Найти в Дзене
Creatio Officina Sibiricum

Адиль-Гирей Кешев, потомок знатного рода, писатель-демократ (эссе)

Российское общество многонационально, а его культура представляет собой лоскутное одеяло, сотканное из проявлений культур отдельных народов. Прекрасным примером служит творчество Адиль-Гирея Кешева (1837?–1872), который осваивал в литературных формах культурный опыт народов Северного Кавказа. Однако обращение к его произведениям имеет и другие аспекты актуальности. Сегодняшний мир претерпевает бурные и взаимоисключающие процессы глобализации и борьбы отдельных народов за сохранение национальной идентичности. В эту эпоху важно не забывать об исторических перипетиях складывания литератур в крупных наднациональных объединениях вроде Российской империи. Нельзя сводить всё к достижениям так называемых «титульных наций», игнорируя вклад представителей прочих народов. Ещё совсем недавно высказанный тезис не вызывал сомнений. Советское государство видело себя «содружеством народов» и противопоставлялось предшественнику на той же территории, называя его «тюрьмой народов». Выражение вошло в обих
Оглавление
Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Вместо предисловия

Российское общество многонационально, а его культура представляет собой лоскутное одеяло, сотканное из проявлений культур отдельных народов. Прекрасным примером служит творчество Адиль-Гирея Кешева (1837?–1872), который осваивал в литературных формах культурный опыт народов Северного Кавказа. Однако обращение к его произведениям имеет и другие аспекты актуальности.

Сегодняшний мир претерпевает бурные и взаимоисключающие процессы глобализации и борьбы отдельных народов за сохранение национальной идентичности. В эту эпоху важно не забывать об исторических перипетиях складывания литератур в крупных наднациональных объединениях вроде Российской империи. Нельзя сводить всё к достижениям так называемых «титульных наций», игнорируя вклад представителей прочих народов.

Ещё совсем недавно высказанный тезис не вызывал сомнений. Советское государство видело себя «содружеством народов» и противопоставлялось предшественнику на той же территории, называя его «тюрьмой народов».

Выражение вошло в обиход с лёгкой руки В. И. Ленина. В статье 1914 года «О национальной гордости великороссов» будущий создатель советского государства повторил метафору А. де Кюстина о национальной политике Николая I в 1830х годах.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Справедливости ради стоит сказать, что само по себе выражение «тюрьма народов» сформулировал Д. Мадзини в отношении монархии Габсбургов конца XVIII века. Та формально входила в состав Священной Римской империи и только в 1804 году стала вполне независимым образованием под названием Австрийской империи, трансформировавшись в 1848 году в Австро-Венгрию.

Яркая фигура Ленина, равно как его масштабные свершения, отодвинули предшественников и поводы для их высказываний. После 1917 года «тюрьмой народов» стала царская Россия на всём протяжении её существования, включая имперский период (1721-1917). Про остальные «тюрьмы народов» вспоминали реже.

В современную эпоху стремление учесть вклад народов России в развитие межнационального государства поддерживается на всех уровнях федерального законодательства. В самой Конституции создателем государства называется «многонациональный народ».

Тем удивительнее, что в широких слоях общества литературу досоветского периода продолжают именовать преимущественно «русской классической», а писателей советской эпохи либо «русскими советскими», либо только «советскими». На этом фоне вклад представителей отдельных народов затушёвывается, хотя известны крымско-татарские корни Н.М. Карамзина или африканские – А.С. Пушкина.

Конечно, не следует переоценивать национальный компонент в деятельности того или иного автора прошлого и настоящего. Это грозит уходом в другую – националистическую – крайность. Однако не вполне справедливо полностью игнорировать особенности национального характера того или иного писателя.

В конце концов, во все времена писатели не просто складывали слова в увлекательные истории. Они служили проводниками духовной культуры своего народа, помогая окинуть взглядом и оценить нематериальное богатство, накопленное предками. Тем самым в настоящем строился мост из прошлого для уверенного движения поколений в будущее.

