Добрый день! Я долго подступалась к описанию истории старинного и такого родного для меня храма, который занимает особое место в нашей семье.
Храм Николо-Мокринский самый замечательный по своим древностям и единственный во всем Ярославле, как оставшийся без переделок и искажений. В нем все составляет, по мнению археологов, драгоценные материалы для изучения русской стенописи и зодчества XVII века. Иконостас, живописи, царские седалища (места), купель, подсвечники и множество других старинных предметов и вещей достойны полного и всестороннего внимания. Величественная священная русская старина является здесь во всей своей красоте.
О храме будет точно не одна статья, ведь у меня столько информации, которой хотелось бы поделиться, поэтому начнем немного издалека..
Сложение самобытного стиля иконописи Ярославля произошло во многом благодаря исторической судьбе города. В начале XVII века в Смутное время Ярославль становится временной столицей нашей страны.
Интересный факт: Москва и другие крупные города были заняты польско-литовскими интервентами. И только Ярославль был единственным возможным городом, который смог объединить народ для борьбы с ними. В апреле 1612 года в Ярославль прибыли освободительные войска ополчения Минина и Пожарского. Ополчение в этом городе укрепилось настолько, что был создан «Совет всея земли», который расположился в Спасо-Преображенском монастыре и стал в то время своеобразным правительством. В совет входили знатные ярославские купцы, служилые и посадские люди из многих городов российских. В городе начали чеканиться государственные монеты, стали работать государственные учреждения, власти так же занимались административными, судебными и другими вопросами. Постепенно формировалась освободительная армия, которая должна была пойти на Москву. В июле Минин и Пожарский двинулись с 20-тысячным войском на Москву. В августе 1612 года им удалось освободить Кремль от польского гарнизона, а затем и полностью прогнать поляков из города.
Экономический подъем города в XVII веке обеспечил размах каменного церковного зодчества и расцвет фресковой иконописи.
По преданию первая Никольская церковь была построена в начале XV века на берегу реки Которосль на месте языческого капища, на безбрежном море можжевельника Спасской слободы. К храму вела узкая дорога через Паутов ручей и дорога пошире - через Ершов ручей. Храм возник на территории, которую условно можно назвать «междуречьем» (топонимическое название Эдема, где были сотворены Богом первые люди).
Рядом не было жилья, так как в можжевельнике люди не селились, считалось, что там скапливается отрицательная энергия. Получалось, что храм вбирал в себя отрицательную энергию и преобразовывал ее в положительную.
Первые прихожане устремились к появившемуся острову-храму. Церковному приходу уже около 600 лет. А это 30 поколений верующих, надеющихся и любящих!
Первое документальное свидетельство мы находим в грамоте царя Василия Шуйского (царь Василий IV) Спасскому монастырю в 1606 году. В ней говорится, что деревянная церковь построена в Спасской слободе на деньги, пожалованные Василием III.
Василий III (1479-1533), великий князь Владимирский и Московский, сын Ивана III и Софьи Палеолог (византийская принцесса), отец Ивана IV Грозного. Сделал пожертвование на возведение церкви, вместе с первой женой Соломонией Сабуровой ездили по храмам молиться о ребенке (после 20 лет ожидания ребенка Василий III сослал в монастырь свою жену за бездетность).
С течением времени у храма появились два врага - вода и огонь. Ручьи изменили свое направление и ушли под землю. Паутов ручей превратился в большую реку и протекает под западной частью храма.
Ярославль пережил много пожаров (в Никоновской летописи мы встречаем упоминания о них в 1221, 1501, 1536 годах). Самый сильный пожар произошел в 1658 году. Сгорело 29 храмов, пострадала и Спасская слобода и вместе с ней деревянный храм Николы Мокрого.
После пожара 1658 года проходит 7 лет. Заново отстроились дома, наладилась жизнь, у прихожан появляются деньги. Но дорога, ведущая к храму, осталась зияющей раной. После Пасхи 1665 года весь приход крестным ходом отправился в Ростов за благословением митрополита на возрождение церкви. Крестный ход предполагал участие всех прихожан вне зависимости от возраста и здоровья, при этом соблюдали строгий пост. При молитвенной поддержке прихожан удается заложить первый камень будущей церкви.
О закладке каменной церкви 6 августа 1665 года сообщает грамота Иона Сысоевича (митрополит Ростовский и Ярославский в 1652-1690 годах), который по указу царя Алексея Михайловича благословляет поставить каменную церковь Святого Николая Чудотворца с двумя приделами (Святой Варвары и Святого Алексия (XII век, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, Чудотворец)).
Прихожане обратились к царю Алексею Михайловичу, который дал денежную сумму, необходимую для выполнения трети работ.
Росло строительство храма, росло и население Спасской слободы. В Ярославле произошел расцвет ювелирного промысла, увеличивалось число жертвователей. Большой вклад внесли ярославские купцы Астафий Лузин и Андрей Лешин.
В 1672 году заканчивается строительство храма с двумя пределами, галереями, крыльцом и колокольней. На колокольне установили часы с боем.
Храм освятили 14 июня 1672 года. Затем начинается великолепная роспись церкви. Но это уже совсем другая, невероятно интересная история..
Спасибо, что дочитали. Потом напишу несколько статей про уникальные фрески в храме и про его дальнейшую богатую историю.
Статья была подготовлена в соавторстве с моей мамой💐
Если у Вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях, я и мои родители с удовольствием ответим на них.