Найти в Дзене
HISTHORY | ИСТОРИЯ

После пожара под Нотр-Дамом обнаружено более 1000 артефактов

Оглавление

Публикация из подборки:

Новости | HISTHORY | ИСТОРИЯ | Дзен

Пожар 2019 года предоставил археологам редкую возможность провести раскопки под Парижским собором, где они обнаружили целую сокровищницу фрагментов произведений искусства.

После пожара под Нотр-Дамом обнаружено более 1000 артефактов
После пожара под Нотр-Дамом обнаружено более 1000 артефактов

Когда в Нотр-Даме началась реконструкция после пожара 2019 года, группа археологов была вызвана для раскопок артефактов в центральной части собора. Они были удивлены, обнаружив 1035 фрагментов различных произведений искусства, погребенных под каменным полом. Среди наиболее значимых из них - остатки алтарной преграды XIII века, которая когда-то скрывала хор* и святилище Нотр-Дама от посторонних глаз.

Раскопки Нотр-Дама оказались «гораздо богаче, чем ожидалось»

Вид сверху на раскопки в Нотр-Даме.
Вид сверху на раскопки в Нотр-Даме.

Согласно французскому законодательству, любой строительный проект, нарушающий почву, на которой могут быть найдены древние артефакты, требует обследования государственными археологами. Группа археологов, прибывшая из Национального института превентивных археологических исследований, не ожидала найти многого в Соборе Парижской Богоматери. Им дали всего пять недель, чтобы копать не глубже 40 сантиметров в центральной части собора, где трансепт встречается с нефом** и хором*.

 «Останки оказались намного богаче, чем ожидалось. Это очень впечатляет», - рассказал ведущий археолог Кристоф Бенье.

Команда была удивлена, обнаружив 1035 фрагментов произведений искусства, погребенных прямо под каменным полом. Некоторые из них представляют собой части известняковых скульптур в натуральную величину, которые когда-то стояли в центре Нотр-Дама. Французский искусствовед Дидье Рикер назвал эти находки, датируемые XIII веком, «одними из самых исключительных произведений скульптуры из всех периодов в мире».

Археологи раскопали «исключительные» скульптуры и исторические захоронения

Фрагмент скульптуры Иисуса Христа XIII века.
Фрагмент скульптуры Иисуса Христа XIII века.

Археологической группе Бенье было предоставлено разрешение копать глубже, чтобы можно было извлечь артефакты, что продлило раскопки более чем на два месяца. В дополнение к фрагментам скульптуры XIII века они нашли два свинцовых гроба, один из которых, вероятно, принадлежит французскому поэту эпохи Возрождения Жоашену дю Белле. Также было обнаружено несколько других, более обычных захоронений.

В частности, археологи извлекли несколько скульптурных голов и торсов XIII века, включая изображение безжизненного Иисуса Христа. По словам Бенье, эта конкретная скульптура «действительно исключительна по своей тонкости, вниманию к деталям. Визуализация век, ушей, носа - это невероятно». Археологи также определили, что эти скульптуры изначально были окрашены в яркие цвета, поскольку на некоторых фрагментах были обнаружены остатки красного пигмента.

Среди наиболее значимых находок – алтарная преграда XIII века

Часть алтарной преграды XIII века
Часть алтарной преграды XIII века

Некоторые из фрагментов скульптуры, найденных в Нотр-Даме, принадлежали алтарной преграде XIII века - шедевру расписной готической скульптуры, который когда-то возвышался на 4 метра сразу за входом в собор. Скульптуры в натуральную величину на алтарной преграде рассказывали историю христианства, включая сцены из страстей Христовых.

Столетия назад священники собора Парижской Богоматери использовали алтарную преграду, чтобы уединиться в хоре* во время ежедневных молитв. Также алтарная преграда служила платформой для священников, чтобы читать Священное Писание с кафедры приезжим парижанам в нефе**. Она простояла пять столетий, пока изменения в литургической практике и эстетических вкусах не заставили ее убрать в начале XVIII века. Считавшаяся слишком священной, чтобы покидать собор, алтарная преграда была разрушена, а ее части были захоронены под собором.

*Хор (от греч. χορός), часть базилики между нефом и апсидой с алтарём. Как правило, хор расположен восточнее трансепта и отделён от основного пространства храма алтарной преградой.

**Неф [франц. nef, от лат. navis], вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ

Деталь руки из алтарной преграды
Деталь руки из алтарной преграды