Найти в Дзене
GearTime

Конкурент «Запорожца» - ИМЗ-НАМИ А50«Белка»

В этой статье мы поговорим про малоизвестный автомобиль под названием ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка», что это вообще такое, а также, почему «Белка» проиграла «Запорожцу». После Великой Отечественной Войны и до конца 1950-х годов, перед многими заводами стояла непростая задача, разработать недорогие и компактные автомобили, которые бы пригодились инвалидам ВОВ или же семьям с небольшим достатком. > Простыми словами, страна нуждалась в компактных и дешевых в изготовлении машин для народа. Проект компактного автомобиля вагонной компоновки, начатый в 1955 году, стал результатом сотрудничества Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) и НАМИ. Инициатором проекта выступил заместитель главного конструктора ИМЗ Ф.А. Реппих, обратившийся за помощью к специалистам НАМИ (Ю.А. Долматовский, В.А. Арямов, К.В. Зейванг, К.В. Корзинкин, А.Е. Оксентьевич и др.) из-за отсутствия на ИМЗ необходимых компетенций для самостоятельной разработки. Изначальная концепция автомобиля, по словам В.А. Арямова, описывалась фор
Оглавление

В этой статье мы поговорим про малоизвестный автомобиль под названием ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка», что это вообще такое, а также, почему «Белка» проиграла «Запорожцу».

История создания

После Великой Отечественной Войны и до конца 1950-х годов, перед многими заводами стояла непростая задача, разработать недорогие и компактные автомобили, которые бы пригодились инвалидам ВОВ или же семьям с небольшим достатком.

> Простыми словами, страна нуждалась в компактных и дешевых в изготовлении машин для народа.

Проект компактного автомобиля вагонной компоновки, начатый в 1955 году, стал результатом сотрудничества Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) и НАМИ.

Инициатором проекта выступил заместитель главного конструктора ИМЗ Ф.А. Реппих, обратившийся за помощью к специалистам НАМИ (Ю.А. Долматовский, В.А. Арямов, К.В. Зейванг, К.В. Корзинкин, А.Е. Оксентьевич и др.) из-за отсутствия на ИМЗ необходимых компетенций для самостоятельной разработки.

Изначальная концепция автомобиля, по словам В.А. Арямова, описывалась формулой

Посадочных мест - 5
Масса - 500кг
Расход топлива - 5 л/100 км,
Запас хода - 500 км
Двигатель объемом - 500 см³.

Однако, реализация проекта столкнулась с трудностями. Вместо планировавшегося двигателя НАМИ пришлось использовать серийный оппозитный двигатель М-72 (750 см³), что потребовало принудительного воздушного охлаждения. Тормозная система использовала гидравлические мотоциклетные тормоза, а подвеска была независимой.

> Первые образцы «Белки» комплектовались 3-ступенчатой коробкой передач от Москвича, позднее замененной на разработанную НАМИ.

Функциональность и внешний вид

Основной вариант исполнения «Белки»
Основной вариант исполнения «Белки»

Оригинальная конструкция автомобиля предусматривала доступ на передние сиденья через откидывающуюся вперед переднюю панель с частью крыши и рулевой колонкой. Однако, это решение снижало герметичность салона, особенно во время дождя.

Основной вариант исполнения «Белки»
Основной вариант исполнения «Белки»

Задние пассажиры попадали в салон через единственную правую дверь.

Необычный для своего времени дизайн, подчеркивавший авангардный подход к автомобилестроению, объяснялся стремлением максимально использовать внутреннее пространство. Это привело к необычному расположению сидений:

переднее — над передней осью, заднее двухместное — над задним мостом.

Бензобак пристроили под заднее сиденье, багажник — за его спинкой, а запасное колесо — под панелью приборов, правее рулевого вала, между панелями передней стенки кузова.

Для повышения маневренности использовались малогабаритные шины на дисках от мотоколяски С-1Л.

Так же инженерами был создан второй, более простой в исполнении вариант «Белки» для сельского хозяйства.

Сельский вариант «Белки» с тентом.
Сельский вариант «Белки» с тентом.

Сельский вариант «Белки» с тентом.
Сельский вариант «Белки» с тентом.

Сельский вариант «Белки» с открытым верхом.
Сельский вариант «Белки» с открытым верхом.

Сельский вариант «Белки» с пластиковой крышей.
Сельский вариант «Белки» с пластиковой крышей.

Почему проект провалился?

Испытания ИМЗ-НАМИ-А50 показали, что по проходимости и комфорту салона он превосходит зарубежные аналоги, но уступает им в динамике, расходе топлива и, главное, надежности мотоциклетного двигателя.

Несмотря на планы по серийному производству и разработке целого семейства автомобилей на базе "Белки" (с различными типами привода и расположением двигателя), проект был фактически закрыт 30 января 1957 года после принятия решения о создании "Москвича-444" (аналога FIAT 600) и будущего "Запорожца". Агрегаты, предназначенные для доработки прототипов "Белки", были переданы на МЗМА.

Несмотря на оригинальность, "Белка" с её маленькими колёсами, ненадёжным двигателем и сложной конструкцией передней панели оказалась нежизнеспособной в условиях СССР.

В отличие от неё, "Запорожец", несмотря на недостатки и более высокую цену, стал успешным и востребованным автомобилем своего времени.

Спасибо за внимание!

> Понравился ли вам данный автомобиль?