Сегодня массами овладевает понимание необходимости возрождения культурных ценностей прошлого. Приходит коллективное осознание, что подрастающее поколение нельзя воспитывать в отрыве от нравственных устоев и принципов народной педагогики. Но процесс протекает крайне неспешно и требует ускорения.

Ценность традиций любого народа выливается в демонстрацию бережного отношения к родному очагу, земле, истокам. Смысл этих ориентиров особенно проясняется в кризисные моменты, в годы испытаний.

Возвращение к истокам требует пристального внимания к носителям идеалов в прошлом. В таковом качестве выступали и выступают писатели, ориентированные на просветительскую деятельность.

В частности, Адиль-Гирей Кешев стал одним из первых из своего поколения просветителей, кому удалось реализовать требование В. Г. Белинского, что «поэт должен выражать не частное, а общее и необходимое».

Представление героя

Адиль-Гирей Кешев, известный под литературным псевдонимом Каламбий (араб. «владеющий пером», «господин пера»), стал одним из зачинателей просвещения на Северном Кавказе.

Национальная принадлежность писателя оставляет место для споров. В науке признают оправданной возможность отнести Кешева к абазинам. Выглядит опрометчивым сужать его деятельность до просветительства одних лишь адыгов, как часто делают, или же вводить термин «абазинский просветитель».

В любом случае, писатель стремился раскрыть культурный потенциал народов Северного Кавказа. В произведениях он поднимал темы национального самосознания, борьбы за независимость и социальной справедливости.

Много сил Кешев отдал запечатлению жизни горского аула в шестидесятых-семидесятых годах девятнадцатого столетия, то есть в период реформ Александра Второго и сразу после них. В рассказах и очерках содержалось обилие этнографического материала.

Писатель отдавал дань моде тех времён и ориентировался прежде всего на русского читателя. Для описания жизни на Кавказе он использовал собирательный термин «черкесы». Что заставляло читателей полагать исключительно адыгский колорит историй. Но относились произведения не только и не столько к адыгам.

С полным правом следует обращаться к произведениям Кешева как источнику для историко-этнографических исследований самых разных народов, населяющих Кавказ. Как сказано, абазин по происхождению, писатель не мог не использовать знания быта горного аула, хорошо знакомого ему с детства.

Помимо сугубо литературно-художественных, Кешев известен публицистическими работами. В них обсуждались особенности царской политики на Кавказе. Писатель последовательно отстаивал равноправие народов региона.

Творчество Кешева оказало значительное влияние на развитие литературы и культуры народов Северного Кавказа, с частым акцентом на адыгском колорите обычаев и преданий. Произведения перевели на многие языки мира и признали в России и за её пределами.

Всё это позволяет говорить о непреходящей ценности наследия славного сына Северного Кавказа, свидетельствуя об актуальном характере его изучения.

Биография вкратце

Адиль-Гирей Кешев появился на свет в 1837 году в Кечевском ауле Зеленчукского округа Верхнекубанского приставства. Год рождения вызывает сомнения, ибо иногда называют 1840, причём ссылаются на дела Ставропольского архива. Но в значительной части источников фигурирует 1837. Видимо, вопрос до конца не решён, ибо ошибки не исключены даже в архивных записях.

Имеются разночтения и в трактовке происхождения. Наиболее вероятно, что отцом Кешева выступил князь Кучук Кечев (Кячев). По этнической принадлежности писатель выступал абазином. Во всяком случае, нет оснований не доверять аргументам ведущего специалиста в этом вопросе – профессора В. Б. Тугова.

Так или иначе, в те времена только аристократическое происхождение, принадлежность к родовой горской знати открывали доступ к получению достойного образования.

