочасовое мучение с VPN, регистрациями и авторизациями, чтением кучи статей и просмотром видеороликов на тему активации шлема. Не буду здесь писать, как это делать, так как без меня на эту тему хватает материала в сети. Но если получилось у меня, то и у вас получится.

После 4 часов страданий я подключил шлем к Steam через беспроводной AirLink и запустил “Half-Life: Alyx”, который запускал на PSVR2. И вот что я заметил:

Четкость:
Четкость стала просто безупречной по сравнению с PSVR2. Это лучшая четкость картинки из всех шлемов, которые я видел: никакой ряби, никакого мыла, даже самый мелкий текст реально можно прочитать.

Угол обзора:
При заявленных 110 градусах у обоих шлемов, угол обзора у Quest 3 мне субъективно показался меньше на 5%, как бы я ни пытался прижимать шлем к лицу.

Цвет:
Цвет потерял в насыщенности до 30%. Белый цвет был белым, а вот черного цвета и его оттенков нет совсем, а это очень важный фактор, влияющий на восприятие картинки, особенно когда есть с чем её сравнивать.

В игре я зашел в темный подвал на обоих шлемах:

  • На PSVR2 я видел отчетливо трещины и потертости стены, мелкие детали, затенения, текстуры грязи и прочее.
  • На Oculus Quest 3 я видел туманную пелену, сквозь которую эти детали еле просматривались.

Для наглядности я сделал в Photoshop две картинки, показывающие, как это выглядело в разных шлемах, чтобы вы могли ощутить разницу.

Темная сцена

Пример того, как выглядит темная картинка на PSVR2 и Quest 3 на основе внутренних ощущений.
Пример того, как выглядит темная картинка на PSVR2 и Quest 3 на основе внутренних ощущений.

Светлая сцена

Пример того, как выглядит светлая картинка на PSVR2 и Quest 3 на основе внутренних ощущений.
Пример того, как выглядит светлая картинка на PSVR2 и Quest 3 на основе внутренних ощущений.

Oculus Quest 3 Дополненная реальность

Поскольку в PSVR2 нет дополненной реальности, сравнить эти шлемы не могу, но опытом использованию поделюсь. Система трекинга Oculus 3 отлично справляется с привязкой объектов в пространстве, если вы что-то поставили в окружение на какое-то место, это закрепится там намертво, соответственно AR игры работают с таким трекингом великолепно. Однако система камер очень бюджетная и создает в окружении очень много шума, который все портит, Четкой картинки вашего реального окружения ждать не стоит, а это в свою очередь ставить под большое сомнение само наличие дополненной реальности в этом шлеме. Так же заморочка с VPN тоже расстроит. Для просмотра контента от производителя и YouTube в шлеме вам потребуется VPN, если нужно будет соединиться с ПК, VPN нужно отключать, так как он замедляет скорость соединения и так постоянно.

Oculus Quest 3 + Автономные игры в шлеме

Очевидно, что от мобильной платформы уровня даже хорошего телефона не стоит ждать графически продвинутых, дорогих игр, так как это телефон, а играм нужна видеокарта в 90% вычислений. Как известно, видеокарта в вашем компьютере порой может быть больше, чем сам шлем.

Это значит, что вся графика в таких играх будет соответствовать уровню 2000 годов. На деле так всё и есть: игры в Oculus 3 играть можно, но насладиться их масштабом и красотой, какой она должна быть в VR, вам вряд ли удастся.

Но если графика в играх для вас маловажна, возможно, вы получите свою порцию удовольствия, особенно с дополненной реальностью.

Как обрезается графика в играх, можно увидеть на фотографии ниже. Хоть игра и называется одинаково "Resident Evil 4 VR" по сути визуально это две разные игры, если на Playstation это полноценный проект с отличной графикой, физикой, анимацией, то на Oculus 3 это выглядит как пластмассовая китайская подделка, в которую просто отвратительно играть! Но, скажу пару слов в защиту Oculus 3 на примере онлайн шутера "Breachers" он реально хорошо сделанный и выглядит одинаково на двух платформах и на Oculus Quest 3 он выглядит гораздо лучше, это великолепная четкость.

Resident Evil 4 VR - Сверху изображение с Playstation VR2, снизу изображение с Oculus Quest 3
Resident Evil 4 VR - Сверху изображение с Playstation VR2, снизу изображение с Oculus Quest 3

PSVR2 и Quest 3 - Работа при подключении к Steam VR

С первого раза всё не пошло гладко ни с одним, ни с другим шлемом, пришлось вникать и разбираться.

PSVR2 после подключения к Steam VR был сразу готов к работе, за исключением некоторых игр, в которых пришлось поднастроить профиль контроллера. Работает стабильно, иногда бывают мелкие проблемы, но, учитывая, что Steam VR кривой сам по себе, это нормально. Сам я столкнулся с проблемой PSVR2, которой не было у других: при повороте головы в игре или в комнате Steam VR изображение частенько дёргало. Облазил все форумы, поменял все порты и провода, но не помогло. Смирился, в целом играть не мешает, но у других игроков такой проблемы не было.

Oculus Quest 3 запускался не через провод, а через AirLink, потому что эта гарнитура позиционирует себя автономной и беспроводной, именно в этом её ценность. Поэтому именно ей я и воспользовался, предварительно посмотрев требования к роутеру и компьютеру для успешного соединения, которые я удовлетворил с запасом. Мне удалось подключиться, но ни при одном соединении я не смог продержаться больше 10 минут — постоянно всё зависало и отваливалось, на это, кстати, жалуются и другие пользователи.

