Найти в Дзене
Валентина Яроцкая

Размышление о высоте заборов и их влиянии на менталитет человека

По мере того, как люди накапливали свои богатства и отдалялись друг от друга, вырастали и заборы. Я помню украинское село в шестидесятые годы прошлого века. Там жила моя бабушка Поля. Участок возле дома огораживали не от людей – от скота, чтобы какая-нибудь корова не забрела на огород, если вдруг окажется на улице без присмотра. Мы с сестрой почти ежедневно ходили к бабушке в село из районного центра, где жили с родителями. Расстояние было небольшое – всего три километра, ходить к бабушке за молоком через поле с васильками и ромашками было для нас удовольствием. Мы часто видели, как брело в селе стадо коров, растянувшееся по всей улице. Пастух не успевал следить за всеми бурёнушками. Вот «тын» и помогал защищать грядки, если вдруг какой-нибудь рогатой скотинушке вздумалось бы забрести и полакомиться сочными огурцами или набирающими силу кочанами капусты. «Тын», как называла его бабушка, – это были прибитые к столбикам две поперечные жердины, так что высота ограждения составляла не бол

По мере того, как люди накапливали свои богатства и отдалялись друг от друга, вырастали и заборы. Я помню украинское село в шестидесятые годы прошлого века. Там жила моя бабушка Поля. Участок возле дома огораживали не от людей – от скота, чтобы какая-нибудь корова не забрела на огород, если вдруг окажется на улице без присмотра.

Фото картины из открытого доступа в Интернете. Приблизительно такие изгороди я видела в  деревне у бабушки...
Фото картины из открытого доступа в Интернете. Приблизительно такие изгороди я видела в деревне у бабушки...

Мы с сестрой почти ежедневно ходили к бабушке в село из районного центра, где жили с родителями. Расстояние было небольшое – всего три километра, ходить к бабушке за молоком через поле с васильками и ромашками было для нас удовольствием. Мы часто видели, как брело в селе стадо коров, растянувшееся по всей улице. Пастух не успевал следить за всеми бурёнушками. Вот «тын» и помогал защищать грядки, если вдруг какой-нибудь рогатой скотинушке вздумалось бы забрести и полакомиться сочными огурцами или набирающими силу кочанами капусты. «Тын», как называла его бабушка, – это были прибитые к столбикам две поперечные жердины, так что высота ограждения составляла не больше метра, и никто не стремился городить сплошные заборы, а что прятать-то?

Такие же ограждения я видела и на маминых фотографиях из её вологодской деревни – простые жердины, отделявшие участки от улицы.

Жили открыто, богатства свои за высокими заборами не прятали, потому что богатств этих и не было. Но необходимое и достаточное у всех было. А потом стали везде входить в моду заборы сплошные и ограды каменные… Если человека по одёжке встречали, то само хозяйство выставляло забор как визитную карточку. Чем выше и богаче ограждение вокруг усадьбы, тем, значит, богаче хозяин. С одной стороны, на самом деле, чем ставить деревянный забор, который всё равно будет ветшать и гнить, лучше каменный поставить – навечно, чтобы внуки и правнуки, как памятником, дедовским забором любовались. А с другой стороны, чем сильнее ты от соседей отгораживаешься, тем подозрительнее они на тебя смотрят. Тем сильнее разрушается общинное сознание, которое испокон веков на Руси у людей было главным, определяло их менталитет.

Фото из открытого доступа в Интернете. Каков заборчик!?)))
Фото из открытого доступа в Интернете. Каков заборчик!?)))

Времена, когда люди тын, плетень, заборчики, оградки из ивовых прутьев плели, канули в вечность. Есть теперь разные материалы для ограждений. Металлические или пластиковые сетки вполне подходят для тех, кто богатства свои за сплошными двухметровыми каменными или железными заборами не прячет, потому что нет этих «богатств», потому и чужих глаз бояться нечего – ни пикников пьяных, ни гастарбайтеров с газонокосилками, ни домиков для охраны на таких открытых «фазендах» не увидишь. Грядки с картошкой и клубникой, кусты смородины да клумбы никто прятать от чужих глаз не будет. Так что наш дачный участок открыт всем взорам. Сначала был плетень из жердей, чтобы собаки не забегали на грядки, потом поставили сетку: где металлическую, где пластиковую. И калитка на завёртышке – замок на ней не прижился, да и смысла в нём нет. Нет, мы, конечно, понимаем, что в наше отсутствие кто-то чужой может зайти во двор, но что у нас на участке взять можно? Да и веранда открыта, какой-то нехитрый дачный скарб типа огородного инвентаря там лежит – кому он нужен? Чем меньше человек обрастает «богатством», тем меньше он боится его потерять, тем больше у него доверия к людям и тем честнее и открытее его душа.

Некоторые люди у нас в посёлке «от воров» по забору вокруг огорода колючую проволоку протягивают, а муж категорически такой вариант отверг. Колючка напоминает концлагерь, не должен человек отгораживаться от мира колючкой, пусть даже в этом мире порою и встречаются пакостные воришки.

На наш «заборчик» из сетки взбирается мышиный горошек – к концу лета сетка превращается в зелёную оградку с висячими на ней гроздьями стручков горошка. И реку, и лес такой невысокий заборчик не заслоняет – смотри, любуйся, чувствуй себя частью этого мира – реки, леса, небесного простора…

– Хм, тут явно нищеброды живут… – говорит, наверное, одна дама другой, когда они случайно забредают по тропинке на берег реки и идут мимо нашей дачи.

– Тут живут открытые и добрые люди, – говорит, возможно, один турист другому, когда они, плывя по реке, останавливаются у нашего домика.

У каждого своё отношение к жизни, свои цели, свои приоритеты: строить дворцы, окружая их высокими стенами и охраной, или жить в хижине среди природы, на берегу реки, в тихом лесном уголке, своими трудами и своим умом.

А вот общинное сознание русского человека от высоких заборов сильно пострадало…

Фото из открытого доступа в Интернете.  Заборы, за которыми люди  не прячутся и ничего не прячут...
Фото из открытого доступа в Интернете. Заборы, за которыми люди не прячутся и ничего не прячут...

Известный актёр и поэт Михаил Ножкин давным-давно, в то время, когда мы жили при социализме, пел:

Зачем человеку заборы?

Заборы мешают людям.

Я верю, что очень скоро

Заборов совсем не будет…

Ошибся этот прекрасный человек: заборы в России теперь растут всё выше и выше… А мы, поколение бывших советских людей, уж и так будем доживать – с невысокими заборами из сетки-рабицы…