Карта Кавказа, 1837 год. Изображение из открытого источника
Карта Кавказа, 1837 год. Изображение из открытого источника

В период с 1850 по 1858 годы Кешев проходил обучение в Ставропольской мужской гимназии. Учебное заведение стало прямо-таки кузницей кадров для кавказской интеллигенции. Его создали в 1837 году для подготовки местных чиновников-управленцев. Но не только. Отсюда же вышли выдающиеся деятели национальных культур: классик осетинской литературы Коста Хетагуров, этнограф Иналуко Тхостов, поэт и публицист Инал Кануков, кабардинский педагог Кази Атажукин, балкарский скрипач Султан-Бек Абаев.

Кешев не затерялся на общем фоне. Он оказался одним из лучших учеников гимназии, всегда числился в первых рядах по успеваемости. Упор же делал на литературу. О серьёзности увлечения ею красноречиво говорят успехи в гимназических конкурсах. Темы, которые юноша выбирал, отличались сложностью, а работы — самостоятельностью, глубиной и оригинальностью.

Так, на конкурсе 1857 года представлялось сочинение «О характере героев в современных русских повестях и романах». Жюри высоко оценило работу. По свидетельствам современников, Кешев смог преодолеть ограничения, которые накладывало на него рождение в отдалённом селении.

Воспитанник Ставропольской гимназии происходил из числа так называемых «почётных горцев». Тем самым родился и воспитывался в среде феодальной знати, чуждой и даже противоположной по интересам, привычкам и образу жизни российского общества. Это не помешало понять и верно оценить значение лучших типов русской литературы, а также показать их отношение к реальной жизни.

Ставропольская мужская гимназия. Изображение из открытого источника
Ставропольская мужская гимназия. Изображение из открытого источника

Именно поэтому сочинение Кешева отметили заслуженной похвалой. Кроме того, автор написал его даже более чистым и правильным языком, чем работы некоторых русских учеников старшего класса.

В следующем году Кешев участвовал в конкурсе с работой под названием «Сатира в эпоху Петра, Екатерины и в настоящее время». Сочинение заслужило высокую оценку от членов жюри, удостоилось первой премии. Отмечали способность Кешева делать самостоятельные выводы, ставшие результатом глубокого анализа творчества авторов и эпохи, о которой они писали.

В итоге Кешев справедливо прослыл одним из лучших выпускников, заслужил высокие оценки по всем предметам, но акцент поставил всё же на литературе. В этом ему во многом помог учитель русской словесности Ф. В. Юхотников, выпускник Московского университета. Учитель оказался знатоком и большим поклонником русской и мировой классики.

Серьёзность литературных увлечений Кешева подтверждают не только успехи в гимназических конкурсах, но и признание за пределами учебного заведения. Показательно, что тогдашний директор гимназии Я. М. Неверов отправил работу «Сатира в эпоху Петра, Екатерины и в настоящее время» издателю журнала «Русский педагогический вестник». Этим убедительно подтверждались учебные успехи горцев, их одарённость, способности и усердие в науках.

В конце 1858 года Кешев с отличием окончил гимназию и получил рекомендацию для поступления в Петербургский университет. Чтобы лучше подготовиться к поступлению в столичное высшее учебное заведение, он в течение года посещал специальный класс при гимназии. И там серьёзно занимался литературным творчеством.

Литературные свершения

Первые рассказы «Два месяца в ауле», «Ученик джиннов», «Чучело» вышли в 1859-1860 годах в журнале «Библиотека для чтения». Молодой писатель ярко живописал быт кавказских горцев.

Пример журнала "Библиотека для чтения". Изображение из открытого источника
Пример журнала "Библиотека для чтения". Изображение из открытого источника

Стоит отметить, что публикация ранних произведений в авторитетном издании подтвердила высокий уровень художественного мастерства автора и растущий интерес к нему со стороны искушённой столичной публики.

В произведениях правдиво и без идеализации изображался быт и нравы черкесов (адыгов) – народа, о котором тогда мало что в массе своей знал русский читатель. Только человек, выросший в аутентичной среде, мог с мельчайшими подробностями передать особенности быта и характера народа.