При запуске Half-Life: Alyx игра начала ругаться на нехватку видеопамяти (у меня её, на секундочку, 12 ГБ), хотя ранее я успешно играл в неё на PSVR2. Игра запустилась всё равно, но её постоянно фризило, игра постоянно подвисала, это сделало процесс игры невыносимым. Что бы я ни делал, исправить проблему пока не удалось. В моменты, когда игра не тормозила, всплывали другие проблемы, такие как появление пиксельных артефактов, как на тёмных сценах в видео плохого качества, то есть периодически падал битрейт, из-за чего картинка на мгновение понижалась в качестве.

Пока я настраивал шлем, у него полностью сел аккумулятор — его заряда хватает максимум на 2 часа работы, что стало для меня большим сюрпризом и навело на мысль, а стоит ли этот шлем вообще своих денег.

PSVR2 и Quest 3 - Линзы

Линзы “Fresnel” от PSVR2 постоянно критиковали на просторах интернета, и я вполне представлял, что они не будут идеальными. Постоянно жаловались на засветы от белого на чёрном фоне, говорили, что резкость хорошая только в центральной области линз, что на краях очень сильные искажения и прочее.

Линзы Pancake от Quest 3, наоборот, хвалили со всех сторон. Равномерная резкость с любой стороны, отсутствие засветов от белого, никаких искажений и прочие преимущества.

На практике, пожалуй, соглашусь и с критиками, и с теми, кто хвалил. Действительно, линзы Pancake очень хорошие, а Fresnel — очень бюджетные. Однако хочется обратить внимание на засвет от белого цвета на тёмном фоне: он реально есть и у Quest 3, и он более ощутимый, чем у PSVR2. Он сильнее бьёт в глаза под определённым углом и иногда похож на внезапную вспышку, которая очень неприятна. В остальном всё так, как говорят.

Заключение

Я однозначно выбираю PSVR2

Мне важно наличие серьёзных игровых проектов с живописными локациями, хорошей реалистичной графикой и физикой. Важно иметь возможность играть в игры, которые создавались для определённого VR шлема и его контроллеров, а не для всех подряд.

Для меня крайне важны цвета и высокая динамическая плотность изображения — для игр это имеет особое значение, особенно если речь идёт о ночных и тёмных локациях. Я очень люблю кино в формате 3D, и VR-гарнитуры способны снова перенести нас в мир объёмного кинематографа, а для кино также очень важен цвет, он напрямую влияет на наше восприятие.

К сожалению или к счастью, но на конец 2024 года с этим справится только шлем Playstation VR2.

В каком случае я бы выбрал Quest 3

Выбор в сторону Quest 3 был бы очевиден, если бы эта гарнитура реально соответствовала своим характеристикам не только в обзорах различных блогеров, но и на практике. Однако, как показала практика:

  1. Экран с частотой 120 Гц оказался только на бумаге. В реальности доступны 72 и 90 Гц. Чтобы получить честные 120 Гц, нужно что-то включать, придумывать, настраивать и заморачиваться.
  2. Беспроводное подключение к PC происходит через боль и слёзы: постоянные глюки, вылеты и зависания. Да, система работает, но делает это так, что погружаться в такую реальность уже совершенно не хочется. А если играть по проводам, тогда зачем вообще этот шлем?
  3. Гарнитуре достались топовые линзы, но экономия на LCD дисплеях практически уничтожила цветовую палитру, её глубину и яркость.
  4. Камеры для дополненной реальности цветные и трекинг хороший, но качество этих камер портит практически всё впечатление.
  5. Автономность шлема всего 2 часа, после чего он становится проводным. Для игрового процесса и просмотра контента это крайне мало на мой взгляд.
  6. Игры для этого шлема имеют крайне урезанную графику, но это ещё можно понять, так как это мобильная платформа. Однако серьёзных проектов на эту гарнитуру очень мало.

Мы помним, какие классные и красивые игры делали студии в 2000 годах, выкручивая возможности ретрожелеза до максимума. Над играми трудились, работали, старались, вкладывались. А сейчас мы видим тенденцию, когда делают игры без души: включается, работает, что-то происходит и нормально, можно продавать. И таких игр на этой платформе абсолютное большинство.

Поэтому весь этот автономный гейминг ставит под вопрос его целесообразность, если не будет качественных проектов с хорошей графикой и оптимизацией под Quest 3.

Так лучше с проводом?

Однозначно Sony поступила правильно, сделав шлем проводным. Судя по опыту с Oculus Quest 3, лучше пусть будет провод в угоду стабильной работе и отсутствию проблем посреди игрового процесса, чем постоянные падения битрейта, зависания и тормоза.

Ну не готова ещё VR-индустрия к высококачественному беспроводному соединению. VR-гарнитуры и так имеют проблемы с укачиванием, плохими играми, высокой ценой и неудобством эксплуатации. Из-за этого игроки отказываются от VR, и если к этому добавятся ещё постоянные зависания, искажения картинки и прочие трудности, это окончательно отобьёт желание пользоваться подобной технологией.

Sony выпустила хороший, стабильно работающий, качественный VR-шлем, работающий по принципу: пришёл домой, нажал кнопку, включил любимую игру и очутился в другом мире с полным погружением в процесс! Quest 3 получился действительно хорошим, но ещё очень сырым продуктом, время для которого ещё не пришло.

P.S.

В этой статье я поделился личным опытом и рассказал о своих ощущениях. Моё мнение не является последней инстанцией, и всё написанное выше является моим субъективным взглядом.