Найти в Дзене

Храм Николы Мокрого в Ярославле - величественный бриллиант нашего города

Добрый день! Я долго подступалась к описанию истории старинного и такого родного для меня храма, который занимает особое место в нашей семье. Храм Николо-Мокринский самый замечательный по своим древностям и единственный во всем Ярославле, как оставшийся без переделок и искажений. В нем все составляет, по мнению археологов, драгоценные материалы для изучения русской стенописи и зодчества XVII века. Иконостас, живописи, царские седалища (места), купель, подсвечники и множество других старинных предметов и вещей достойны полного и всестороннего внимания. Величественная священная русская старина является здесь во всей своей красоте. О храме будет точно не одна статья, ведь у меня столько информации, которой хотелось бы поделиться, поэтому начнем немного издалека.. Сложение самобытного стиля иконописи Ярославля произошло во многом благодаря исторической судьбе города. В начале XVII века в Смутное время Ярославль становится временной столицей нашей страны. Интересный факт: Москва и другие к

Добрый день! Я долго подступалась к описанию истории старинного и такого родного для меня храма, который занимает особое место в нашей семье.

Храм Николо-Мокринский самый замечательный по своим древностям и единственный во всем Ярославле, как оставшийся без переделок и искажений. В нем все составляет, по мнению археологов, драгоценные материалы для изучения русской стенописи и зодчества XVII века. Иконостас, живописи, царские седалища (места), купель, подсвечники и множество других старинных предметов и вещей достойны полного и всестороннего внимания. Величественная священная русская старина является здесь во всей своей красоте.

Фотография дореволюционного времени
Фотография дореволюционного времени

О храме будет точно не одна статья, ведь у меня столько информации, которой хотелось бы поделиться, поэтому начнем немного издалека..

-3

Сложение самобытного стиля иконописи Ярославля произошло во многом благодаря исторической судьбе города. В начале XVII века в Смутное время Ярославль становится временной столицей нашей страны.

Интересный факт: Москва и другие крупные города были заняты польско-литовскими интервентами. И только Ярославль был единственным возможным городом, который смог объединить народ для борьбы с ними. В апреле 1612 года в Ярославль прибыли освободительные войска ополчения Минина и Пожарского. Ополчение в этом городе укрепилось настолько, что был создан «Совет всея земли», который расположился в Спасо-Преображенском монастыре и стал в то время своеобразным правительством. В совет входили знатные ярославские купцы, служилые и посадские люди из многих городов российских. В городе начали чеканиться государственные монеты, стали работать государственные учреждения, власти так же занимались административными, судебными и другими вопросами. Постепенно формировалась освободительная армия, которая должна была пойти на Москву. В июле Минин и Пожарский двинулись с 20-тысячным войском на Москву. В августе 1612 года им удалось освободить Кремль от польского гарнизона, а затем и полностью прогнать поляков из города.

Экономический подъем города в XVII веке обеспечил размах каменного церковного зодчества и расцвет фресковой иконописи.

На территории в настоящее время располагается две церкви: храм Николы Мокрого (на заднем фоне) и Тихвинская церковь (на переднем плане).
На территории в настоящее время располагается две церкви: храм Николы Мокрого (на заднем фоне) и Тихвинская церковь (на переднем плане).

По преданию первая Никольская церковь была построена в начале XV века на берегу реки Которосль на месте языческого капища, на безбрежном море можжевельника Спасской слободы. К храму вела узкая дорога через Паутов ручей и дорога пошире - через Ершов ручей. Храм возник на территории, которую условно можно назвать «междуречьем» (топонимическое название Эдема, где были сотворены Богом первые люди).

Вид на парк 1000-летия Ярославля, сразу за ним протекает река Которосль
Вид на парк 1000-летия Ярославля, сразу за ним протекает река Которосль

Рядом не было жилья, так как в можжевельнике люди не селились, считалось, что там скапливается отрицательная энергия. Получалось, что храм вбирал в себя отрицательную энергию и преобразовывал ее в положительную.

Первые прихожане устремились к появившемуся острову-храму. Церковному приходу уже около 600 лет. А это 30 поколений верующих, надеющихся и любящих!

-6

Первое документальное свидетельство мы находим в грамоте царя Василия Шуйского (царь Василий IV) Спасскому монастырю в 1606 году. В ней говорится, что деревянная церковь построена в Спасской слободе на деньги, пожалованные Василием III.

Василий III (1479-1533), великий князь Владимирский и Московский, сын Ивана III и Софьи Палеолог (византийская принцесса), отец Ивана IV Грозного. Сделал пожертвование на возведение церкви, вместе с первой женой Соломонией Сабуровой ездили по храмам молиться о ребенке (после 20 лет ожидания ребенка Василий III сослал в монастырь свою жену за бездетность).
-7

С течением времени у храма появились два врага - вода и огонь. Ручьи изменили свое направление и ушли под землю. Паутов ручей превратился в большую реку и протекает под западной частью храма.

Ярославль пережил много пожаров (в Никоновской летописи мы встречаем упоминания о них в 1221, 1501, 1536 годах). Самый сильный пожар произошел в 1658 году. Сгорело 29 храмов, пострадала и Спасская слобода и вместе с ней деревянный храм Николы Мокрого.

После пожара 1658 года проходит 7 лет. Заново отстроились дома, наладилась жизнь, у прихожан появляются деньги. Но дорога, ведущая к храму, осталась зияющей раной. После Пасхи 1665 года весь приход крестным ходом отправился в Ростов за благословением митрополита на возрождение церкви. Крестный ход предполагал участие всех прихожан вне зависимости от возраста и здоровья, при этом соблюдали строгий пост. При молитвенной поддержке прихожан удается заложить первый камень будущей церкви.

О закладке каменной церкви 6 августа 1665 года сообщает грамота Иона Сысоевича (митрополит Ростовский и Ярославский в 1652-1690 годах), который по указу царя Алексея Михайловича благословляет поставить каменную церковь Святого Николая Чудотворца с двумя приделами (Святой Варвары и Святого Алексия (XII век, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, Чудотворец)).

Прихожане обратились к царю Алексею Михайловичу, который дал денежную сумму, необходимую для выполнения трети работ.

Росло строительство храма, росло и население Спасской слободы. В Ярославле произошел расцвет ювелирного промысла, увеличивалось число жертвователей. Большой вклад внесли ярославские купцы Астафий Лузин и Андрей Лешин.

В 1672 году заканчивается строительство храма с двумя пределами, галереями, крыльцом и колокольней. На колокольне установили часы с боем.

Колокольня, виднеется место, где были расположены часы.
Колокольня, виднеется место, где были расположены часы.

Храм освятили 14 июня 1672 года. Затем начинается великолепная роспись церкви. Но это уже совсем другая, невероятно интересная история..

Спасибо, что дочитали. Потом напишу несколько статей про уникальные фрески в храме и про его дальнейшую богатую историю.

Статья была подготовлена в соавторстве с моей мамой💐

Если у Вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях, я и мои родители с удовольствием ответим на них.

-9