Автор подписал опубликованные работы псевдонимом Каламбий. Это скрыло обстоятельства его происхождения. Вероятно, именно сохранение известной доли анонимности позволило затронуть не только традиционные «мужские» темы благородства, чести и достоинства, но и коснуться вопроса о женской доле на Кавказе. Тема серьёзно заинтересовала молодого писателя.

Судьбы героинь Кешева часто трагичны, в особенности у Залихи в «Двух месяцах в ауле». Автор в целом высказывался против порабощения и зависимости адыгских женщин. Он оспаривал права родителей распоряжаться судьбой детей, строить браки по расчёту, обусловленные родовыми интересами. Звучал призыв к признанию права женщины на счастье и любовь, свободу выбора в браке и на образование.

Героини олицетворяли растущее самосознание женщин Кавказа. В итоге писатель создал относительно новый образ, во всяком случае, что касается адыгской литературы.

В произведениях предшественников женщины представали воительницами, романтично возвышенными над обыденной жизнью и своей естественной сущностью. Таковыми виделись, например, героини Султана Хан-Гирея.

Романтический подход казался этому автору вполне оправданным. Хан-Гирей представлял одну из младших ветвей крымской ханской династии Гиреев и одновременно принадлежал к адыгской аристократии, равно как занимался этнографией, фольклористикой, искусствоведением. Он создал азбуку родного языка, слыл автором проектов по «гражданскому устройству» своего народа.

А в произведениях Кешева женщины просты и естественны в своей женственности. Они страдают от бесправия, но полны решимости бороться за счастье, мечтают о лучшей жизни и образовании.

Примечательно, что писатель обращал внимание и на женщин из крестьянской среды. Он описывал, как они подвергались не только нравственному порабощению, но и жестокой экономической эксплуатации.

В 1860 году в журнале «Русский вестник» в Санкт-Петербурге увидела свет повесть «Абреки», а в 1861 году – очерк «На холме».

Пример выпуска  журнала "Русский вестник". Изображение из открытого источника
Пример выпуска журнала "Русский вестник". Изображение из открытого источника

Первое произведение вызывает скорее этнографический интерес. В «Абреках» повествуется о герое, который борется за свободу своего народа. Автор поднял темы патриотизма, героизма и самопожертвования. Женская тема тоже отражена. В образе Маты удалось показать всё более решительное неприятие женщинами роли покорной рабыни.

В работе «На холме» Кешев затронул одну из ключевых проблем литературы своего времени – положение крестьянства. Автор вдохновлялся произведениями русских писателей, посвящёнными крестьянскому быту. В их числе «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Деревня» Д. В. Григоровича и «Очерки народного быта» М. В. Успенского. Особенно прослеживается влияние И. С. Тургенева.

Кешев показал крестьян как производителей материальных благ, от которых зависело существование аула и его жителей. И тут же пояснял экономическую и юридическую зависимость от хозяев.

Дворянство тогда имело неограниченные права над своими крестьянами, что позволяло жить за счёт их труда, проводить время в праздности и разъездах. Крестьяне, которых обирали господа, постоянно испытывали материальные трудности вследствие неурожаев и общей примитивности ведения хозяйства.

И всё-таки, несмотря на унижение и бедность, земледельцы сохраняли человеческое достоинство и безмолвными холопами не были. Они с презрением относились к господам, открыто критиковали их образ жизни. Вместе с тем Кешев подчеркнул ограниченность крестьянского мировоззрения, показал оценки ими собственных поступков по принципу «так принято».

В любом случае в нравственном отношении крестьяне возвышались над господами. Кешев разделял взгляды писателей-демократов, которые отвергали утверждения славянофилов о том, что русским крестьянам свойственны приверженность к патриархальному быту, враждебность к любым нововведениям и религиозный фанатизм. На примере северокавказских крестьян, которые находились в аналогичных условиях, он показал несостоятельность славянофильских представлений.

В произведении крестьяне наделены крайне привлекательной чертой, которой не могли похвастаться чванливые дворяне. В отличие от хозяев, крестьяне признавали несовершенство окружавшего их быта. Кроме того, они показывались как любознательные, заинтересованные в культуре других народов люди. Неизбежная религиозность крестьянской среды уравновешивалась критичным настроем в отношении религии и её наперсников.

Замечательно и то, что автор смог показать социальную основу нравственного превосходства крестьян над дворянством. Нравственная красота выступает достоянием только тех, кто трудится. Праздная же жизнь ведёт лишь к упадку и разложению.

Подвиг просветителя

Кешев планировал учиться на факультете восточных языков Петербургского университета. Он желал посвятить жизнь именно этому делу. Однако уже в 1861 году за участие в студенческих волнениях его исключили.

В конце ноября 1861 года Кешев вернулся в Ставрополь и начал новую карьеру. Он выступил переводчиком с черкесского языка в канцелярии начальника Ставропольской губернии. Затем работал учителем того же языка в гимназии.

Однако в конце 1866 года черкесский язык исключили из учебной программы гимназии. Кешев перешёл на должность секретаря в Ставропольскую контрольную палату. За выслугу лет его перевели в коллежские секретари со старшинством. Служба в Ставрополе продолжалась до лета 1867 года.

В августе 1867 года Кешев переехал во Владикавказ, административный центр Терской области. Здесь стал редактором газеты «Терские ведомости». Он привлёк к работе в газете известных кабардинских просветителей: Кази Атажукина и Дмитрия Кодзокова, осетинского этнографа Иналуко Тхостова, ингушского общественного деятеля Адиль-Гирея Долгиева.

Газета включала два основных раздела: официальный и неофициальный. В первом публиковались распоряжения, приказы и прочие юридические документы высшего и местного начальства. Во втором давались сведения о событиях и происшествиях в мире, которые получали от Русского телеграфного агентства; публиковали этнографические, статистические и прочие наблюдения и факты.

Газета "Терские вести" №1, 1868 год. Изображение из открытого источника.
Газета "Терские вести" №1, 1868 год. Изображение из открытого источника.

С современной точки зрения особый интерес представляет именно неофициальный раздел газеты. Здесь отметились осетинские просветители-публицисты Г. М. Цаголов, Х. Уруймагов, историк С.А. Туккаев и многие, многие другие.

Кроме того, выходили статьи самого Кешева, ингушского этнографа Чаха Ахриева, а также представителей русской интеллигенции: А. Прянишникова, Н. Семенова, А. Косташ, В. Вербицкого.

Кешев слыл убежденным демократом. Он справедливо полагал, что только образование и просвещение народов Северного Кавказа выведут их на путь прогресса.

Эстетические взгляды, идейное содержание произведений и особенности творческого метода Кешева формировались под воздействием передовой русской общественной мысли и литературы 50-х годов XIX века. Вслед за В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым Кешев рассматривал литературу как отражение современной действительности, её главных общественных интересов.

Увы, в полной мере реализовать свой потенциал писатель и просветитель не успел. Он скончался в 1872 году во Владикавказе, оставив добрую память о короткой, но яркой деятельности на посту главного редактора «Терских ведомостей».

Вместо заключения

Произведения Кешева представляют собой глубокое погружение в мир культуры и традиций народов Северного Кавказа. В своих работах он обращался к жизни простых людей, их радостям и горестям, что оказало значительное влияние на развитие литературы.

Кешев выступил одним из первых писателей, активно исследовавшем возможности приобщения к литературному творчеству носителей родного языка. Произведения на основе преданий и обычаев Северного Кавказа, в частности черкесов (адыгов) стали важным источником информации о культуре и истории народов этого региона. Творчество получило высокую оценку критиков, которые отмечали глубокое понимание местной культуры и умение передавать её особенности в своих произведениях.

Деятельность Кешева стала важным этапом в складывании полифонии голосов русской, а точнее российской литературы и культуры в их северокавказском преломлении. Его работы не только помогают сформировать представление о культурных и социальных особенностях Северного Кавказа второй половины XIX века, но и освещают важные вопросы, ничуть не потерявшие актуальности в наши дни.